Презентация Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯНА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИБолотских Валентина Ивановна, учитель технологии МБОУ «ООШ №15»Лыкова Валентина Филипповна, тьютор МБОУ «ООШ №15»Старый Оскол2015 Нашему далекому предку таких задач решать не приходилось. За него все решало государство, которому нужны были люди четырех чинов: освященный (духовенство), служивый (военная и государственная служба), торговый (купцы,) и земледельный (крестьяне). В течение XVII -XIX вв. сословные ограничения были разрушены, на первый план выступили экономические. Они существуют и сейчас, но к ним прибавился целый ряд проблем, связанных с переходом нашего общества к рыночным отношениям, что делает задачу выбора профессии особенно сложной.

Некоторые молодые люди быстро включаются в новые экономические отношения, но большинство выпускников школ, решая вопросы дальнейшей учебы, трудоустройства, пребывают в положении неопределенности.Это вызывает настоятельную необходимость в организации профориентационной работы с учащимися с учетом новых социально-экономических реалий. это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию учащимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Помощь учителя технологии в ситуации выбора профессии учащимися предполагает, такую организацию их деятельности на уроках, которая бы включала: получение знаний о себе (образ «я»), получение знаний о профессии, соотношение знаний о себе и знаний о профессии (профессиональная проба).Наиболее распространенными методами профориентации на уроках технологии, активизирующими позицию учащегося, являются методы профессиональной диагностики, метод диагностической беседы, метод экспертной оценки продуктов учебной и внеучебной деятельности, метод деловых игр, профессиональной пробы, профориентационные лекции, конкурсы, выстави, экскурсии, психологические практикумы, анкетирование учащихся Для успешного выбора профессии у учащихся должны быть сформированы идейные и нравственные мотивы, определенные знания, трудовые навыки, чтобы выбор был осознанным, самостоятельным, обоснованным и правильным. методы профессиональной диагностики,метод экспертной оценки продуктов учебной и внеучебной деятельности, метод деловых игр, профессиональной пробы, профориентационные лекции, беседы,конкурсы, выставки, экскурсии,психологические практикумы,тестирование учащихся Типы профессий:«Человек – природа»;«Человек – техника»;«Человек – человек»;«Человек – знаковая система»;«Человек – художественный образ».Дифференцированно-диагностический опросник интересов Наиболее распространенным методом профориентации на уроках технологии является беседа, проводимая эмоционально, образно, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Во время беседы раскрываются наиболее привлекательные стороны конкретной профессии, её сложности, трудности. В беседе можно получить ценную дополнительную информацию от учащихся об их интересах, увлечениях, склонностях. Живой интерес вызывают у учащихся уроки, посвященные деловым играм по профориентации. Они служат диагностическим методом для определения профессиональной направленности учащихся.В процессе игры учащиеся реализуют свой личностный потенциал, раскрывают глубинную мотивацию поведения, проявляют истинные потребностно-мотивационные и профессиональные интересы. Решение производственной ситуации путем включения учащихся в «пробу сил» на уроке технологии.Деловая игра на уроке технологии «Раскрой и подготовка плечевого изделия к обработке».Профориентационные игры «Контакт», «Оптимист и скептик», «Пришельцы».Ценностно-нравственная профориентационная игра «Ветеран и бездельник». Определение особенностей распределения своего внимания (умение одновременно делать несколько дел);Определение особенностей переключаемости внимания (перестройка внимания с одного объекта на другой);«Знаете ли вы себя? Каков ваш характер?»«Общительны ли вы?» ХочуМогуНад чем поработать Анкетные данные учащегося;Состояние здоровья, рекомендации врача;Профессиональный план;Обоснованность выбора;Интересы и склонности;Особенности характера;Увлечения;Заключение. «Увлечения в свободное время» - 5 кл;«Моя будущая профессия» - 6 – 7 кл;«Я выбираю профессию» - 8 кл;«Выявление индивидуальных особенностей своей памяти». Графический редактор;Кейс – stadi;Материалы сайта «Сетевой класс Белогорья»;Компьютерные игры «Я – модельер» и др. 1.Общая характеристика профессии.2.Производственная характеристика профессии.3.Содержание и характер труда.4.Необходимые знания и умения.5.Требования, предъявляемые профессией.6.Условия труда.7.Сведения о возможности получения профессии. ВОЗМОЖНОСТИВЛЕЧЕНИЕ(интерес)ВОСТРЕБОВАННОСТЬ Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, радостная, творческая жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. ПРОФЕССИОНАЛ - ЭТО
ppt_xppt_y