СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Джумадилова А.К.
Преподавтель педагогики и психологии
In the article the basic points concerning personality self-determination are presented, self-determination interconnection in different spheres is shown. Special attention is paid to personality social-professional self-determination, social-professional orientation essence is revealed, its components and their expression indicators are described.
Key words and phrases: personality; self-determination; orientations; formation; components; indicators.
Включение индивида в общество в качестве полноценного субъекта познания, труда и общения предполагает самоопределение личности.
Жизненное или социальное, в широком смысле, самоопределение - это деятельность личности по самореализации, исходя из свойственных ей потребностей, возможностей, наличного «Я» и тех требований, которые предъявляются ей социальной средой.
Жизненное или социальное, в широком смысле, самоопределение личности состоит, как минимум, из конвенциально-ролевого, профессионального, семейно-бытового и собственно социального самоопределения [7, с. 18-19]. В случае конвенционально-ролевого самоопределения личность ставит цель занять положение в глазах наиболее значимой, референтной группы. Самоопределение личности в семейно-бытовом плане предполагает выбор спутника жизни, типа семьи, стиля жизни.
По большому счету жизненное самоопределение «является как бы итогом определенной взаимосвязи социального, профессионального, общественно- политического, мировоззренческого, межличностного и других видов самоопределения. Можно также сказать, что жизненное самоопределение представляет собой процесс целенаправленной выработки личностью жизненных смыслов и целей, жизненной стратегии и тактики с целью реализации своей концепции жизни» [9, с. 73]. Жизненное самоопределение проявляется в жизненных планах, которые «рассматриваются как определяемая личностью совокупность целей, их последовательность и способы реализации на жизненном пути» [8, с. 96].
Таким образом, жизненное самоопределение шире профессионального, поскольку «оно осуществляется личностью на базе общечеловеческих критериев смысла жизни, предполагает выбор жизненного пути» [1, с. 106].
Профессиональное самоопределение отражает процесс поиска и приобретения профессии, формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. При этом имеет место самоидентификация, т. е. самовыражение, объективация личности в профессии, но осуществляется она по-разному. Причем профессиональное самоопределение - это составная часть целостного жизненного самоопределения [6, с. 33].
Социальное, в узком смысле, самоопределение индивида связано с занятием им определенного места в социальной структуре общества, с его вхождением в ту или иную социальную группу, с выбором определенного варианта образа жизни.
Значимость приобретения социального положения в сознании личности переплетается с выбором профессии. Так как профессиональное самоопределение имеет социальный характер, то нет чисто профессионального самоопределения, а имеет место социально-профессиональное самоопределение личности. Выбор индивидом профессии непосредственно предопределяет и выбор социального положения. Иначе говоря, социальное самоопределение личности осуществляется через ее профессиональное самоопределение. Учитывая эту взаимосвязь, принято рассматривать социально-профессиональное самоопределение личности как
единый процесс.
Социально-профессиональное самоопределение, являясь частью общего процесса формирования личности, не сводится к одномоментному акту, а протекает поэтапно, испытывая воздействие множества факторов, как внутренних (личностных), так и внешних (неличностных).
Любой вид самоопределения предполагает осознание и соотнесение личностью своих «хочу», «могу», «имею» с требованиями окружающей среды. Результатом этого осознания и соотнесения выступают такие
феномены индивидуального сознания как жизненная, социальная, профессиональная, образовательная, трудовая и прочие ориентации.
Иначе говоря, социальная ориентация есть комплекс знаний индивида, систематизированных относительно потребностей и условий их удовлетворения. В узком смысле социальная ориентация является не чем
иным, как осознанием личностью своего места в социальной структуре общества.
Профессиональная ориентация может быть определена как направленность, как более или менее устойчивый комплекс установок личности в отношении различных сторон той или иной профессиональной деятельности. В качестве синонимов этого термина употребляются близкие ему по смыслу словосочетания.
Среди них «профессиональные устремления», «профессиональные намерения», «профессиональные предпочтения» личности и т.д.» [5, с. 13].
При этом профессиональная ориентация личности включает в себя социальный момент, она неотъемлема от социальной ориентации, то есть имеет место социально-профессиональная ориентация личности [2, с. 4].
Под социально-профессиональной ориентацией понимается направленность интересов личности на вхождение в ту или иную социально-профессиональную группу.
В социально-профессиональной ориентации личности присутствуют образовательные, трудовые и социальные установки. Данная тройственность социально-профессиональной ориентации личности обусловлена
тем, что профессиональная деятельность шире, чем трудовая, а профессия является характеристикой и отдельного человека, и общности людей, и трудового процесса [3, с. 202].
В первом значении профессия указывает на специфические навыки человека, на его знания, необходимые для выполнения определенных трудовых операций. Во втором - характеризует общность людей, обладающих однородными знаниями, умениями, навыками и (или) выполняющих однородные трудовые функции. В третьем - раскрывает специфику протекания трудовой деятельности, структуру и последовательность трудовых операций.
Несомненно, социально-культурное содержание профессии первично [4, с. 140], так как ее исходный смысл - подготовленность человека к выполнению определенного вида труда.
Итак, многоплановость понятия «профессия», отождествление его, в частности, с совокупностью знаний, умений и навыков, с видом трудовой деятельности, а также с общностью людей дифференцирует социально-профессиональную ориентацию личности на образовательную, трудовую и социальную.
Образовательная ориентация - это нацеленность, установка на образование, отвечающее притязаниям личности, ее возможностям и общественным потребностям. Ориентация на труд - это социальная установка
субъекта на овладение конкретной трудовой деятельностью с присущими ей трудовыми функциями и условиями труда. Социальная ориентация есть осознание личностью желаемого места в социальной структуре
общества и возможностей перемещения на ту или иную социальную позицию в рамках данной социальной структуры, готовность занять определенное социальное положение, войти в тот или иной социальный слой,
социальную группу.
В формировании социально-профессиональной ориентации личности участвуют ее мотивы и ценностные
ориентации. Процесс формирования социально-профессиональной ориентации личности представляется следующим [5, с. 23].
Необходимой предпосылкой формирования социально-профессиональной ориентации выступают объективные условия социально-профессионального выбора и ценностные ориентации личности в форме ее устойчивой направленности на цели социально-профессионального самоопределения.
Исходным моментом является когнитивное определение личностью социально-профессиональной ситуации, то есть субъект выясняет роль и влияние элементов ситуации на цели социально-профессионального самоопределения. Так как в ситуации существует ряд альтернатив, то возникает проблема выбора, которая разрешается личностью в процессе оценки, формирования эмоционального отношения к тем или иным элементам ситуации. Последние рассматриваются с точки зрения их значимости для реализации целей субъекта. Оценка проявляется в форме эмоционально окрашенного, ценностного отношения личности к социально-профессиональному выбору. На основе этой оценки формируются мотивы, которые непосредственно определяют состояние готовности личности к выбору социально-профессионального пути. Выделенные компоненты социально-профессиональной ориентации личности обычно выражены в разной степени.
Список литературы
1. Абасов З. А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии // Социологические исследования.
2006. № 4. С. 105-110.
2. Веревкин Л. П. Социально-профессиональная ориентация молодежи / отв. ред. Г. С. Батыгин; АН ТССР; Отделение философии и права. Ашхабат: Ылым, 1988. 76 с.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
4. Нечаев В. П. Социология образования. М.: МГУ, 1992. 199 с.
5. Оссовский В. Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи: методологические и методические проблемы со-
циологического исследования. К.: Наук. думка, 1985. 124 с.
6. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. № 5. С. 33-37.
7. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие к спецкурсу. Свердловск: Свердловский ГПИ,
1986. 141 с.
8. Силласте Г. Г. Влияние СМИ на жизненные планы и ориентации сельской учащейся молодежи // Социологические
исследования. 2004. № 12. С. 95-102.
9. Скутнева С. В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Там же. 2003. № 11. С. 73-78.
10. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социаль-
ной психологии: сб. статей / отв. ред. Е. М. Шорохова. М.: Наука, 1985. С. 89-105.