план-конспект урока Окружающий мир на тему выращиваем фасоль
План-конспект урока « Окружающий мир»
на тему «Выращиваем семена фасоли»
ПЛАН:
1. 1 занятие.(20 минут) «Проращивание семян фасоли».
2. 2 занятие. Проводится спустя 2-3дня. (20 минут) «Посадка пророщенных семян фасоли».
3. 3-4 занятие. Наблюдение за ростом. Подведение итогов работы.
Пояснительная записка.
Во втором классе обучающиеся самостоятельно вести проектную деятельность ещё не могут, поэтому предлагаю занятия, где с помощью учителя дети смогут достичь предполагаемых результатов. Долго думала: «Как привлечь всех ребят к этой работе, чем заинтересовать?» И вот предложила начать нашу деятельность с работы с микроскопами. До этого времени мы с ребятами их не трогали, но очень хотелось. И вот когда я им это предложила, все мои ученики пришли на занятия, да и фасоль не забыли.
Занятия актуальны, как продолжение, дополнение и обобщение к урокам по теме: Солнце, воздух, вода и ….. растения.( 18 - 21 уроки по тематическому планированию УМК «Перспективная начальная школа», Окружающий мир , 2 класс).
Работа клуба рассчитана на 2-4 занятия. Каждый этап занятия начинается после того, как будет получен результат прежнего занятия.
На 18 уроке «Условия необходимые для развития растений» Младшие школьники узнали, что растения растут всюду, где есть для них условия. Но одни растения растут лучше в солнечных открытых местах, а другие могут расти и при слабом освещении, в тени. Одним нужно много влаги, а другие могут расти на сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, о другие погибают даже от небольших морозов. Ребята выяснили, какие условия необходимы для роста растений (Свет, тепло, воздух, вода).
1 занятие.(20 минут) «Проращивание семян фасоли».
Задачи: развивать выдвигать гипотезу, совершенствовать умения наблюдать и выявлять условия необходимые для проращивания семян, анализировать результаты опытов. Формулировать выводы .Планируемые результаты:
Предметные: научатся наблюдать и выявлять условия необходимые для проращивания семян, анализировать результаты опытов, делать выводы.
Метапредметные: умение выявить проблему и определить направление будущего исследования ; сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначить границы исследования; разработать гипотезу; выбрать методы исследования; зафиксировать полученные знания; дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования; уметь составить доклад и защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Использовать простейшие приборы и инструменты.
Оборудование: семена фасоли, два стаканчика, вата.
Вводная часть. Ребята, сегодня мы наше заседание клуба начнём с загадок:
В ночах и реках обитает, Кто-то утром рано не спеша
Но часто по небу летает. Надувает красный шар,
А как наскучит ей летать, А как выпустит из рук -
На землю падает опять. (Вода) Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
- Что значит для нас вода, солнце воздух? (Условия для жизни живых организмов).
- Какие условия нужны для жизни растений? (Свет, тепло, вода, воздух, питательные и минеральные вещества)
Основная часть.- Давайте это проверим на сегодняшнем занятии? Давайте проведем опыт?
Перед Вами лежат семена. Кто-то знает, каких растений эти семена? (Примерные ответы детей). А также два стаканчика и кусочек ваты. Кто-то может догадался , чем мы сегодня будем заниматься?
- Да, мы попробуем прорастить эти семена. Но мы должны знать что для этого нашим фасолинкам нужно. ( вода, тепло, свет)
- Верно, на сегодняшнем занятии мы попробуем доказать что растениям, чтобы расти нужнывода и тепло.( гипотеза)
- Итак, чтобы проверить наше утверждение: растениям, чтобы расти нужны вода и тепло,проведём опыт. Возьмём крупные, неповрежденные семена фасоли. ( Для отбора хороших семян можно использовать микроскоп). Поместите их в два стаканчика. В один из стаканчиков на семена положим влажную ватку и будем следить, чтобы она была всегда мокрой. Поставим семена в какое место? (Светлое и теплое).
Один стаканчик с мокрой ваткой поставим в темное, прохладное место, другой закроем крышкой(стеклом) и тоже поставим в темное место. (заранее подготовить, не брать у детей, во избежание отрицательных эмоций).
- Как, вы думаете что произойдёт через 3-4 дня? (семена должны дать корешки)
- Какие условия им помогут прорасти? (Тепло, вода, свет)
- А почему семена фасоли, гречки ,гороха, предназначенные для приготовления блюд, не прорастают? Где их хранят? (Их хранят в сухом тёмном месте).
- На этом занятие наше подошло к концу, встретимся через 3 дня и продолжим наблюдать за нашей фасолью. Не забывайте следить, чтобы ватка была всегда влажной.
Итог занятия. Рефлексия.- Сегодня вы были настоящими агрономами, хорошо потрудились, и результат нашего труда «не заставит себя ждать». Итак, до встречи на следующем заседании клуба «Мы и окружающий мир».
В течении 2-3 дней дети наблюдают, что происходит с их семенами, фиксируют в дневниках наблюдений.
2 занятие. Проводится спустя 2-3дня. (20 минут) «Посадка пророщенных семян фасоли».
Задачи: развивать выдвигать гипотезу, совершенствовать умения наблюдать и выявлять условия необходимые для посева семян, анализировать результаты опытов. Формулировать выводы .Планируемые результаты:
Предметные: научатся наблюдать и выявлять условия необходимые для проращивания фасоли, анализировать результаты опытов, делать выводы.
Метапредметные: умение выявить проблему и определить направление будущего исследования ; сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначить границы исследования; разработать гипотезу; выбрать методы исследования; зафиксировать полученные знания; дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования; уметь составить доклад и защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Использовать простейшие приборы и инструменты.
Оборудование: пророщенные семена фасоли, емкость под рассаду, грунт, вода.
Вводная часть.
- Достанем стаканчики с нашими семенами. Итак все наши семена проросли, т.е у них появились беленькие хвостики-корешки. Сегодня на занятии мы будем их сажать в землю. Но для начала посмотрите, что стало с фасолинкой, которая стояла в темном месте под стеклышком? (она заплесневела). Да ребята, так как к ней не поступал кислород. А другом стаканчике семена ещё не проросли, т.к. им чего-то не хватило. Кто догадался чего? (Света).
Кто может подвести итог, что необходимо для проращивания семян?
Свет, влага, тепло, кислород. – вывод.
Запишите этот вывод у себя в дневнике наблюдений.
Основная практическая часть. А сейчас мы будем с вами сажать фасолинки в землю, заранее подготовленную для этого.Насыпаем землю в стаканчик, делаем небольшое углубление в земле, кладём аккуратно туда проросщую фасоль и присыпаем сверху землей. Немного поливаем.
Пока дети выполняют посадку, задаю вопросы, чтобы дети выдвинули следующие гипотезы. Что нужно для прорастания растения? (Вода, тепло,свет,вохдух)
Один стаканчик, с посаженной фасолиной, поставим в темное, прохладное место. (заранее подготовить, не брать у детей, во избежание отрицательных эмоций).
Итог занятия. Рефлексия. Растения растут повсюду, где есть для них условия. Но одни растения растут лучше только на открытых солнечных местах, другие могут расти в тени или даже в болоте. Одним нужно много влаги, а другие растут даже в сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, а другие погибают даже при небольшом заморозке. Для растений нужны определенные условия жизни и мы скоро выясним какие. Не забывайте следить за тем, чтобы почва у ваших будущих растений была всегда влажная. Стаканчики ваши поставим на окно, где много света и тепла. Не забудьте зафиксировать когда появиться первый росточек.
3-4 занятие.
Задачи: развивать выдвигать гипотезу, совершенствовать умения наблюдать и выявлять условия необходимые для ухаживания за растением, анализировать результаты опытов. Формулировать выводы .Планируемые результаты:
Предметные: научатся наблюдать и выявлять условия необходимые для проращивания фасоли и дальнейшего её роста, анализировать результаты опытов, делать выводы.
Метапредметные: умение выявить проблему и определить направление будущего исследования ; сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначить границы исследования; разработать гипотезу; выбрать методы исследования; зафиксировать полученные знания; дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования; уметь составить доклад и защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Использовать простейшие приборы и инструменты.
Проводиться в несколько небольших операций. Через 3-4 дня появляются первые росточки. Необходимо, чтобы каждый ребёнок зафиксировал, когда взойдёт его фасоль ( для этого надо заранее стаканчики подписать). Надо отметить, что у одного ученика взошла фасоль на 3 сутки, а у другого на 5. Почему это так происходит? Дети могут сами выдвинуть свои предположения. Например: глубоко посадил, мало света, плохо поливал, было холодно. Сделать и записать выводы в дневник.
Проросток посадили во влажную почву, через несколько дней появился стебелек, раскрылись первые листочки (С детьми зафиксировать в дневнике наблюдений).
В это время достаем тот стаканчик, который стоял без света и видим он тоненький слабенький, совсем не похож на ростки ребят. Делаем выводы: растениям необходим для роста: Свет, влага, тепло, кислород.
Если дальше ухаживать за этими растениями: поливать, держать в тепле и на свету, то растение разовьется. Оно зацветёт, даст плоды и семена.
Исследовательская деятельность далее происходит самостоятельно, учитель только наблюдает, где необходимо помогает и подсказывает.
Как правило дети дожидаются даже небольших плодов(стручков).
Примерно через 1-1,5 месяца можно попросить ребят подготовить доклад о проделанной работе. Защитам работ посвятить надо не менее 1-2 занятий, т.к. дети практически все хотят рассказать о своём труде.
Каким образом я проводил исследование?
Мои результаты исследования.
Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
Итогом такой проектной работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Сколько же было гордости и радости за наш небольшой вклад, и наш труд!
Заключение.
Использование проектного метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации такого метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя наблюдения в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.