Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино».25-летие сражения под Бородино: поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года.
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино».25-летие сражения под Бородино: поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года.
Цели урок: познакомить учащихся с фактами биографии поэта;
познакомить учащихся с событиями, отраженными в стихотворении;
дать характеристику образа старого солдата;
- развивать у учащихся навыки выразительного чтения стихотворений; формировать навык выявления в литературном произведении художественных образов и средств их создания;
- воспитывать патриотизм и бережное отношение к историческому наследию
-обучать умению работать индивидуально и в группе
Ход урока
I. Организационный момент. Создание колаборативной среды. Ролик «Хорошее настроение »
II.Актуализация
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском поэте 19 века М.Ю.Лермонтове, о его произведении “Бородино” и о том, что послужило поводом к написанию этого стихотворения.
-Да, были люди в наше время
Не то ,что нынешнее племя:
Богатыри - не вы.
М .Ю. Лермонтов
-Как вы понимаете слова эпиграфа?
- Подумайте , чем может гордиться человек, проживший жизнь?
- А что может являться гордостью всего народа? историческое событие?(ответы учащихся )
Безусловно, победа в освободительной войне также является событием, которым гордится народ – освободитель.
-Давайте вместе сформулируем тему урока. Откройте тетради и запишите тему урока и эпиграф. Да,темой разговора сегодня как раз будет одно из таких событий - поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года, Бородинское сражение 1812 года, как оно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова.
III. Осмысление . Знакомство с автором.
- В любом произведении отражается личность автора, моменты его жизни и поэтому сейчас мы познакомимся с фактами биографии поэта.
Ученик рассказывает об известных фактах биографии Михаила Юрьевича Лермонтова. (1814-1841).
Детство поэта прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Лермонтову шел третий год, когда умерла его мать. Он остался с бабушкой, которая не поладила с отцом мальчика, и отец вынужден был расстаться с сыном. Ссора самых близких людей тяжелым грузом легла на чуткую душу ребенка.
Бабушка - богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева- горячо любила внука и старалась сделать всё , чтобы он не чувствовал себя сиротой. В доме постоянно жили мальчики- сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом, часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов- командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе. Друзья вспоминали, что он был небольшого роста, но очень сильным и ловким.
Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Он много читал, рисовал, особенно любил лепить из крашеного воска. Был у мальчика и самодельный кукольный театр. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.
Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.
За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино
-Что вы можете сказать об этом человеке? какие факты биографии показались наиболее замечательными? (ответы учащихся )-как вы думаете, почему Лермонтов обратился к теме Бородинского сражения
- Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем. ( Историческая основа стихотворения «Бородино» сопровождается показом презентации)
1 ученик (опережающее задание-модуль талантливые и одаренные)
Историческая справка.
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино ,деревне в 124 км. к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы.
- Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем, атаки кавалерии сменяли одна другую, всё новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях.
Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию, он отводит ее на новые рубежи южнее Москвы. Жители спешно покинули город. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.
Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней в городе начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия.
Так и не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России.
2 ученик (Талантливые и одаренные)
Значение событий 1812 года для Лермонтова.
С детских лет Лермонтов впитывал в себя рассказы об отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении, наверное, рассказывал сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях- Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении.
Поступив в 1828 г. в Московский пансион, Лермонтов и здесь попадает в атмосферу культа героической Москвы 1812 года и восторженной поэтизации народа- героя.
Под влиянием всех преданий о 1812 годе у Лермонтова сложилось убеждение, что главной движущей силой в событиях 1812 года был народ. В московском пожаре он увидел «выражение народной воли», народной формы борьбы с врагом.
Любовь к Москве и русскому народу сливаются у поэта в едином патриотическом чувстве.
«Бородино» явилось высшим выражением лермонтовского патриотизма. Поэт воспел в нем истинное величие духа и подлинный героизм простого русского солдата.
«Бородино»- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.
Впервые русской литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
- Вот как об этом событии рассказывает поэт М.Ю.Лермонтов
IV. Просмотр диафильма, стихи читает М.Козаков
-послушайте выразительное чтение стихотворения в исполнении Михаила Казакова
-Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
-Кто участвует в разговоре?
-Кто рассказчик? где он находится в момент боя?
-Какие строчки стихотворения говорят нам о верности ,преданности русского солдата?
-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?
-объясните значение слова «патриотизм»,составьте кластер
- Ребята, а сейчас отдохнем. Выполним физминутку.
V. Работа в группах ,работа с текстом произведения .
Сегодня на уроке мы будем работать в группах, сотрудничая , не соревнуясь.
Задания группам
1 группа. Подготовить рассказ о главном герое- участнике сражения(ответить на вопросы: Кто он? Возраст? Каков внешний облик ? Манера держаться? Особенности речи? Характер? Обобщите полученные знания -каков он, участник событий? привести Примеры из текста?) Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя).2группа. Словарная работа. Выписать незнакомые слова, объяснить их лексическое значение(работа со словарем учебника)
кивер - высокий военный головной убор военных из твердой кожи;
булат - оружие булатной стали, сабля;
лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
улан, драгун - солдаты конных полков;
редут - квадратное земляное укрепление на поле боя;
картечь - небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
бивак - стоянка войск под открытым небом
3 групп. Озаглавьте эпизоды баллады словами из текста
Вступление
Отступление
Выбор места сражения
Ожидание боя
Ночь перед сражением
Клятва верности
Описание бородинского сражения
Поле после боя сражения
заключение
4 группа. Речь автора богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами. Выпишите примеры средств выразительности языка, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала.VI. Выступление по одному учащемуся от группы.Другие группы могут дополнять ответы выступающих
VII. Подведем итоги нашего урока..Составим синквейны со словами:
«Подвиг», «Отечественная война 1812 года», «На поле Бородинском»
VIII.Рефлексия. - Что было интересно на уроке?
- Что было трудно?
- Что нового вы узнали?
- Где можно применить эти знания?
- Что «возьмете с собой в жизнь»?
- О чём заставил задуматься урок, посвящённый Бородинской битве?
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
- Капитаны группы, оцените работу участника своей группы.
- Оценка работы школьников учителем.
- Выберите смайлик своего настроения.
-Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события, в нем описанные?
Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни, ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.
IX. Информация о домашнем задании.
(комментирование : сильные учащиеся учат стихотворение,слабые –готовя выразительное чтение), выставление оценок за урок.
Фамилия имя Предложение идей Участие в обсуждении Участие в оформлении работы Общее кол-во баллов
3балла – отлично,2балла – хорошо,1балл - удовлетворительно
0баллов - не участвовал