Обучающиеся по каждому виду нарушений детей с ОВЗ по ФГОС


Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Психические процессы, особенности развития, требующие коррекции Приёмы коррекции Средства адаптации
(дид. материалы, технические ср-ва)
Речевые нарушения:
нарушено звукопроизношение (как правило, полиморфное нарушение)-нарушены все группы звуков -логопедический массаж
-артикуляционная гимнастика
-постановка и автоматизация нарушенных звуков -логопедические зонды
-вибро массажеры логопедические
-предметные и сюжетные картины
нарушен фонематический слух, фонематическое восприятие, восприятие ритма, темпа - упражнения на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия,
- упражнения на развитие восприятия ритма, темпа -музыкальная шкатулка
-музыкальные инструменты
-шумящие предметы (колокольчики, ручки, карандаши, бумага и т.п.)
-Аппаратно-программный - комплекс "Видимая речь-3"
- развивающие компьютерные программы "Игры для Тигры", "Веселый русский язык" и т.д.
нарушения просодической стороны речи (громкость, темп, тембр, интонационное окрашивание речи) -упражнения на развитие громкости и темпа речи, тембра голоса и интонационное окрашивание речи - Аппаратно-программный - комплекс "Видимая речь-3
- развивающие компьютерные программы
-художественные произведения
нарушения пространственного гнозиса и праксиса-упражнения на развитие пространственного гнозиса и праксиса (ориентировка на себе, относительно себя, относительно других объектов - ориентировка в микро-макропространстве) -предметы окружающего мира
нарушения крупной моторики -упражнения на развитие крупной моторики (гимнастика, общеукрепляющие упражнения для группы мышц всего тела) -массажный коврик
-лесенки, ступеньки
-мягкий коврик
-инд. стол и кресло для ДЦП
-поддерживающие аппараты для АФК ("Гросса")
-тренажеры (велотренажер, массажное кресло, "Черепаха" и т.п.
нарушения мелкой моторики -упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, использование ручных тренажеров) -ручные тренажеры типа "Ёжик"
- эспандер, кольца, прищепки, - природный материал (крупы, орехи, фасоль, бусины, карандаши с гранями, пластилин, счетные палочки)
ограниченность словарного запаса Развитие пассивного и активного словаря (чтение произведений, стихов, заучивание стихов, произведений устного народного творчества). -художественная литература
-подставка для книги
-толковый словарь
нарушения грамматического оформления речи. Формирование навыка словоизменения и словообразования. Упражнения "Скажи ласково", "Один-много", "Посчитай сколько", " Чего не стало?", " Большой-маленький", "Чей?Чья?Чьё?", "Измени по родам", "Измени по числам" и т.п. -художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
нарушения связной речи Чтение художественных произведений.
Пересказ текста (по опорным словам, опорным схемам, с помощью наводящих вопросов, с выделением основной мысли, поступенчатый пересказ) -художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
Нарушения познавательной деятельности
память (кратковременная, объем снижен) Заучивание стихотворений (построчное, по две строчки, по смысловому ряду, по опорным словам)- поэтапная работа. художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
внимание (неустойчивое, концентрация снижена, повышенная отвлекаемость) - постоянное привлечение внимание на объект.
-смена деятельности.
-упражнение на развитие свойств внимание (корректурные пробы, "Что изменилось?", "Найди отличия?" и т.п. -художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
мышление- сложности при установлении причинно-следственных связей, функции анализа и синтеза снижены -упражнения на развитие умения и навыка установления причинно-следственных связей ("Что за чем?", "Почему ты так считаешь?", "Что сейчас было, а что будет потом?" и т.п.
-упражнения на развитие аналитико-синтетических функций (сравнения, соотнесения, обобщение - "Найди лишний? Почему?", "Что изменилось?", "Что за чем?" и т.п. -художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
темп деятельности снижен Упражнения, связанные с темпом работы (упражнения на скорость, на точность выполнения, "Успей за минуту?" и т.п.) художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы

Обучающиеся с нарушениями зрения (слабовидящие)
Психические процессы, особенности развития, требующие коррекции Приёмы коррекции Средства адаптации
(дид. материалы, технические ср-ва)
Речевые нарушения:
нарушено звукопроизношение (как правило, полиморфное нарушение)-нарушены все группы звуков -логопедический массаж
-артикуляционная гимнастика
-постановка и автоматизация нарушенных звуков -логопедические зонды
-вибро массажеры логопедические
-предметные и сюжетные картины (тактильно-графическое изображение)
-увеличитель
нарушен фонематический слух, фонематическое восприятие, восприятие ритма, темпа - упражнения на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия,
- упражнения на развитие восприятия ритма, темпа -музыкальная шкатулка
-музыкальные инструменты
-шумящие предметы (колокольчики, ручки, карандаши, бумага и т.п.)
-Аппаратно-программный - комплекс "Видимая речь-3"
нарушения просодической стороны речи (громкость, темп, тембр, интонационное окрашивание речи) -упражнения на развитие громкости и темпа речи, тембра голоса и интонационное окрашивание речи - Аппаратно-программный - комплекс "Видимая речь-3
- художественные произведения
-увеличитель
нарушения пространственного гнозиса и праксиса-упражнения на развитие пространственного гнозиса и праксиса (ориентировка на себе, относительно себя, относительно других объектов - ориентировка в микро-макропространстве) -предметы окружающего мира
-увеличитель
-прибор "Ориентир"
-прибор "Светлячок"
нарушения крупной моторики -упражнения на развитие крупной моторики (гимнастика, общеукрепляющие упражнения для группы мышц всего тела) -массажный коврик
-лесенки, ступеньки
-мягкий коврик
нарушения мелкой моторики -упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, использование ручных тренажеров) -ручные тренажеры типа "Ёжик"
- эспандер, кольца, прищепки, - природный материал (крупы, орехи, фасоль, бусины, карандаши с гранями, пластилин, счетные палочки)
ограниченность словарного запаса Развитие пассивного и активного словаря (чтение произведений, стихов, заучивание стихов, произведений устного народного творчества). -художественная литература(тактильно-графическое изображение)
-толковый словарь
-подставка для книги
-увеличитель
нарушения грамматического оформления речи. Формирование навыка словоизменения и словообразования. Упражнения "Скажи ласково", "Один-много", "Посчитай сколько", " Чего не стало?", " Большой-маленький", "Чей?Чья?Чьё?", "Измени по родам", "Измени по числам" и т.п. -художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-увеличитель
нарушения связной речи Чтение художественных произведений.
Пересказ текста (по опорным словам, опорным схемам, с помощью наводящих вопросов, с выделением основной мысли, поступенчатый пересказ) -художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
-увеличитель
Нарушения познавательной деятельности
память (кратковременная, объем снижен) Заучивание стихотворений (построчное, по две строчки, по смысловому ряду, по опорным словам)- поэтапная работа. художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
-увеличитель
внимание (неустойчивое, концентрация снижена, повышенная отвлекаемость) - постоянное привлечение внимание на объект.
-смена деятельности.
-упражнение на развитие свойств внимание (корректурные пробы, "Что изменилось?", "Найди отличия?" и т.п. -художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
-увеличитель
мышление- сложности при установлении причинно-следственных связей, функции анализа и синтеза снижены -упражнения на развитие умения и навыка установления причинно-следственных связей ("Что за чем?", "Почему ты так считаешь?", "Что сейчас было, а что будет потом?" и т.п.
-упражнения на развитие аналитико-синтетических функций (сравнения, соотнесения, обобщение - "Найди лишний? Почему?", "Что изменилось?", "Что за чем?" и т.п. -художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
-увеличитель
темп деятельности снижен Упражнения, связанные с темпом работы (упражнения на скорость, на точность выполнения, "Успей за минуту?" и т.п.) художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
-увеличитель

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Психические процессы, особенности развития, требующие коррекции Приёмы коррекции Средства адаптации
(дид. материалы, технические ср-ва)
Речевые нарушения:
нарушено звукопроизношение (как правило, полиморфное нарушение)-нарушены все группы звуков -логопедический массаж
-артикуляционная гимнастика
-постановка и автоматизация нарушенных звуков -логопедические зонды
-вибро массажеры логопедические
-предметные и сюжетные картины
нарушен фонематический слух, фонематическое восприятие, восприятие ритма, темпа - упражнения на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия,
- упражнения на развитие восприятия ритма, темпа -музыкальная шкатулка
-музыкальные инструменты
-шумящие предметы (колокольчики, ручки, карандаши, бумага и т.п.)
-Аппаратно-программный - комплекс "Видимая речь-3"
нарушения просодической стороны речи (громкость, темп, тембр, интонационное окрашивание речи) -упражнения на развитие громкости и темпа речи, тембра голоса и интонационное окрашивание речи - Аппаратно-программный - комплекс "Видимая речь-3
- художественные произведения
нарушения пространственного гнозиса и праксиса-упражнения на развитие пространственного гнозиса и праксиса (ориентировка на себе, относительно себя, относительно других объектов - ориентировка в микро-макропространстве) -предметы окружающего мира
нарушения крупной моторики -упражнения на развитие крупной моторики (гимнастика, общеукрепляющие упражнения для группы мышц всего тела) -массажный коврик
-лесенки, ступеньки
-мягкий коврик
нарушения мелкой моторики -упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, использование ручных тренажеров) -ручные тренажеры типа "Ёжик"
- эспандер, кольца, прищепки, - природный материал (крупы, орехи, фасоль, бусины, карандаши с гранями, пластилин, счетные палочки)
ограниченность словарного запаса Развитие пассивного и активного словаря (чтение произведений, стихов, заучивание стихов, произведений устного народного творчества). -художественная литература
-толковый словарь
-подставка для книги
нарушения грамматического оформления речи. Формирование навыка словоизменения и словообразования. Упражнения "Скажи ласково", "Один-много", "Посчитай сколько", " Чего не стало?", " Большой-маленький", "Чей?Чья?Чьё?", "Измени по родам", "Измени по числам" и т.п. -художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
нарушения связной речи Чтение художественных произведений.
Пересказ текста (по опорным словам, опорным схемам, с помощью наводящих вопросов, с выделением основной мысли, поступенчатый пересказ) -художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
Нарушения познавательной деятельности
память (кратковременная, объем снижен) Заучивание стихотворений (построчное, по две строчки, по смысловому ряду, по опорным словам)- поэтапная работа. художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
внимание (неустойчивое, концентрация снижена, повышенная отвлекаемость) - постоянное привлечение внимание на объект.
-смена деятельности.
-упражнение на развитие свойств внимание (корректурные пробы, "Что изменилось?", "Найди отличия?" и т.п. -художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
мышление- сложности при установлении причинно-следственных связей, функции анализа и синтеза снижены -упражнения на развитие умения и навыка установления причинно-следственных связей ("Что за чем?", "Почему ты так считаешь?", "Что сейчас было, а что будет потом?" и т.п.
-упражнения на развитие аналитико-синтетических функций (сравнения, соотнесения, обобщение - "Найди лишний? Почему?", "Что изменилось?", "Что за чем?" и т.п. -художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
темп деятельности снижен Упражнения, связанные с темпом работы (упражнения на скорость, на точность выполнения, "Успей за минуту?" и т.п.) художественная литература
-подставка для книги
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы

Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)
Психические процессы, особенности развития, требующие коррекции Приёмы коррекции Средства адаптации
(дид. материалы, технические ср-ва)
Речевые нарушения:
нарушено звукопроизношение (как правило, полиморфное нарушение)-нарушены все группы звуков -логопедический массаж
-артикуляционная гимнастика
-постановка и автоматизация нарушенных звуков -логопедические зонды
-вибро массажеры логопедические
-предметные и сюжетные картины
нарушен фонематический слух, фонематическое восприятие, восприятие ритма, темпа - упражнения на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия,
- упражнения на развитие восприятия ритма, темпа -музыкальная шкатулка
-музыкальные инструменты
-шумящие предметы (колокольчики, ручки, карандаши, бумага и т.п.)
-Аппаратно-программный - комплекс "Видимая речь-3"
- развивающие компьютерные программы "Игры для Тигры", "Веселый русский язык" и т.д.
нарушения просодической стороны речи (громкость, темп, тембр, интонационное окрашивание речи) -упражнения на развитие громкости и темпа речи, тембра голоса и интонационное окрашивание речи - Аппаратно-программный - комплекс "Видимая речь-3
- художественные произведения
- развивающие компьютерные программы "Игры для Тигры", "Веселый русский язык" и т.д.
нарушения пространственного гнозиса и праксиса-упражнения на развитие пространственного гнозиса и праксиса (ориентировка на себе, относительно себя, относительно других объектов - ориентировка в микро-макропространстве) -предметы окружающего мира
- развивающие компьютерные программы "Игры для Тигры", "Веселый русский язык" и т.д.
нарушения крупной моторики -упражнения на развитие крупной моторики (гимнастика, общеукрепляющие упражнения для группы мышц всего тела) -массажный коврик
-лесенки, ступеньки
-мягкий коврик
нарушения мелкой моторики -упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, использование ручных тренажеров) -ручные тренажеры типа "Ёжик"
- эспандер, кольца, прищепки, - природный материал (крупы, орехи, фасоль, бусины, карандаши с гранями, пластилин, счетные палочки)
ограниченность словарного запаса Развитие пассивного и активного словаря (чтение произведений, стихов, заучивание стихов, произведений устного народного творчества). -художественная литература
-толковый словарь
- развивающие компьютерные программы "Игры для Тигры", "Веселый русский язык" и т.д.
нарушения грамматического оформления речи. Формирование навыка словоизменения и словообразования. Упражнения "Скажи ласково", "Один-много", "Посчитай сколько", " Чего не стало?", " Большой-маленький", "Чей?Чья?Чьё?", "Измени по родам", "Измени по числам" и т.п. -художественная литература
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
нарушения связной речи Чтение художественных произведений.
Пересказ текста (по опорным словам, опорным схемам, с помощью наводящих вопросов, с выделением основной мысли, поступенчатый пересказ) -художественная литература
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
- развивающие компьютерные программы "Игры для Тигры", "Веселый русский язык" и т.д.
Нарушения познавательной деятельности
память (кратковременная, объем снижен) Заучивание стихотворений (построчное, по две строчки, по смысловому ряду, по опорным словам)- поэтапная работа. художественная литература
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
внимание (неустойчивое, концентрация снижена, повышенная отвлекаемость) - постоянное привлечение внимание на объект.
-смена деятельности.
-упражнение на развитие свойств внимание (корректурные пробы, "Что изменилось?", "Найди отличия?" и т.п. -художественная литература
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
мышление- сложности при установлении причинно-следственных связей, функции анализа и синтеза снижены -упражнения на развитие умения и навыка установления причинно-следственных связей ("Что за чем?", "Почему ты так считаешь?", "Что сейчас было, а что будет потом?" и т.п.
-упражнения на развитие аналитико-синтетических функций (сравнения, соотнесения, обобщение - "Найди лишний? Почему?", "Что изменилось?", "Что за чем?" и т.п. -художественная литература
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
темп деятельности снижен Упражнения, связанные с темпом работы (упражнения на скорость, на точность выполнения, "Успей за минуту?" и т.п.) художественная литература
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Психические процессы, особенности развития, требующие коррекции Приёмы коррекции Средства адаптации
(дид. материалы, технические ср-ва)
Речевые нарушения:
нарушено звукопроизношение (как правило, полиморфное нарушение)-нарушены все группы звуков -логопедический массаж
-артикуляционная гимнастика
-постановка и автоматизация нарушенных звуков -логопедические зонды
-вибро массажеры логопедические
-предметные и сюжетные картины
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало"
отсутствие речи -"Макатон"-жестовая речь
-глобальное чтение
-постепенное введение новых слов в речь (озвучивание каждого предмета, каждого действия) -таблицы (Макатон)
-предметные и сюжетные картины
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало"
нарушен фонематический слух, фонематическое восприятие, восприятие ритма, темпа - упражнения на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия,
- упражнения на развитие восприятия ритма, темпа -музыкальная шкатулка
-музыкальные инструменты
-шумящие предметы (колокольчики, ручки, карандаши, бумага и т.п.)
-Аппаратно-программный - комплекс "Видимая речь-3"
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало"
нарушения просодической стороны речи (громкость, темп, тембр, интонационное окрашивание речи) -упражнения на развитие громкости и темпа речи, тембра голоса и интонационное окрашивание речи - Аппаратно-программный - комплекс "Видимая речь-3
- художественные произведения
- развивающие компьютерные программы "Игры для Тигры", "Веселый русский язык" и т.д.
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало"
нарушения пространственного гнозиса и праксиса-упражнения на развитие пространственного гнозиса и праксиса (ориентировка на себе, относительно себя, относительно других объектов - ориентировка в микро-макропространстве) -предметы окружающего мира
- развивающие компьютерные программы "Игры для Тигры", "Веселый русский язык" и т.д.
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало"
нарушения крупной моторики -упражнения на развитие крупной моторики (гимнастика, общеукрепляющие упражнения для группы мышц всего тела) -массажный коврик
-лесенки, ступеньки
-мягкий коврик
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
нарушения мелкой моторики -упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, использование ручных тренажеров) -ручные тренажеры типа "Ёжик"
- эспандер, кольца, прищепки, - природный материал (крупы, орехи, фасоль, бусины, карандаши с гранями, пластилин, счетные палочки)
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
ограниченность словарного запаса Развитие пассивного и активного словаря (чтение произведений, стихов, заучивание стихов, произведений устного народного творчества). -художественная литература
--инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало".
нарушения грамматического оформления речи. Формирование навыка словоизменения и словообразования. Упражнения "Скажи ласково", "Один-много", "Посчитай сколько", " Чего не стало?", " Большой-маленький", "Чей?Чья?Чьё?", "Измени по родам", "Измени по числам" и т.п. -художественная литература
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало"
нарушения связной речи Чтение художественных произведений.
Пересказ текста (по опорным словам, опорным схемам, с помощью наводящих вопросов, с выделением основной мысли, поступенчатый пересказ) -художественная литература
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
--инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало"
нарушения коммуникации -развитие коммуникативных навыков
-социализация -ответы на вопросы
-схемы ответов
-постепенное увеличение круга знакомых для общения
(групповые занятия)
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало"
Нарушения познавательной деятельности
память (кратковременная, объем снижен) Заучивание стихотворений (построчное, по две строчки, по смысловому ряду, по опорным словам)- поэтапная работа. художественная литература
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало"
внимание (неустойчивое, концентрация снижена, повышенная отвлекаемость) - постоянное привлечение внимание на объект.
-смена деятельности.
-упражнение на развитие свойств внимание (корректурные пробы, "Что изменилось?", "Найди отличия?" и т.п. -художественная литература
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало"
мышление- сложности при установлении причинно-следственных связей, функции анализа и синтеза снижены -упражнения на развитие умения и навыка установления причинно-следственных связей ("Что за чем?", "Почему ты так считаешь?", "Что сейчас было, а что будет потом?" и т.п.
-упражнения на развитие аналитико-синтетических функций (сравнения, соотнесения, обобщение - "Найди лишний? Почему?", "Что изменилось?", "Что за чем?" и т.п. -художественная литература
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало"
темп деятельности снижен Упражнения, связанные с темпом работы (упражнения на скорость, на точность выполнения, "Успей за минуту?" и т.п.) художественная литература
-ученические приборы для письма
-сюжетные и предметные картины
-схемы
-таблицы
-инд.наушники
-визуализация (надписи)
-"Говорящее зеркало"