М.Ю.Лермонтов «Бородино». 25-летие сражения под Бородино: поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года. Моральная основа победы: народное единство в стремлении спасти Отчизну, героизм и воодушевление сражающихся. Жанр
Красницкая Инга Анатольевна
КГУ « Любимовская основная школа
Тайыншинский район, СКО
Урок русской словесности в 5 классе
по теме:
М.Ю.Лермонтов «Бородино». 25-летие сражения под Бородино: поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года. Моральная основа победы: народное единство в стремлении спасти Отчизну, героизм и воодушевление сражающихся. Жанр произведения.
(На данном уроке использованы идеи внедрения 7 модулей Программы Кембриджского университета)
Общие цели: Учащиеся будут знать о поэтическом изображении подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года, смогут проанализировать образы стихотворения; сделать выводы о том, в чём заключалась моральная основа победы. Смогут определить жанр произведения. Сделают для себя выводы о том, каковы их жизненные цели и приоритеты.
Результаты обучения:
Учащиеся знают:
- краткую биографию М,Ю. Лермонтова, историю создания стихотворения « Бородино»
Понимают:
- в чём заключалась моральная основа победы русских войск над войсками Наполеона
- что такое народное единство, патриотизм
Анализируют текст стихотворения, делают выводы об использовании в тексте художественно-изобразительных средств, доказывают свою точку зрения.
Одаренные дети Руководство работой группы,
Опережающее домашнее задание
Обучение критическому мышлению «Ассоциации», «Анализ текста»,
Обучение тому, как учиться «Кластер»
Оценивание для обучения, оценивание обучения «Шкала оценивания»
Источники, оснащение, оборудование: учебник « Русская словесность»Алматы, Атамұра, 2015 ( авторы Т.П. Чаплышкина, Л.В. Сафронова, А.М. Садвакасова, Н.Н Ставицкая, С.Я. Ходова.
Наглядные раздаточные пособия « М.Ю. Лермонтов и его эпоха». Портреты, иллюстрации.М, Айрис-пресс, 2005
Бородино-Битва гигантов( издание государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника),2004
1.Создание коллаборативной среды. Для создания атмосферы сотрудничества – использовала приём «Добрые пожелания». Взявшись за руки, дети давали добрые пожелания друг другу.
2.Вызов. Чёрный ящик. Как вы думаете, почему я принесла изображение пушки на урок?
О чём пойдет речь( Ребята, высказывают предположение, что пушка , возможно, связана с какими-то военными действиями. Тогда показываю год 1812. Учащиеся продолжают выстраивать догадки, что возможно, эти события произошли в этом 1812 году. Тогда показываю портрет М.Ю. Лермонтова и говорю о том, что речь пойдёт о стихотворении русского поэта М.Ю. Лермонтова» Бородино». Это произведение действительно о битве под Бородино. А битва эта произошла в 1812 году.
Теперь послушайте сообщение, которое подготовил нам Жизницкий Владислав
3.Опережающее домашнее задание.(Сообщение одного из учащихся)
М. Ю. Лермонтов родился в 1814 году.
Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорили по- французски, и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке.
Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование.
М. Ю. Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М. Ю. Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.
Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.
За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.
Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1830—1831 годы, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина».
К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».
Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, который находился в родственных отношениях с поэтом.
Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сначала ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу.
4. Осмысление. Работа в группе. Задачи на соотношение предмета и его словесного определения.( Словарная работа)
Учитель:
Прежде чем мы приступим к прослушиванию стихотворения, обратим внимание на слова и их значения и постараемся их запомнить. Перед вами картинки с изображением предметов и их словесное определение. Вы должны к каждой картинке подобрать соответствующее определение
редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;
картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак - стоянка войск под открытым небом;
кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;
улан, драгун - солдаты конных полков;
- С точки зрения лексики, что это за слова?
(Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)
5.Выразительное чтение стихотворения учителем.
6.Выполнение тестирования по прочитанному стихотворению.Работа в парах ( Взаимопроверка)
Тест по литературе Лермонтов М.Ю. «Бородино» для 5 класса
Начало формы
1. Бородино – это:
1) село под Москвой2) деревня под Смоленском3) город под Вязьмой4) поле в окрестностях Киева
2. Бородинское сражение произошло во время
1) Отечественной войны с Наполеоном в 1812 году2) войны с Турцией в 1828 году3) русско-турецкой войны в 1877 году4) Великой Отечественной войны с фашистами в 1942 году
3. От чьего лица ведется повествование о Бородинском сражении?
1) от лица юноши, который разговаривал с очевидцем сражения2) от лица старого солдата – участника Бородинского сражения3) от лица автора произведения4) от лица командующего русской армией
4. Чем занимались русские солдаты перед сражением?
1) Они ликовали от возможности «изорвать мундиры о русские штыки».2) Солдаты легли отдыхать, чтобы с новыми силами дать отпор французам.3) Они тщательно готовились к бою: «нашли большое поле», «построили редут», «забил заряд я в пушку туго», «кто кивер чистил», «кто штык точил».4) Русские воины стали писать домой письма, в которых рассказывали о предстоящем сражении.5. Кому принадлежат слова: «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!»?
1) Кутузову2) рассказчику3) храброму полковнику4) императору Александру I
6. Чем закончилось Бородинское сражение?
1) Французская армия под предводительством Наполеона сдалась в плен русским.2) Французы отступили.3) Русская армия потерпела поражение, поэтому спасалась бегством.4) Кутузов отдал приказ настичь убегавших французов.
7. В чём заключается идея стихотворения? Укажите неверный ответ.
1) М.Ю. Лермонтов хотел показать в подробных деталях ход Бородинского сражения.2) Автор стремился передать безграничную любовь к Родине и патриотизм русских людей во время войны с Наполеоном.3) М.Ю. Лермонтов восхищается подвигом русских солдат, которые не жалели своей жизни ради спасения Отчизны.4) Идея этого стихотворения заключается в авторских словах: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя...».
8. Какое лексическое значение имеет слово «бивак» в следующей строке: «Но тих был наш бивак открытый…»?
1) артиллерийский снаряд2) солдат или офицер кавалерии3) высокий головной убор у военных4) стоянка войска в поле для ночлега или отдыха
9. Какое лексическое значение имеет слово «картечь» в предложении: «Пора добраться до картечи!»?
1) артиллерийский снаряд2) станок, на который укрепляется пушка3) полевое укрепление, обнесённое валом4) солдат или офицер легкой конницы
7.Чтение материала о художественно-выразительных средствах стихотворения « Бородино» и составление кластера
Художественно-выразительные средства стихотворения
Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.
При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны. В стихотворении « Бородино» М.Ю. Лермонтов использовал форму сказа. Сказ-это монологическая речь рассказчика, вышедшего из народа, резко отличающаяся от речи автора.
Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:
«Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина!»
Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри — не вы!».При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.
В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:
«Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешалаГора кровавых тел. »
В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой»
8.Самооценивание. Взаимооценивание.
Сначала оценивают свою работу на уроке( по карте самооценки, затем работу товарищей)
Карта самооценки
_______________________________________
Ф.И. учащегося
Работа в классе:
отвечал на вопросы учителя;
дополнял ответы других учеников;
работал у доски;
работал самостоятельно в тетради;
собирал электрическую цепь;
выдвинул гипотезу;
рецензировал ответы других;
выполнил задания.
2. Работа в группе:
участвовал в обсуждении проблемы;
доказывал свою точку зрения;
3. Для меня не было подходящего задания.
4. За урок я бы себе поставил оценку ________
9.Стадия рефлексии. Дерево успеха. Получают стикеры, отвечают на вопросы:
Понравился ли вам урок?
Что нового вы узнали?Что именно понравилось на уроке?Что было сложным?Что было легко?
Конец формы
Прикрепляют стикеры на Дерево Успеха, расположенное на обратной стороне школьной доски и используемое лишь на стадии рефлексии
Домашнее задание:
Выразительное чтение стихотворения стр.128-130, работа с вопросами на стр. 130,выучить наизусть отрывок из стихотворения « Бородино». Составить синквейн « Бородино»