Методическая разработка по работе со словарями, план работы кружка Словарь- твой советчик и друг

г. Астана Школа-гимназия №17





Лингвистические словари как средство совершенствования речевой культуры и развития навыков самообразования (методическая разработка)




Копбергенова К.Т. Учитель русского языка и литературы





Г. Астана Школа-гимназия №17
Введение

В сегодняшнем мире информационного взрыва успешность работы в той или иной сфере производства, науки, культуры зависит от умения специалиста ориентироваться в потоке информации, умения самостоятельно добывать знания.
Такое положение обязывает школу дать выпускникам не только определенную совокупность знаний, но и совокупность умений и навыков самостоятельной работы, постоянного пополнения знаний, непрерывного самообразования.
Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке, именно словари «призваны отражать успехи развития науки в области материальной и духовной деятельности, уровень развития общественного устройства, науки, культуры и искусства».
Учитель, не включающий словари в процесс обучения русскому языку, уже сейчас оказывается во вчерашнем дне методики.
В условиях интенсивного развития русского языка, которой, по словам А.М.Горького, « обогащается с быстротой поражающей» , даже вполне владеющему языком невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нем.
Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучится нормам литературного языка . Для того чтобы овладеть литературными нормами, богатством такого развитого языка, каким является русский, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру . В трудных случаях следует обращаться за справками А" различным словарям.
Существует справедливое изречение : « Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно ! ), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».
Методико - теоретические предпосылки.

В школьных программах формулируется требование обучать учеников умению пользоваться словарями. Содержание этого умения в программах не раскрывается ; не говорится и о том, в каких случаях использования словарей обязательно ; не выработаны критерии сформированности названного умения, поэтому в массовой школе словари не используются учениками и учителем, или используются крайне редко, так как ученики не умеют ими пользоваться и тратят уйму времени на поиски информации. Учитель-методист И.В.Галингер из Москвы указывает на типичную ошибку учителей: программное требование прочитывается в большинстве случаев неверно, а именно: формулирована «умение пользоваться орфографическим словарем» понимается как « пользование орфографическим словарем», что совершенно не одно и то же. Пользование словарями без обучения специальному умению не дает желаемых результатов.
В то же время учитель, не включающий словари в процесс обучения русскому языку, отстает от современных методических требований, так как за последние десятилетия создана школьная лексикография, практически так или иначе обеспечивающая все разделы курса « русский язык»; создаются учебники и совершенствуется методика с учетом возможности использования этой справочной литературы, в методике происходит движение в сторону обучения школьников умениям и навыкам самостоятельной работы и подготовки их и самообразованию.
Умение работать со справочной лингвистической литературой имеет свою структуру, которую учителю надо четко представлять. В соответствии с этой структурой и стоится методика работы со словарями.
Это сложное умение, как и всякое умение, формируется на основе определенных знаний и навыков и является итогом педагогической работы с учеником.
Какие же знания и навыки сложатся в основу умения работать со словарем?
Специально проведенные исследования в этой области и опыт работы убеждают в том, что в структуру этого умения включены: На уровне знаний :
1.знания типологии языковых словарей.
2.представление о современном русском литературном языке, его нормах и вариативности норм, о нарушениях норм литературного языка; на уровне навыков : 1 .обнаружение и квалификация языкового явления, требующего обращения и языковым словарям;
2.использование справочной литературы в соответствии с ее назначением ; 3.изменение способа чтения при работе со словарем ( просмотровое чтение, сканирование, изучающее, ознакомительное);
4.быстрое ориентирование в структуре словарных статей различных типов языковых словарей и точное извлечение искомой информации.
Основную помощь в теории и методике работы со словарями на уроках учитель может получить в трудах И.В. Галингер (« О работе со справочной лингвистической литературой на уроках русского языка в 4-6 классах».РЯШ,№2, 1986 ; « Когда и как « работают словари на уроках русского языка», РЯШ № 5, 1990),З.А. Потихи и Д.Э. Розенталя («Лингвистические словари и работа с ними в школе».М.»Просвещение»,1987),Н.Б. Масловой «Использование справочной лингвистической литературы на уроках русского языка».
В работах И.В. Галингер указываются случаи употребления русского языка, в которых обращение к словарям является не только желательным, но и обязательным, так
как только обращение к словарям является однократным средством решения этих проблем.
Попытку же обойтись без словарей ( в случаях затруднения или в спорных случаях) нужно квалифицировать как методическую ошибку.
Главный смысл обращения к словарям состоит не в получении справки для корректорской правки, но в возможности постижения языка в его полноте и глубине, что открывает неограниченные возможности проникновения в культуру народа и человечества, отраженную в тончайших оттенках в языке.
Основные умения должны направляться не на то, чтобы запоминать язык, а на то, чтобы запоминать язык, а на то, чтобы воспитывать в себе потребность и готовность постоянно его изучать, уточнять свои познания, делать открытия, таким образом утончая свое языковое чутье, воспитывая по-настоящему деловое, бережное отношение к языку и участвуя в его развитии, совершенствовании и очищении.
Изложение содержание опыта

В процессе обучения русскому языку словари требуются постоянно.
В области орфографии особенно трудны для запоминания те написания, которые не подчиняются правилам, а определяются словарем. Учебники 5-8 помещают списки непроверяемых слов, подлежащих усвоению. Но школьники нуждаются в гораздо более объемном словаре, и которому они могли бы обратиться, например, при работе над сочинением, и избежать возможной ошибки. В результате обращения к словарю в памяти школьника откладывается образ правильно напечатанного и написанного слова, тренируется моторная память руки, правильно написавшей слово.
Для объяснения и уточнения значения непонятных слов школьники используют имеющиеся в их распоряжении толковые словари, словари иностранных слов, этимологические, синонимов, антонимов.
Усвоение грамматических норм современного литературного языка ввиду присущей ему вариативности представляет значительные трудности, требует осознанности и поэтому более эффективно проходит с использованием словарей, в которых дается оценка вариантов с токи зрения современного русского литературного языка.
Опора на словари делает грамматический разбор на уроке безошибочным, повышает его обучающую функцию.
Большое значение для совершенствования и закрепления речевых и правописных навыков и умений школьников имеет их постоянное, самостоятельное- без напоминаний со стороны учителя- обращение к справочной литературе во время выполнения различных самостоятельных и творческих заданий, при совершенствовании написанного, а также при написании писем, при выпуске стенгазет и т.п.
Наконец, самостоятельная работа над ошибками диктанта, изложения, сочинения проходит при использовании словарей эффективно и увлекательно.
Каждый учитель знает, как нелегко приучить школьников общаться со словарем, как трудно бывает извлечь из него нужную информацию, как много на это уходит времени. А часто ученики просто не знают, и какому словарю необходимо обратиться за той или иной справкой ; не знают они и того, какие вообще существуют лингвистические словари.
Как же научить школьников ориентироваться в этом море справочной лингвистической литературе?
Как научить ребят самостоятельно отыскивать нужную информацию о слове? Самое тревожное, что однообразная работа может наскучить ученикам. Как заинтересовать детей, преподнести им порой утомительную работу в занимательной форме ?
Для этого я использую игры с использованием различных словарей, нетрадиционные уроки , лингвистический кружок, тесты, интеллектуальные игры.
План
Работы кружка «Словарь - твой помощник и друг»

Пояснительная записка

В процессе работы со справочной лингвистической литературой школьники усваивают орфоэпические нормы, развивают орфографическую зоркость, обогащают свой лексикон, овладевают сложным умением работать со словарями и вообще со справочной литературой. Главная цель занятий - приобщить детей к работе со словарями, через это повысить познавательный интерес к изучению русского языка. В процессе обучения русскому языку словари требуются постоянно.
В области орфографии особенно трудны для запоминания те написания, которые не подчиняются правилам, а определяются словарем. Учебники 5-8 помещают списки непроверяемых слов, подлежащих усвоению. Но школьники нуждаются в гораздо более объемном словаре, и которому они могли бы обратиться, например, при работе над сочинением, и избежать возможной ошибки. В результате обращения к словарю в памяти школьника откладывается образ правильно напечатанного и написанного слова, тренируется моторная память руки, правильно написавшей слово.
Для объяснения и уточнения значения непонятных слов школьники используют имеющиеся в их распоряжении толковые словари, словари иностранных слов, этимологические, синонимов, антонимов.
Усвоение грамматических норм современного литературного языка ввиду присущей ему вариативности представляет значительные трудности, требует осознанности и поэтому более эффективно проходит с использованием словарей, в которых дается оценка вариантов с токи зрения современного русского литературного языка.
Опора на словари делает грамматический разбор на уроке безошибочным, повышает его обучающую функцию.
Большое значение для совершенствования и закрепления речевых и правописных навыков и умений школьников имеет их постоянное, самостоятельное- без напоминаний со стороны учителя- обращение к справочной литературе во время выполнения различных самостоятельных и творческих заданий, при совершенствовании написанного, а также при написании писем, при выпуске стенгазет и т.п.
Наконец, самостоятельная работа над ошибками диктанта, изложения, сочинения проходит при использовании словарей эффективно и увлекательно.
Каждый учитель знает, как нелегко приучить школьников общаться со словарем, как трудно бывает извлечь из него нужную информацию, как много на это уходит времени. А часто ученики просто не знают, и какому словарю необходимо обратиться за той или иной справкой ; не знают они и того, какие вообще существуют лингвистические словари.
Как научить ребят самостоятельно отыскивать нужную информацию о слове? Самое тревожное , что однообразная работа может наскучить ученикам. Ведь найти какую-либо информацию в словаре для многих непросто: требуется время, усидчивость , сосредоточенность, понимание необходимости данной работы-словом, определенные умения и навыки и, главное, заинтересованность детей, преподнести им порой утомительную работу в занимательной форме? Для этого на занятиях необходимо применять игры с использованием различных словарей. Игра раскрепощает ребят, снимает психологическую нагрузку, способствует преодолению барьера страха, когда школьник, зачастую зная правильный ответ, молчит, боясь ответить невпопад. Все это исчезает в игре, дети становятся самими собой, они легко усваивают, даже не подозревая того, порой очень сложный материал.





















































Тема
Содержание и приемы работы
Кол-во ч.

1. Вводное занятие. Типы словарей. Одноязычные лингвистические словари
Принципы построения лингвистических словарей. Сопоставление словарных статей с заглавным словом звук в энциклопедическом словаре и в «Словаре русского языка» СИ. Ожегова.

1


2. Виды рационального чтения.
Просмотровое чтение. Сканирование. Тренировка в сканировании. Образцы таблицы Шульте.
1

3-4. Орфографические словари.
Анализ содержания словаря (обложка, титульный лист, содержащийся на нём текст, название книги). Просмотровое чтение, знакомство со структурой книги ( предисловие, алфавит и название букв, объяснение сокращений, собственно словарь; приложение, которое состоит из списка имён, свода важнейших правил правописания. Назначение словаря. Схема библиографических сведений :
1


авторы
название
Подзаголовок
город
издательство
Год издания


Урок-игра
Игра « Самый внимательный», игра «Самый грамотный» с использованием орфографического словаря.
1





5-6. Морфемные и
словообразовательные
словари.
Характеристика « Школьного словообразовательного словаря» З.А.Потихи под ред. С.Г.Бархударова. Анализ образцов словарных статей из «Школьного словообразовательного словаря» А.Н. Тихонова.
2

7.Урок- практикум
Практические задания со словообразовательным анализом.
1

8.Защита проектов
Защита лингвистических бюллетеней
1

9.Защита проектов
Выпуск лингвистических газет
1









10. Урок-игра
Развивающие игры с лингвистичекими словарями . Буквенная мозаика «Назови словарь, игра « Словарь- твой друг и помощник». Игры по таблице Шульте.
1

11. Этимологические словари
Сообщение учащихся на тему «Занимательная наука энциклопедия», «К истокам слова». Анализ образцов словарных статей « Учебного этимологического словаря русского языка»
1

12. Урок-КВН
«Занимательная
этимология»
Саксафон и саксаул: родичи или чужестранцы?
План:
1. Разминка «Лексические слухи»
2. Командный конкурс «Этимологический микроскоп»
3. Конкурс болельщиков «Старославянские родственники»
4. Конкурс капитанов «как вы думаете?...»
5. Домашнее задание «сказка о цветах».
1

Школьные лексико-фразеологические словари

13-14. Толковые словари
Знакомство со «Школьным толковым словарём русского языка». ( Авторы-М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П.Снетова). задачи этого словаря.
2

15. Общие толковые словари
« Толковый словарь» В.И. Даля - подлинная сокровищница меткого народного слова. Словарь русского языка СИ. Ожегова. Какие сведения о слове содержатся в этом словаре.
1

16-17. Урок-спектакль «Собирал человек слова...», посвященный В.И. Далю 2

18-19. Сочинение и их анализ
Анализ сочинений, темы: «Как меня удивило (обрадовало, огорчило...)слово», «Как я раскрыл «загадку» слова ( узнал его значение, происхождение...)», «Какое слово й считают самым добрым».
2

20-21. Словари синонимов.
Назначение словарей синонимов. Анализ словарной статьи краткого словаря синонимов В.Н.Клюевой. Игра «Цветное синонимическое лото».
2

22-23. Словари антонимов.

Как пользоваться словарём антонимов. (Состав словаря, структура словаря, структура словарной статьи). Игра «Назови антоним». Мозаика «Синонимы и антонимы».
2

24-25. Словари иностранных слов
Лексика иноязычного происхождения. Сообщения учащихся на темы: «Почему слова из одного языка проникают в другой?», «Что происходит со словами «иностранцами» в русском языке?» Знакомство со «Школьным словарем иностранных слов» ( 1983г., авторы В.В.Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова), со «Словарем иностранных слов» (М.: Рус.Яз., 1986г.) Игра «справочная бюро».
2

26-27. Фразеологические словари.
Анализ статьи «О словаре и работе с ним»« Школьного фразеологического словаря русского языка»- В.П.Жукова. Устный журнал «Почему мы так говорили». Игра «Фразеологическая мозаика».
2

28.Урок-игра
КВН « Знаешь ли ты фразеологизмы?»
1

29-30. Орфоэпические словари.
Знакомство с «Орфоэпическим словарём русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова. Нормативная характеристика слов. Ролевые игры «Культура речи -показатель общей культуры человека». Игра «Диктор».
2

31.Урок-практикум
Выпуск бюллетеней «Говори правильно».
1

32. Урок- творчества
Сочинение «Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке».
1

33.Обобщающий урок.
Обобщающий урок «В гостях у словарей». К словарям различных типов школьники будут обращаться и в последующих классах, совершенствуя и закрепляя навыки; справочная лингвистическая литература перестает быть объектом специального изучения и станет тем, чем она должна быть, - средством обучения, средством самообразования
1

34. Итоговый урок.
Рекомендации для самостоятельной работы.
1













































I .Игра по таблицам Шульте.
Таблицы Шульте используют для тренировок в сканировании.
Сканирование - быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, даты, фамилии формулировок и т. д. Развитие и тренировка зрительного аппарата и особенно периферического (бокового) зрения, позволяет мгновенно увидеть на странице текста искомую информацию.
Условия игры: найти в каждой таблице все цифры по порядку от 1до 25.Играющие должны держать таблицы на расстоянии 30-35 см от глаз и стараться не двигать глазами.
Ведущий (учитель) по секундомеру следит, сколько времени потребуется на выполнение этого задания. Если ученики нашли все цифры за 25-30 сек., то у них хороший параметр внимания; за 11-12сек., справляются с заданием после тренировок; за 7-8сек., исключительная скорость.
Образцы таблицы Шульте.
Такие таблицы дети могут использовать сами. Размер тетрадный лист. Расположение цифр произвольное.

18!5!25!8!2 13!1!9!20!7
12!22!14!20!10 24! 18! 14*16! 11
24!9!1!4!17 6!21!2!25!4
16!19!7!23!13 23! 10! 17!5!22
3!11!15!6!21 3!15!8!12!19
Для дальнейших тренировок можно заготовить и другие
варианты таблицы, меняя расположение цифр, используя алфавит
вместо цифр.


II. Буквенная мозаика «Назови словарь»
Многие дети правильно произносят названия словарей, но записать их без ошибок не могут.
Чтобы выработать у них орфографическую зоркость, проводится такая игра: в конверт вкладываются буквы, составляющие название какого-нибудь словаря. Например: ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Ученик должен догадаться, какое название перед ним и выложить его из букв на столе.
На первом этапе используются только те буквы, которые нужны, потом задание можно усложнить: добавить в конверт лишние буквы «А» и «О». Пусть выбирают. И так названия всех словарей. При помощи этой игры работа над усвоением правильного написания названий словарей идёт 14
III. Материал для составления буквенной мозаики
«Назови словарь».
Орфографический словарь
Толковый словарь
Этимологический словарь
Фразеологический словарь
Словообразовательный словарь
Словарь строение слов
Словарь иностранных слов
Словарь синонимов
Словарь антонимов
10.Орфоэпический словарь
11 .Словарь трудностей
12.Словарь омонимов
13. Словарь сокращений
14.Политический словарь
15.Энциклопедический словарь

IV. Мозаика «Словарь- твой друг и помощник»
После того, как дети ознакомлены с тем, какую информацию искать в каком словаре, им предлагается игра, также основанная на принципе мозаики. Она ненавязчива, в занимательной форме закрепляет полученные сведения о словарях. Составляется текст:
Если ты сомневаешься в том, как написать слово, посмотри в Орфографический словарь.
Значение любого слова ты сможешь найти в толковых словарях.
Если ты не знаешь, как произнести слово, тебе поможет орфоэпический словарь
Словарь трудностей подскажет тебе, как образовать трудные формы слова
Словообразовательные словари рассказывают, как образуется то или иное слово
Словарь строения слов поможет выделить в любом слове морфемы.
Этимологические словари раскроют тебе историю происхождения слов.
Словари иностранных слов раскрывают значение слов иноязычного происхождения.
Фразеологические словари объясняют фразеологические обороты.
10.Политические словари разъяснят тебе слова политической лексики.
11 .Если твой язык страдает однообразием, обратись к помощи
словарей синонимов, антонимов, омонимов.
12.В энциклопедических словарях ты найдешь объяснение предметов, понятий, явлений. 13.Если ты затрудняешься в постановке ударения, тебе поможет любой словарь.
Все слова и знаки препинания каждого предложения записаны на отдельных карточках, пронумерованы, сложены в конверты. Получилось 13 конвертов. Значит, одновременно работает 13 групп. Ребята, должны составить из этих карточек предположения, каждая группа - своё. Когда эта работа закончена, текст читается вслух. Дети даже сами не чувствуют, как информация о словарях закрепляется у них в голове. Игру можно провести несколько раз, меняя группами конверты. Интерес к мозаике не пропадёт.
Игры с применением словарей, данные ниже, способствуют достижению нескольких целей:
A) Закреплению навыков работы со словарями;
Б) Умению выбрать в каждом конкретном случае необходимый тип словаря;
B) Обогащению лексикона;
Г) Развитию речи;
Д) Умению грамотно писать. Они также развивают быстроту мышления и действий, мгновенность реакции, концентрируют внимание на происходящем в следствии заинтересованности.

V. «Фразеологическая мозаика»
При разработке этой игры нужно пересмотреть много фразеологизмов с тем, чтобы выбрать такие, какие были бы понятны ребятам, т.е. учесть их возрастные особенности, социальные условия. Одни фразеологические обороты дети сразу запоминают,
Они начинают фигурировать в их повседневной речи, придавая ей образность, меткость, разнообразие. Другие, даже после детального объяснения (с фразеологическим словарём), остаются для них непонятными в том смысле, что ученики не могут употреблять их в речи. Подобные сочетания разумнее убирать из игры, потому что нет смысла в механическом запоминании. Видимо, их надо будет вводить в лексикон позднее. В игре используется 60-70 фразеологических оборотов (на 30-35 учеников).В каждый конверт вкладывается по 2 фразеологических сочетания, каждое слово которых записано на отдельной карточке. Каждый ученик получает свой конверт. Он должен из карточек составить 2 фразеологических оборота и объяснить их.
Если он затрудняется это сделать - к его услугам фразеологические словари. Потом все по очереди быстро, чётко проговаривают то, что у них получилось. Игра проходит интересно, не утомительно.


«
Материал для составления «Фразеологической
мозаики»

Конверт ! как ! ! с ! ! гуся ! ! вода !
! попасть ! ! впросак !

Конверт ! спустя ! ! рукава!
! у ! !чёрта ! ! на ! ! куличках ! Конверт - засучив рукава ни угол не видно
Конверт - чучело гороховое где раки зимуют
Конверт - язык до Киева доведёт слышать краем уха
Конверт - держать ухо востро попасть под горячую руку.
Конверт - медведь на ухо наступил держать в ежовых рукавицах.
Конверт - на скорую руку толочь воду в ступе.
9. Конверт - переливать из пустого в порожнее сидеть сложа руки 10.Конверт - язык проглотил свалить с больной головы на
здоровую.
11 .Конверт - выбросить из головы брать быка за рога.
12.Конверт - на разных языках водой не разольёшь
13.Конверт - ни рыба ни мясо убивать двух зайцев
14.Конверт - лёгок на помине не смыкать глаз.
15.Конверт - браться за ум семь пятниц на неделе.
16.Конверт - в один голос сердце разрывается.
17.Конверт - валится с ног сесть не в свои сани.
18.Конверт - вгонять в краску собраться с духом.
19.Конверт - водой не разольёшь от мала до велика.
20.Конверт - воды в рот набрал строить на песке.
21.Конверт - вопрос жизни или смерти сходить с рук.
22.Конверт - выбить из колеи хочешь не хочешь.
23.Конверт - выносить сор из избы через час по чайной ложке.
24.Конверт -давать себе отчёт делать из мухи слона.
25.Конверт - держать язык за зубами прятаться в кусты
26.Конверт - терять почву под ногами ждать у моря погоды.
27.Конверт - играть в прятки пуд соли съесть.
28.Конверт - искать вчерашний день пальца в рот не клади.
29.Конверт - как белка в колесе ноль внимания.
30.Конверт - как рыба в воде мухи не обидит.
VI. «Цветное синонимическое лото»
Замечено, что ученики редко пользуются синонимами - названиями цветов. Если перед ними, допустим, любой оттенок красного, ребята так и скажут во всех случаях: красный. Они не пользуются синонимами «пунцовый», «багровый», «алый», «пурпурный», «багряный», «рдяный» и др. Для того, чтобы расширить границы цветного восприятия, проводится игра «Цветное синонимическое лото». Ребятам раздаются карточки разных цветов с тремя пустыми клетками. Участники игры должны закрыть эти клетки карточками с названиями их цвета. Карточки - названия читает ведущий (учитель). Ребята, чей цвет назван, просят карточку себе и закрывают пустую клеточку. Побеждает тот, кто первым закрыл все 3 пустые клетки. Иногда бывает так, что какая- то карточка -название остаётся не затребованной. Она откладывается в сторону. После окончания игры нужно вместе выяснить по словарям синонимов, какой же цвет она обозначает и кто её пропустил.

Материал для составления «Цветного синонимического лото».
Красный - багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурныйщурпуровый, рдяный, огненный, огневой, каралловый, кровавый, купачёвый, карминный, кармазинный, червонный(уст), розовый.
Бордовый - вишнёвый, гранатовый, рубиновый, малиновый.
Жёлтый - золотистый, золотой, янтарный, лимонный, канаричный, шафранный, палевый, абрикосовый, пшеничный, ржаной.
Синий - васильковый, сапфировый, сапфирный, индиговый.
Голубой - небесный, небесно- голубой, бирюзовый, лазурный, лазуревый(уст).
Зелёный - изумрудный, малахитовый, травяной, салатный, болотный.
Чёрный - агатовый, смоляной, вороной, угольный.
Коричневый - кофейный, шоколадный, карий, каурый, каштановый, бежевый, горчичный.
Серый - дымчатый, пепельный, мышиный, сизый, седой, платиновый, свинцовый, серебристый, землянистый, стальной
10.Белый - молочный, белоснежный, белёсый, лилейный(уст), опаловый.
11 .Оранжевый - апельсиновый, морковный.
12.Фиолетовый - лиловый, сиреневый, чернильный.



VII. Игра «Назови антоним»
Эта игра обычно проходит в очень быстром темпе, хорошо концентрирует внимание, развивает мгновенную реакцию.
Суть игры: детям раздают карточки двух цветов: синие и зелёные. На них написаны глаголы- антонимы. Карточки пронумерованы одним номером каждая пара. Например: синяя - 25 : Созидать
Зелёная - 25: Разрушать Ставиться условие: начинают «синие». Значит, в поиске - « зелёные».Они должны быстро отреагировать- назвать свой антоним. В следующий раз команды меняются ролями. Иногда бывают заминки: дети не могут сразу выбрать антоним. В этом случае есть 2 выхода: 1- простой: сверить номера; 2- требующий некоторого времени и умения обращаться со словарями антонимов. В этом случае выбирается «консультант-наблюдатель», который сидит со словарём антонимов и при малейшей заминке вступает в игру, найдя слово в словаре и давая свои советы игрокам. Причём, консультант должен одинаково умело и быстро находить слова и в основной части словаря, где расположены доминанты (если начинают «синие»),и в разделе «Указатель антонимических пар» (если начинают «зелёные»). «Консультанты- наблюдатели» каждыйраз выбираются новые.
СИНИЕ
ЗЕЛЁНЫЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.Веселиться
Возвышать
Волноваться
Говорить
Доказывать
Дружить
Заболевать
Запрещать
Здороваться
Любить
Наступать
Научиться
Облегчать
Одобрять
грустить
унижать
успокаиваться
молчать
опровергать
враждовать
поправляться
разрешать
прощаться
ненавидеть
отступать
разучиться
затруднять
осуждать
Литература.
Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова... Повесть о В.И. Дале. М.,1966г.
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1982г.
Галлингер И. В. Когда и как «работают» словари на уроках русского языка. РЯШ, №5, 1990г. ,
Галлингер И.В. О работе со справочной литературой на уроках русского языка в V -VII классах. М., 1986г.
Ко духов В. И. Рассказы о синонимах. М., 1972г.
Откупщиков Ю.В. К истокам слова. М., 1972г.
Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. М., 1987г.
Успенский Л. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. Л., 1967г.
Шанский Н.В. В мире слов. М., 1983г.
10. Одноязычные лингвистические словари.











Рисунок 415