Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.

Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.
Вичужанина Людмила Сергеевна,
учитель технологии МАОУ «СОШ №133» г. Перми.
Мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив. Специалисты насчитывают в нашей стране более 7000 профессий, каждый год происходит обновление около 500 видов труда. За последние годы появилось множество новых профессий, названия которых вызывают вопрос «А что это такое?».
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально – экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда.
Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Цель профессиональной ориентации – достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении. Длительность пути к достижению этой цели может быть различной. Для одних школьников это подтверждение правильности своего профессионального выбора, для других – длинная дорога вместе с педагогом и родителями в поисках своего призвания.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. В относительно короткий срок подростку необходимо создать жизненный план – решить вопросы, не только кем быть (профессиональное самоопределение), но и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
Между тем подросток не в состоянии самостоятельно выявить и оценить собственные интересы, склонности при составлении индивидуального профессионального плана.
Задача ребенка заключается в том, чтобы найти профессию, которая была бы для него интересна, соответствовала бы его способностям, склонностям, темпераменту и пользовалась бы популярностью на рынке труда.
Профессиональную ориентацию в школе следует рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно - воспитательной работы, но не как сумму отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом она должна быть тесно связана с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляться на всем протяжении обучения в школе.
Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека , а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того , что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.
В своей работе по профессиональной ориентации я выделяю следующие направления:
- профессиональное просвещение- ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, профессиями и специальностями;
- профессиональное воспитание- воспитание у молодежи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии, а так же сфер трудовой деятельности;
- изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов;
- педагогическая профконсультация – совет учащемуся о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его личностным качествам, знаниям и склонностям.
Примерное содержании профориентации может быть следующее:
5-7 классы
Выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений, способствующих эффективному включению в деятельность, согласованную с профилем продолжения обучения в старших классах, и будущей сферой труда.
8-9 классы
Формирование потребности в самодиагностике и диагностике способностей и профессиональных склонностей, обучение соответствующим приемам.
К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание учащихся я отношу:
- урок с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а так же с демонстрацией по ходу урока или практических занятий;
- профинформационный урок;
- экскурсии в профессиональные учебные заведения;
- выставки лучших работ;
- встречи с представителями различных профессий;
- дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях.
Для проведения занятий предлагаю использовать следующие методы: беседы, диагностические методики, творческие задания, экскурсии. Очень важно при подборе методик использовать принцип разнообразия. Кроме того, необходимо подобрать такие методики, где учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями: “Карта интересов”, “Дифференциально-диагностический опросник”. С помощью теста Айзенка и “Быстрый счет” определяют учащиеся свои математические способности и уровень интеллектуального развития. Значительное место отвожу активизирующим методикам, которые направлены на формирования школьника и на вооружение его доступным средствам для реализации своих перспектив. Это профориентационные игры «Угадай профессию», игровые упражнения, дискуссии.
Большую помощь в работе мне оказывают заранее составленные карточки профессий, с помощью которых я включаю информацию о профессиях в урок. Так же знакомлю учащихся не только с профессиями, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессией.
На своих уроках я имею возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационной работы. Успех всей профориентационной работы зависит от знаний учителем психологии личности, способов ее изучения, умения найти на основе этого изучения индивидуальный подход к каждому ученику.
В образовательной области Технология имеются особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися. Разумеется, содержание ее обогащается и конкретизируется от класса к классу. Однако, работа эта эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, ее распространении, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части.










15