Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ФГОС УМК Планета Знаний
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Скородумовская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
(МБОУ Скородумовская СОШ)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Скородумовской СОШ
_____________________Л. И. Курдюмова
Приказ от « » № __ _
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ___ литературному чтению______________
Уровень общего образования (класс)
начальное общее, 3а класс_________
Количество часов ___136______
Учитель Ивницкая Марина Викторовна____________
Программа разработана на основе авторской программы курса «Литературное чтение» 1-4 классы Э.Э.Кац. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний». Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2013.
Пояснительная записка
Программа по литературному чтению составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отражённых в примерной (базисной) программе курса литературного чтения.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
Устав МБОУ Скородумовской СОШ;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Скородумовской СОШ на 2016-2017 учебный год;
Учебный план МБОУ Скородумовской СОШ на 2016-2017 учебный год;
Примерная программа (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2013. (Стандарты второго поколения), рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации;
Авторская программа курса «Литературное чтение» 1-4 классы Э.Э.Кац Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2013.
Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника.
Художественная литература может оказывать комплексное воздействие на все стороны личности человека. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
1.формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса к чтению и потребности в нем;
2.формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
3.развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
4.формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
5.формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
6.развитие воображения, творческих способностей;
7.формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
8. обогащение представлений об окружающем мире.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Во втором и третьем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
Список произведений, предлагаемых к чтению третьеклассниками, по сравнению с первым и вторым классом расширен произведениями нравственной тематики: о мужестве, дружбе, любви и ответственности по отношению к тем, кто рядом, совести, долге, что обогащает представления детей о взаимоотношениях между людьми, способствует формированию ценностных ориентиров, решению проблемы достижения заложенных в новом стандарте личностных результатов обучения.Кроме того в 3 классе расширяется представление обучающихся о типах литературных текстов, вводятся научно-популярные тексты различной тематики (о животных, растениях, природных явлениях), а также периодические издания для детей.
Внеклассное чтение способствует пробуждению желания прочитать полностью то произведение, фрагмент которого приведен в учебнике, либо глубже ознакомится с творчеством того или иного автора. В учебнике третьего класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Обучающиеся получают также специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному
ФГОС, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится 4 часа в неделю в 3 классе. В течение учебного года этот курс изучается в количестве 136 часов.
Количество часов по школьному учебному плану 4 часа в неделю, 136 часов в год
Количество часов в неделю по авторской программе 4 часа в неделю, 136 часов в год
Количество часов в год по рабочей программе 4 часа в неделю, 136 часов в год
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения литературному чтению в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Литературное чтение» и « Внеклассное чтение».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий
Круг чтения
«Уж небо осенью дышало... »
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»
Народные сказки (15 ч. )Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа... »
В. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; X.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».Самостоятельное чтение. Саша Черный «Осленок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Теплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Березонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным»
И в шутку, и всерьез
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».Самостоятельное чтение. А. Усачев «На чем держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
Виды деятельности
Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова. Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.
Развитие воображения, речевой творческой деятельностиРазвитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой обучающихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтикаЗнакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля 1ч 2ч 3ч 4ч итого
Проверка техники чтения 2 1 1 1 5
тестирование 1 1
проект 1 1 2
Основные виды учебной деятельности
УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО …
Выразительно читать, передавать нужную интонацию.
Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей.
Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.
Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.
Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.
Определять и оценивать позиции литературных героев.
Выявлять главную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения.
Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме.
Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.
Различать сказку и рассказ. Составлять план рассказа.
Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.
Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Выразительно читать. Читать по ролям.
Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять героев, идеи разных произведений.
Продолжать сюжет произведения. Составлять план рассказа.
Находить нужные книги в библиотеке. Ориентироваться в сборниках произведений.
Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.
Уважать культуру разных народов.
Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.
Подбирать репродукции картин на заданную тему.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли
ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ
Выразительно читать лирическое произведение.
Привлекать читательский опыт. Определять свое впечатление от прочитанного.
Выявлять авторскую позицию. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию. Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.
Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)
О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ
Выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции.
Определять свое и авторское отношение к героям.
Рассказывать по плану, от лица персонажа.
Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.
Формировать представления о нравственных категориях.
Бережно относиться к животным. Находить нужные источники информации.
Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр)
ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА …
Выразительно читать. Заучивать наизусть.
Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте.
Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт.
Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.
Анализировать собственные переживания и находить их причины.
Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.
Находить в библиотеке книги заданной тематики
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ
Составлять план рассказа по теме.
Определять тему и главную мысль произведения.
Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок. Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам.
Читать по ролям. Ставить вопросы к тексту произведения.
Формировать нравственное чувство и нравственное сознаниеПридумывать вопросы к произведению. Характеризовать внутреннее состояние героев.
Определять отношение автора к персонажам.
Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.
Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Находить нужную книгу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге.
Внимательно относиться к переживаниям других людей
БАСНИ
Выразительно читать басню.
Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
Сопоставлять персонажей.
Определять главную мысль произведения.
Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.
Различать басню и стихотворение. Сочинять рассказы, произведения других жанров.
Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ
Выразительно читать. Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.
Определять идею и тему произведения. Составлять план рассказа по теме.
Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения.
Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Различать сказку о животных и рассказ. Находить в библиотеке книги заданной тематики.
Внимательно и бережно относиться к живой природе
О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ
Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения.
Определять главную мысль. Создавать письменные творческие работы.
Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста.
Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.
Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему.
Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.
Использовать разные источники информации. Работать с аппаратом книги.
Участвовать в диалоге.
ВЕСНА ПРИШЛА
Выразительно читать лирическое произведение.
Участвовать в инсценировании.
Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения.
Создавать устно и письменно произведения разных жанров.
Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств.
Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ
Определять главную мысль произведения.
Пересказывать сжато от лица персонажа Задавать вопросы.
Составлять план по теме. Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями. Работать со словарями и другими источниками информации. Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства.
Знакомиться с детской периодической литературой
Формы организации учебной деятельности
Комбинированный урок, урок – игра , урок – беседа, урок – путешествие, урок - практические занятия, урок с демонстрацией объектов или изображений, самостоятельная работа.
Типы уроков:
- урок изучения и первичного закрепления знаний;
- урок закрепления новых знаний и выработка умений;
- урок комплексного использования знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и контроля знаний;
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- технология опорных конспектов;
- информационные технологии.
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, диспут, опыт, урок-практикум, урок-отчёт или презентация проекта и т.д.
Календарно – тематическое планирование
№
Дата проведения урока Тема урока Кол-во часов
по плану по
факту «Уж небо осенью дышало... » (15 ч. )1 К. Г. Паустовский «Барсучий нос». 1
2 К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Работа с текстом 1
3 К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Обобщение 1
4 И. А. Бунин «Листопад». 1
5 И. А. Бунин «Листопад» 1
6 М. М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук» 1
7 М. М. Пришвин «Недосмотренные грибы» 1
8 Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки» 1
9 К. Г. Паустовский «Подарок». 1
10 К. Г. Паустовский «Подарок». Работа с текстом 1
11 Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей. Анатолий Жигулин, А. Фет и др. 1
12 Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей 1
13 Картинная галерея.
И. И. Левитан «Лесное озеро» 1
14
15 Работа с научно- популярными текстами.
2
Народные сказки (15ч.)
16 «Семь Симеонов» (русская народная сказка). 1
17 «Семь Симеонов» (русская народная сказка).
Анализ текста, обобщение. Контрольное чтение. 1
18
19 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Анализ текста, обобщение 2
20 Внеклассное чтение. Русские народные сказки 1
21 Внеклассное чтение. «Иван- царевич и серый волк» (русская народная сказка) 1
22 Картинная галерея. В. М. Васнецов «Иван- царевич на сером волке» 1
23 «Жаба- королева» (литовская народная сказка) 1
24 «Птица Кахна» (таджикская народная сказка) 1
25
26 «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка).
Анализ текста, обобщение 2
27 Внеклассное чтение. Сказки народов мира. «Царевна- лягушка» (русская народная сказка) 1
28 Внеклассное чтение. Сказки народов мира.«Мастер Али» (казахская народная сказка 1
29 Внеклассное чтение. «Сказки народов
мира» Библиотечный урок 1
30 итательская Конференция.
Защита проектов по теме «Сказки народов мира» 1
Поэтические страницы (6ч.)
31 А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый... »
(отрывок) Контрольное чтение. 1
32 Ю. Мориц «Песенка про сказку» 1
33 «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) 1
34 Г. Сапгир «Сны» 1
35
36 Читальный зал. К. Д. Бальмонт «Учудищ», С. Островой«Сказки... » 2
О мужестве и любви (11ч.)
37 В. Белов «Верный и Малька» 1
38 В. Белов «Малька провинилась» 1
39 В. Белов «Еще про Мальку» 1
40 И. С. Тургенев «Воробей» 1
41
42
43 Н. Г. Гарин- Михайловский «Тема и Жучка» 3
44 Л. Н. Толстой «Прыжок» 1
45 Читальный зал.В. Астафьев. «Белогрудка» 1
46 Внеклассное чтение. Сказки Е. Шварца, В. Каверина 1
47 Работа с научно- популярными текстами. 1
Зимы ждала, ждала природа... (8 ч. )48 С. Есенин «Разгулялась вьюга... » 1
49 А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...» (отрывок) 1
50 А. С. Пушкин «Зимнее утро» 1
51 А. С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок) 1
52 Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою... » 1
53 Картинная галерея. Н. Крылов «Зима» 1
54
55 Внеклассное чтение. Читальный зал. Зима в произведениях разных жанров 2
Авторские сказки (14 ч. )56 А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 1
57 Контрольное чтение.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 1
58
59 А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Обобщение 2
60 Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» (1 часть) 1
61 Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» (2 часть01
62 Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Обобщение 1
63 Читальный зал.Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» 1
64
65 Внеклассное чтение. Сказки Х.-К. Андерсена 2
66
67 Л. Н. Толстой «Царь и рубашка» 2
68
69 Читальный зал. С. Седов. «Король красуется» 2
Басни (9 ч. )70 О. Мандельштам «Муха». Эзоп «Мухи» 1
71 Эзоп «Кошка и мыши» 1
72 Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун» 1
73 И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 1
74 И. А. Крылов «Слон и Моська» 1
75 И. А. Крылов «Две Бочки» 1
76 Пословицы. 1
77
78 Читальный зал. И.А. Крылов «Мышь и крыса». Защита проектов по теме «Басни» 2
Братья наши меньшие (16 ч. )79
80
81 А. П. Чехов «Белолобый» 3
82
83 М. М. Пришвин «Лимон». Работа с текстом 2
84
85 Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Работа с текстом 2
86
87 К. Г. Паустовский «Кот Ворюга». Работа с текстом 2
88 Читальный зал. С. Черный «Осленок» 1
89 Читальный зал. А. И. Куприн «Завирайка» 1
90 Внеклассное чтение. Книги о животных 1
91 Внеклассное чтение. Литературный журнал «Братья наши меньшие» (науч- но-популярная литература, детская периодика) 1
92 Картинная галерея.
Б. Мурильо «Мальчик с собакой» 1
93
94 Работа с научно- популярными текстами 2
О совести и долге (13 ч. )95
96
97 Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении) 3
98
99
100 А. Платонов «Разноцветная бабочка» 3
101 А. Кешоков «Мне больно, мальчики» 1
102
103
104 К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Обобщение
Контрольное чтение. 3
105
106 Внеклассное чтение.
Сказки К. Г. Паустовского 2
107 Читальный зал.К. Д. Ушинский «Слепая лошадь», Р. Сеф«Добрый человек» 1
Весна пришла (10 ч. )108 «Жаворонушки...», «Березонька» (народные песни) 1
109 А. А. Фет «Весенний дождь» 1
110 М. М. Пришвин «Лесная капель» 1
111 К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка» 1
112 А. А. Фет «Рыбка» 1
113 Внеклассное чтение. Народные песни 1
114 Читальный зал. В. Астафьев «Весенний остров» 1
115 Читальный зал. Овсей Дриз «Как сделать утро волшебным» 1
116
117 Научно-популярные тексты 2
И в шутку, и всерьез (19 ч. )118 Шутки-прибаутки. 1
119 «Болтливая баба» (русская народная сказка) 1
120
121
122 А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». 3
123
124 Внеклассное чтение.
А. Линдгрен «Эмиль из Леннеберги» 2
125 Внеклассное чтение. Сказки А. Линдгрен. Литературная викторина 1
126 С. Маршак «Про двух соседей» 1
127 С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» 1
128
129 М. Зощенко «Великие путешественники». 2
130 Внеклассное чтение. Детская периодическая литература 1
131 Промежуточная аттестация. Контроль техники чтения. 1
132 Картинная галерея. 3. Серебрякова «За обедом» 1
133 Читальный зал. А. Усачев «На чем держится Земля? » 1
134 Читальный зал. А. Дорофеев «Укушенные» 1
135 Проверочная тестовая работа по темам года. 1
136 Научно- популярные тексты. 1
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение».
У обучающихся будут формироваться:
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
У обучающихся могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Метапредметныерезультаты освоения курса «Литературное чтение».
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещенные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение».
Речевая и читательская деятельность
Обучающиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл про- читанного (вслух — примерно 60-70 слов в минуту, про себя — примерно 90 слов в минуту);
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
определять тему и главную мысль произведения;
ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
составлять план произведения, рассказ о героях от лица героев;
сопоставлять разных героев, схожие по сюжету произведения;
определять свое отношение к произведению и героям, обосновывать его;
выявлять отношение автора к персонажам;
делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие;
создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
читать текст по ролям, участвовать в инсценировках;
различать литературные произведения по жанрам (сказка, рассказ, басня, стихотворение), объясняя различия;
различать малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, колыбельные и т. п. );
находить в тексте метафоры, олицетворения;
выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений, творчески (с добавлением личных представлений о неописанных автором поступках и мыслях героев);
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать свое суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме;
составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам.
Критерии оценки учебной деятельности обучающихсяСистема оценки предметных достижений обучающихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);использование критериальной системы оценивания;
оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений обучающихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение обучающимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предметуУровень Отметка Комментарий
Материал не усвоен «2»
(неудовлетворительно) Обучающийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов, произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам для данной ступени обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию и т. п. )Минимальный
уровень «3»
(удовлетворительно)
Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе
Программный уровень
(решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)
«4»
(хорошо) Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без серьезной помощи учителя, знание авторов и произведений с несерьезными ошибками
«4+» (очень хорошо) Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат
«5»
(отлично) Выполнение нестандартного задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) «5+»
(превосходно) Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героя и т. п.
Контрольное чтение проводится раз в четверть для установления уровня развития читательских умений (скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом. Для контрольного чтения подбирается небольшой текст (120-140 слов), учитель фиксирует (желательно без ведома детей) скорость чтения, выразительность (правильность употребления пауз, логических ударений), грамотность чтения (правильного прочтения слов), задает вопросы по содержанию. Все данные вносятся в таблицу с помощью знакового, балльного, цветового или словесного обозначения.
Мониторинг сформированности навыка чтения обучающихся 3__класса зачетверть20- 20 __ учебного годаФамилия, имя ученика Скорость чтения (сл./мин.) Плавность
(буквенное, слоговое, целыми словами) Выразительность
(соблюдение пауз, логических ударений, интонаций героев) Грамотность
(правильное чтение слов) Понимание
(ответы на вопросы по содержанию) Отметка Примечание
Для мониторинга индивидуального развития навыков чтения обучающегося можно вести личную таблицу, которая помещается в портфолио ученика.
Фамилия, имя ученика
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Скорость чтения (сл. /мин.) Плавность Выразительность Грамотность Понимание содержания Критерии оценки проверочных работ обучающихся по литературному чтению
Вид
работы «5»
(отлично) «4»
(хорошо) «3»
(удовлетворительно) «2»
(неудовлетворительно)
Контрольное чтение Плавное выразительное чтение с соблюдением интонаций, пауз, передачей голосом характера героев, подробный пересказ прочитанного, полные связные ответы на вопросы о поступках героев Плавное чтение с небольшими отклонениями от литературных норм, не влияющими на передачу смысла текста, незначительные затруднения в пересказе и ответах на вопросы
Послоговое чтение либо плавное чтение с серьезными нарушениями литературных норм, влияющими на передачу смысла произведения, серьезные затруднения в пересказе текста и ответах на вопросы, привлечение помощи учителя Медленное чтение с серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в пересказе текста даже с помощью учителя, в ответах на вопросы по содержанию
Тестиро-
ваниеБезошибочное выполнение всех заданий Безошибочное выполнение более 80 процентов заданий либо незначительные ошибки в отдельных заданиях (неполный или неточный ответ на некоторые вопросы)
Безошибочное выполнение более 50 процентов заданий, либо незначительные отклонения во всех заданиях Безошибочное выполнение менее 50 процентов заданий
Тематический контроль осуществляется в конце изучения раздела учебника в виде проверочной работы (тестирования) в устной и письменной форме.
Итоговое тестирование проводится в конце учебного года. Учитель может воспользоваться вопросами, представленными в учебнике, или подобрать свои. Данный вид контроля позволяет выявить уровень владения изученным материалом, знание изученных произведений, литературных терминов и понятий, умение работать с текстом произведений.
Итоговая проверка навыка чтения должна выявить индивидуальную динамику уровня развития читательских умений:
индивидуальную динамику развития скорости чтения;
индивидуальную динамику развития плавности чтения (по слогам, по слогам и целыми словами, целыми словами, плавное быстрое чтение);
индивидуальную динамику развития выразительности чтения;
индивидуальную динамику развития понимания текста;
индивидуальную динамику развития умения выделять основную мысль текста, объяснять поступки героев и т. п.
В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.
Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у обучающихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п.).Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения обучающимся данного вида деятельности.
Примерные критерии формирующего оценивания устного ответа:
Выразительное чтение.
Объяснение новых слов.
Связный, выразительный пересказ/чтение наизусть.
Ответы на вопросы по содержанию.
Ответы на вопросы на понимание смысла.
Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
Разнообразие источников информации.
Выразительный устный рассказ.
Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
материально-техническое оснащение учебного предмета
Специфическое сопровождение (оборудование):
Словари: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный.
Детские книги разного типа из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей
Технические средства обучения
Компьютер, ноутбуки
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор.
Принтер
Телевизор
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Электронно-программное обеспечение:
DVD-диски с дидактическими играми по литературному чтению;
презентации по литературному чтению;
фильмы по программному материалу.
Литература
для обучающихся:
Э.Э.Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. — М., ACT, Астрель, 2013.
Э.Э.Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. — М., ACT, Астрель, 2016.
для учителя:
Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение» .
Э.Э. Кац: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ Э.Э. Кац -М.:АСТ Астрель, 2013.
Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколения).
Программа курса «Литературное чтение» 1-4 классы. Э.Э. Кац, 2013.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: (сборник). – 2-е изд., дораб. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2013.
«Рекомендовать рабочую СОГЛАСОВАНО
программу к утверждению» Заместитель директора по УР
Протокол заседания Педагогического совета _________ О.А.Колесникова
от _________ 20 __ года № ___ (подпись)
__________________
(дата)