Психокоррекционная программа Коррекция творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Граховская средняя общеобразовательная школа
имени Анатолия Владимировича Марченко
Психокоррекционная программа
Коррекция творческих способностей детей
младшего школьного возраста
на уроках изобразительного искусства
Автор-составитель: Холстинина Ольга Ивановна,
учитель изобразительного искусства
с. Грахово, 2016 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, осознано их используют.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый из детей сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.
Детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процесс этой деятельности и в ее результате ребенок получает разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.
Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н.П. Сакулина писала: «....в развитии их личности это оставляет глубокий след, т.к. они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Цель программы: коррекция развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
диагностика творческиих способностей детей;
развитие творческого мышления, воображения;
формирование и развитие творческой личности.
Возраст учеников: 8-9 лет.
Форма занятий: индивидуальные, групповые, игровая, изобразительная. Продолжительность программы: 27 недель, 1 раз в неделю по 40 минут.
Методическое обеспечение: коврики, магнитофон с музыкальными записями (кассеты, диски), альбомы, форматы АЗ, краски (акварель, гуашь), кисти, карандаши, мелки цветные, пластилин, стаканчики, стеки, тряпки, палитра, цветная бумага, клей, ножницы, диапроектор, слайды. Объект коррекции: дети младшего школьного возраста.
Предмет коррекции: уровень развития творческих способностей.
Образовательные технологии и условия коррекционной программы.
Коррекция творческих способностей детей может осуществляться по шести основным блокам. Каждый блок должен быть направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенностей данных детей и содержать набор соответствующих психологических приемов и техник.
I блок. Консультативная работа с родителями и педагогами.
II блок. Диагностика (Тест Торранса, «Солнце в комнате» - авторы В. Синельников, В. Кудрявцев).
III блок. Развитие восприятия.
IV блок. Развитие мышления.
V блок. Развитие воображения.
VI блок. Диагностика (II этап).
Тематический план
коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками
№
н/птема цели задачи ход занятия оборудование кол-во часов примечание
I
Б
Л
О
К
1-2 Консульта-
тивнаяработа сродителями
и педагогами. Оказать
психологи-
ческуюпомощь вразвитиитворческих
способностей детей.
- Познакомить с творческими
особенностя-
ми развитии
детей.
- Дать реко-мендации в
поддержаниитворческих
способностей
в детях. Собрания:
«Особенности творческихпроявлений и способностей
детей»;
«Как помочь успешному
развитию детскоготворчества» Методический материал 2 Применение
релаксацион-
ного упраж-нения(любого).
II
Б
Л
О
к
3-4 Диагностика
(ТестТорранса,
«Солнце вкомнате» -
авторы В. Синельников
В. Кудрявцев)1. Выявить у
Детей уровень развития
творческих
способностей с помощью теста
Торранса.
2. Выявление
способностей кпреобразова-
нию «нереаль-ного» в
«реальное». - Провести
диагностику;
- узнать о
характереребенка через цвето-вую гамму;
- снятие
психомышеч-
ного напря-жения.
- Развитие
активного
воображения, фантазии;
- умение ви-деть и чув-ствовать красоту природы.
Упр. № 1. Приветствие,
настрой!
Упр. № 2. Тест Торранса«Закончи рисунок».
Упр. № 3. Солнышко.
Упр. № 4. Релаксация
«Ковер-самолет»
Упр. № 1. Вступление.
Упр. № 2. «Солнце вкомнате».
Упр. № 3. «Воображение» Стимульный материал «Рисунок», карандаш, ре-зинка; магни-тофон, запись М. Мусоргско-го: «Рассвет
на Москве-реке»;
краски, кисти, бумага,
палитра.
Стимульный материал
«Солнце в комнате».
карандаш, резинка, магнитофон, запись С.Баха «Фуга», диапроектор, слайды с изображением природы. 1
1 I этап
диагностики
III
Б
Л
О
К
5 Восприятие. «Что такое красота?» 1. Развитие об-разного эстетическоговосприятия. - Стимулиро-вание детей на определение красоты в самом себе и красоты вокруг себя;
- восприни-мать и на-слаждатьсякрасотой;
-снятие напряжения. Упр. 1. Приветствие.
Упр. 2. « Там, где я живу красиво».
Упр. 3. Релаксация «Шепот волны». Магнитофон, запись музыкального сопровождения; репродукции картин художников; краски, кисти, бумага; коврики, запись шума воды.1 Развитие
восприятия.
6 «Что такое красота?» Исследование
восприятия,
образного
мышления,
воссоздающего
воображения. - развитие внимательно-сти,
восприятия,
мышления,
воображения;
-снятие напряжения в теле. Упр. 1 Приветствие «Рукопожатие»
Упр. 2 «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» - игра-тест.
Упр. 3. Релаксация. Расслабление. Простой карандаш и резинка, листы с тестом, рисунок с осколками вазы (мозаика). 1 Развитие
Восприятия.
7 «Что такое красота?» Развитие
художествен-
-ного восприя-тияокружающей
действитель- ности. -Умение видеть красоту вокруг;
-развитие конструктивного и образного
мышления,
фантазии,
мелкой
моторики
рук;
- снятие эмо-циональногонапряжения. Упр. 1 Приветствие. Упр. 2 «Картины из пластилина».
Упр. 3 Прощание. Картон формата А5, альбомный лист, простой карандаш, ручка, пластилин, пасты, тонкие палочки; примеры работ по пластилину; магнитофон с мелодиями. 1 Развитие
восприятия.
8 Восприятие. Развитие
зрительного
восприятия. -Развитие фантазии, мышления, воображения;
-развитие мелкой моторики рук;
-снятие напряжения. Упр. 1 Игра «Маленькое приведение»
Упр. 2 Игра «Живые тени» Упр. 3 Релаксация «Ковер - самолет». Настольная лампа, экран, наглядный материал с изображением положения рук с тенями; магнитофон. Кассеты с музыкой, коврики. 1 Развитие
восприятия.
9 Восприятие. Развитие
цвето-
восприятия,
фантазии. - Воспитание наблюдатель-ности;
-развитие мышления и воображения;
-снятие напряжения в теле. Упр. 1 Приветствие, настрой, разогрев.
Упр. 2 «Таинственный лес»
Упр. 3 Релаксация «Солнечный зайчик». П.И, Чайковс-кий «Времена года», магнитофон; формат А4, большой лист бумаги оваль-ной формы, гуашь, кисти, палитра. 1 Развитие
восприятия.
IV
Б
Л
О
К
10 Мышление
«Животное» Развитие творческого мышления, познаватель-ногоинтереса, фантазии. - Проанализировать инд.- личностные особенности ребенка, его эмоциональную сферу, сферу
межличност¬
ныхотношений;
- снятие напряжения. Упр. 1 Вступление. Игра «Доброе животное»
Упр. 2 «Несуществую-щее животное» (Методика М.З. Друкаревич)
Упр. 3 «Лабиринты» (Художник Айзек Тейер) Упр. 4 Рефлексия, итог занятия. Бумага А4, карандаши простые или цветные, фломастеры, мелки, резинка. Рисунки - лабиринты; коврики.
1
Развитие
мышления.
11 Мышление Развитие фантазии и образного мышления.
Уметь создавать и выдумывать образы;
учиться говорить ласковые, добрые слова друг другу;
снятие напряжения в теле. Упр. 1 «Волшебный клубочек» - игра.
Упр. 2 «Неоконченный рисунок» - игра.
Упр. 3 Релаксация «Игра с песком». Коврик, клубок ниток; постой карандаш, резинка, формат А4; музыкальное сопровождение. 1 Развитие
мышления.
12 «Сказочный
день» Развитие творческого мышления и фантазии. Тренировка мышления и фантазии;
развитие воображения;
снятие напряжения мышц тела и лица. Упр. 1 Приветствие, настрой, разогрев.
Упр. 2 «Фантастическая птица» - игра.
Упр. 3 Релаксация «Солнечный зайчик». Большой формат листа, клей; детали различных птиц (4); коврики; музыка; волшебная палочка, аппликации сказочных героев. 1 Развитие
Мышления.
13-
14 Мышление Активизация
конструктив -ного и образного мышления. -Развитие фантазии;
-развитие доброго отношения друг к другу;
-снятие напряжения. Упр. 1
Приветствие, настрой.
Упр. 2. «Изобретатель» - игра
Упр. 3 Обсуждение занятия «Разговор при свечах». Бумага формата А4, карандаши любые; коврики, свечки, мелодия. 2 Развитие
мышления.
15- 16 Мышление Развитие
креативности,
творческого
мышления. Умение пре-вращать не-обычную вещь в обычную;
умение об-суждать рабо-ты;
снятие напряжения. Упр. 1 Приветствие.
Упр. 2 «Ладошка» - игра.
Упр. 3 Релаксация «Ковер - самолет» Коврики, магнитофон, запись спокойной музыки.
Лист бумаги, карандаши цветные или фломастеры. 1 Развитие
мышления.
17 Мышление
«Волшебный
мир» Развитие ана-литическогомышления. Развитие внимания, быстроты реакции;
развитие зрительной памяти;
научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев. Упр. 1 Вступление.
Упр. 2 «Игра-минутка»
Упр. 3 Игра «Силуэт»
Упр. 4 Игра «Маленькое приведение». Рисунки с заданиями, листок тетрадный, карандаш, резинка. 1 Развитие
мышления.
18 Мышление Развитие
системности
мышления. Добиваться уважительного отношения друг другу;
снятие напряжения. Упр. 1 Приветствие, настрой, разогрев.
Упр. 2 Игра «Теремок»
Упр. 3 Релаксация. Рисунки сизображением
предметов. 1 Развитие
мышления.
19 Мышление Развитие
ассоциатив-ностимышления. Снятие напряжения;
развитие творческого мышления. Упр. 1 Вступление.
Игра «Доброе животное».
Упр. 2 Игра
«Что на что похоже?»
Упр. 3 Релаксация, расслабление. Магнитофон с мелодией. 1 Развитие
мышления.
V
Б
Л
О
К
20 Воображе-
ниеРазвитие зрительного и слухового воображения. Развитие фантазии;
воспитание уважения друг другу;
снятие психомышечногонапряжения. Упр. 1 Приветствие Упр.2 «Музыка»
Упр. 3
Релаксация «Шепот волны» Коврики, запись шума воды;
музыка П.И. Чайковского «Песнь жаворонка»; гуашевые краски, формат АЗ, палитра. 1 Развитие
воображения.
21 Воображе-
ниеРазвитие наблюдательности и творческого воображения. Воспитывать доброту и уважение;
- расширение кругозора;
учить
расслабляться Упр. 1
«Волшебный клубочек» - игра
Упр. 2 Игра «Превращение» Упр. 3
Рефлексия, итог занятия Клубок ниток, коврики,
музыкальное
сопровождение;
фломастеры или каран-даши, плакат сматематичес-кими фигурами. 1 Развитие
воображения.
22 Воображе-
ниеАктивизация
воображения. - Изучение эмоциональногосостояния
ребенка;
снятие напряжения в теле. Упр. 1 Приветствие, настрой.
Упр. 2
«Эмоциональные сферы».
Упр. 3
Релаксация «Ковер-самолет» Формат А4, простой карандаш, цветные карандаши, резинка; коврики, магнитофон, мелодия. 1 Развитие
воображения.
23 «Море волнуется..»Развитие творческого воображения и художественного вкуса. Совершенствование мелкой моторики рук;
развитие конструктивногомышления;
-развитие творческого воображения;
-снятие напряжения в теле. Упр. 1
Релаксация «Игра с песком».
Упр. 2 «Оригами»
Упр. 3
Релаксация «Шепот волны» Бумага, фломастеры. Готовый самодельный аквариум;
коврики, мелодия - шум морской волны. 1 Развитие
воображения.
24 Воображе-
ниеРазвитие
воображения
и
положительных эмоций. -Учить понимать искусство;
- творчески осмысливать задания;
- снятие психомышечного напряже-ния. Упр. 1 «Воображение».
Упр. 2 «Рисуем настроение».
Упр. 3
Релаксация. Магнитофон, запись П.И. Чайковского «Времена года»; диапроектор, слайды с изображением пейзажей русской природы; формат А4, гуашь, кисти. 1 Развитие
воображе-
ния.
25 Воображе-
ниеРазвитие
творческого
воображения. - Воспитывать эмоциональный отклик на цветовые впечатления;
- выразительность цветового решения;
снятие напряжения. Упражнение №1. Приветствие, настрой, разогрев.
Упражнение №2. «Добрый волшебник». Упражнение №3. Прощание. Волшебная палочка, добрый и злой волшебники, альбомные листы с изображением силуэта волшебника, краски, кисти, формат А4, простой карандаш, ручка, резинка; магнитофон и мелодия. 1 Развитие
воображе-
ния.
26 Воображе-
ниеРазвитие
творческого
воображения. - Показать
разницу
характеров;
- воспитывать эмоциональный отклик на цветовые впечатления;
- выразитель-ность цвето-вого решения;
-снятие психомышеч-ного напря-жения. Упражнение №1. Приветствие.
Упражнение №2.
«Злой волшебник». Упражнение №3. Релаксация, расслабление. Альбомные листы с изображением силуэта волшебника, краски, кисти; магнитофон и мелодия. 1 Развитие
воображе-
ния.
27 Воображе-
ниеРазвитие творческого воображения через, фантазии. - Воспитывать уважение друг другу;
учиться фантазировать;
уметь расслабляться. Упражнение №1. Приветствие «Рукопожатие». Упражнение №2.
«Клякса, я тебя знаю!» Упражнение №3.
Релаксация «Шепот волны». Формат АЗ, чернила; музыкальное сопровождение, коврики. 1 Развитие
воображе-
ния.
VI
Б
Л
О
К
28-29 Диагностика Развитие
творческих
способностей. Развитие
творчества
детей. Занятия №1
II блока.
Занятие №2
II блока. Стимульный материал «Закончи рисунок».
Стимульный материал «Солнце в комнате». 2 II этап
Подведение итога. Результативность, анализ проведенныхзанятий.
ВСЕГО 29 ч.
II БЛОК. Диагностика (I этап)
(Тест Торранса, В. Синельников, В. Кудрявцев «Солнце в комнате»)
Занятие № 1.
Цель: выявить у детей уровень развития творческих способностей с помощью теста Торранса.
Задачи:
- провести диагностику;
- узнать о характере ребенка через цветовую гамму;
- снятие психомышечного напряжения.
Ход занятия:
Упражнение № 1. Приветствие, настрой!
- Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день! Небо ясное, солнце яркое... Смотрите: маленький солнечный зайчик заскочил к нам в комнату. Протяните ладошку, поймайте его. Чувствуйте, как тепло стало ладошкам? А теперь, солнечный зайчик заглянул вам в глазки, пробежал по лицу, погрел нос, щеки, лоб, живот... И снова спрятался в ладошках. Правда, приятно? Давайте отпустим его к друзьям, таким же солнечным зайчикам.
Упражнение № 2. Тест Торранса «Закончи рисунок».
Оборудование: Стимульный материал «Рисунок», карандаш, резинка.
- Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей работы, это поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать интересное и решать разные задания. Вам потребуется вся ваша фантазия и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению, вам это понравится.
Ребята выполняют задания на листе. (Звучит тихая мелодия).
Упражнение № 3. Солнышко.
Оборудование: магнитофон, запись М. Мусоргского: «Рассвет на Москве-реке»; краски, кисти, бумага, палитра.
- Ребята, угадайте о чем пойдет речь? «Взглянешь - заплачешь, а краше его нет на свете». Правильно, это СОЛНЦЕ.
(Педагог обращает внимание на образ солнца). Как композитор через музыку показал рассвет. Нарисуйте, как вы это видите.
Упражнение № 4. Релаксация «Ковер-самолет»
Оборудование: коврики, магнитофон, запись спокойной музыки.
Исходная позиция - лежа на спине, глаза закрыты. Инструктор поясняет: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
Понравилось, ребята, занятие? До новых встреч, до свидания!
Занятие № 2.
Цель:
выявление способностей детей к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Задачи:
- развитие активного воображения, фантазии;
- умение видеть и чувствовать красоту природы;
- воспитывать чувство уважения друг другу;
- снятие напряжения.
Ход занятия:
Упражнение № 1. Вступление.
- Добрый день, дорогие ребята! Встаньте все, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подмигните! Молодцы! У всех хорошее настроение, а теперь, займите свои места за столиками. Начнем наше занятие.
Упражнение № 2. «Солнце в комнате»
Оборудование: картина с изображением комнаты, в которой находится человек и солнце; карандаш, резинка; музыкальное сопровождение.
Психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано» по перечисление деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) психолог дает следующее задание: «Правильно, однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной». Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки. Молодцы! С заданием справились.
Упражнение № 3. «Воображение»
Оборудование: магнитофон, запись С. Баха «Фуга»; диапроектор, слайды с изображением пейзажей русской природы.
- Дети, сядьте удобнее (меняется освещение, полусвет). Обопритесь на спинку стула. (Дети смотрят на экран, сидят расслабленно. Ведущий в полголоса под музыку комментирует каждый слайд одним предложением, спокойно, хорошо. Большие паузы открывают возможность «всмотреться» детям в пейзаж.
- Другой человек есть радость для тебя (слайд с изображением реки, лодки и двоих людей).
- Окружающий мир есть радость для тебя (слайд с изображением степи с полевыми цветами).
- Ты — всегда радость для другого...(слайд с изображением нежного цветка в травке-муравке).
- Всего вам доброго, дети! Берегите себя, но и других берегите, уважайте, любите!
III БЛОК. Развитие восприятия.
Занятие № 1. «Что такое красота?»
Цель: развитие образного эстетического восприятия.
Задачи:
- стимулирование детей на определение красоты в самом себе и красоты вокруг себя;
- воспринимать и наслаждаться красотой, изобразить прочитанное;
- снятие напряжения.
Ход занятия:
Упражнение № 1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Давайте поприветствуем друг друга. Встаньте друг за другом в круг. Положите правую руку на плечо впереди стоящего. Опустите голову и медленно каждый по одному друг за другом поднимаем руку, «открываемся», поворачиваем голову к соседу и улыбаемся, говорим: «Здравствуй,...(имя соседа) или «Привет!...(имя ребенка)» Молодцы!
Упражнение № 2. «Там. Где я живу, красиво»
Оборудование: магнитофон, запись музыкального сопровождения; репродукции картин художников, фотографии, изображающих природу; краски, кисти, бумага разного формата.Беседа: - Ребята, какое время года вы больше всего любите? Почему? (Ответы детей)
Учитель: «Любое время года хорош по-своему».
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
- Ребята, сейчас вы тоже изобразите пейзаж всеми цветами радуги, которые у вас имеются». (Самостоятельная работа детей, индивидуальный подход, выставка законченных работ).
Упражнение № 3. Релаксация «Шепот волны»
Оборудование: коврики, запись шума воды.
Дети принимают позу покоя, лежа на спине, закрывают глаза и под музыку учатся расслабляться. Звучит спокойная мелодия, психолог говорит в полголоса: «Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох (носиком) - выдох (губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется), Вдох - выдох, вдох - выдох.Я слышу моря шум, прибой волны и шелест пены на песке прибрежном.
Волна беседует со мной, она говорит:
«Расслабься, успокойся, отдохни. Послушай шум волны.
Пусть голову оставят мысли, пусть шея, грудь и руки отдохнут.
Вдохните чистый воздух моря.. .Расслабьте тело, ноги...
Прислушайся к себе.. .Тепло и свет входят в тебя.
Они уносят все огорчения, плохое настроение.
Послушай тишину: она молчит. Впустите тишину в себя...
Вдох - выдох...
На этом наше занятие подошло к концу, до свидания!»
Занятие № 2.
Цель: - исследование восприятия, образного мышления, воссоздающего
воображения.
Задачи: - развитие внимательности, восприятия, мышления, воображения;
- снятие напряжения в теле.
Оборудование: простой карандаш и резинка, листы с тестом, рисунок с осколками вазы (мозаика).
Ход занятия.
Упражнение №1. Приветствие «Рукопожатие»
- Дети, встаньте в круг, возьмемся за руки. Я посылаю привет Юле, Юля посылает привет Саше и т.д. Когда до меня дошел привет от Юли, я посылаю: какой чудесный день сегодня, Юля и т.д. (подмигивание, рукопожатие, воздушный поцелуй и т.д.) А теперь займемся делом.
Упражнение №2.
«Заполнение отсутствующих деталей в изображении» - игра-тест.Ребята, предлагаю вам рассмотреть рисунки, подберите к ним детали с учетом восстановления непрерывности узора. (Работу можно усложнить, предложить ученику самому дорисовать пропущенные участки)
- Сейчас будет другая игра: «Археологические раскопки»
Археолог нашел клад, в котором были расколотые древние вазы. Он долго мучительно собирал их, но пришли дети и помогли ему. Как?
Упражнение №3. Релаксация, расслабление.Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют Расслабляться отдыхать. Есть у нас игра такая - Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряжение... И становится понятно - Расслабление приятно! Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем,
А другую - расслабляем!
Снова руки на колени
А теперь - немного лени...
Напряжение улетело –
И расслаблено все тело...
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко... ровно... Глубоко.
На этом наше занятие подошло к концу, до свидания!
Занятие № 3.Цель: развитие художественного восприятия окружающей действительности.
Задачи: - умение видеть красоту вокруг;
- развитие конструктивного и образного мышления, фантазии, мелкой моторики рук;
- снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: картон формата А5, альбомный лист, простой карандаш, ручка, пластилин, пасты, тонкие палочки; примеры работ по пластилину; магнитофон с мелодиями.
Ход занятия.
Упражнение №1. Приветствие.
- Здравствуй, друг! (Рукопожатие)
- Как ты тут? (Хлопки по плечу)
- Где ты был? (За мочку уха держит)
- Я скучал! (За сердце двумя руками)
- Ты пришел! (Разводят руками)
- Хорошо! (Обнимаются)
Упражнение №2. «Картины из пластилина»
Мы будем создавать новые необычные «картины» не красками, а пластилином. В чем плюсы в работе? Не растекаются, можно вывесить на стенд, чего нельзя сделать с объемными фигурами. Делаем небольшие жгутики и растираем их на картоне, персонажей можно сделать рельефней. Для обогащенности цвета можно накладывать жгутик одного цвета на жгутик другого, цвета.
Выставка работ учащихся.
Упражнение №3. Прощание.
Обведите левую ладонь и на каждом пальчике внутри напишите свое впечатление об игре. Что вам особенно понравилось и запомнилось. Затем обведите правую ладонь и напишите на каждом пальчике внутри, что не понравилось, чего не хватало. На этом наше занятие закончено, всего вам доброго!
Занятие № 4.
Цель: развитие зрительного восприятия.
Задачи: - развитие фантазии, мышления, воображения;
развитие мелкой моторики рук;
снятие напряжения.
Оборудование: настольная лампа, экран, наглядный материал с изображением положения рук с тенями; магнитофон, кассеты с музыкой, коврики.
Ход занятия.
Упражнение №1. Игра «Маленькое приведение»
-Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку, вы, будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.
Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить. (Затем педагог хлопает в ладоши). Молодцы! Пошутили и хватит. Давайте снова станем детьми и займемся делом.
Упражнение №2. Игра «Живые тени»
Ребята, давайте поразмыслим, как при помощи рук сотворить «живые тети» (Ответы ребят). Сесть между лампой и стеной и показывай тени. Лампа должна быть низко - на высоте твоих рук. Выбери любого зверя, любую птицу. Научись складывать пальцы, как показано на рисунке справа, - и на белом экране получится тень зайчика, козла, петуха, человека. Пошевели пальцами - и тени оживут. Зайчишка пригнет уши, собака разинет пасть. А лебедь плывет, шевелит крыльями, нагибает голову к воде. Молодцы, ребята, справились с заданием!
Упражнение №3. Релаксация «Ковер-самолет»
Исходная позиция — лежа на спине, глаза закрыты. Инструктор поясняет: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
Понравилось, ребята, занятие? До новых встреч, до свидания!
Занятие № 5.
Цель: развитие цветовосприятия, фантазии.
Задачи: - воспитание наблюдательности;
развитие мышления и воображения;
снятие напряжения в теле.
Оборудование: П.И.Чайковский «Времена года», магнитофон; формат А4, большой лист бумаги овальной формы, гуашь, кисти, палитра.
Ход занятия.
Упражнение №1. Приветствие, настрой, разогрев.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не обычный и сказочный день. Вы спросите, почему? Да потому, что к нам на занятие пришли гости из разных сказок. А еще нам поможет волшебная палочка. Давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки, образовав круг, похожий на солнышко и скажите весело и дружно: «Добрый день! Я очень рад быть здесь!» А теперь повернитесь к соседу и улыбнитесь ему, передайте свою улыбку. Молодтты! Продолжим наше занятие.
Упражнение №2. «Таинственный лес»
- Ребята, слушая музыку, представьте себе, что вы - живые деревья. У каждого дерева свой характер, своя отличительная черта. Может это тоненькое деревце, которое стремиться взлететь или коренастый и сильный образ другого дерева, который всеми своими корнями крепко ухватился за землю. Все встали, двигаясь под музыку, находим образ своего неповторимого дерева. Теперь садимся и рисуем.
После окончания работы дети «выщипывают» свое изображение, т.е. убирают ненужную часть бумаги и наклеивают свое дерево на лист бумаги, который висит на доске, они могут рассказать о своем дереве. Пусть этот таинственный лес радует детей.
Упражнение №3. Релаксация «Солнечный зайчик».
- Ребята, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на губах, на щеках, на подбородке. Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Зайчик забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вздохни и улыбнись. Ребята, всем стало теплее и радостнее? Давайте поблагодарим солнечного зайчика.
Скажем друг другу до свидания, но скорых встреч!
IV БЛОК. Развитие мышления.
Занятие № 1. «Животное»
Цель: развитие творческого мышления, познавательного интереса, фантазии.
Задачи: - проанализировать индивидуально-личностные особенности ребенка, его эмоциональную сферу, сферу межличностных отношений;
- умение сосредоточить внимание;
- снятие психомышечного напряжения.
Оборудование: бумага А4, карандаши простые или цветные, фломастеры, мелки, резинка; рисунки-лабиринты; коврики.
Упражнение № 1. Вступление. Игра «Доброе животное»
Ребята, добрый день! Встаньте, пожалуйста, все в круг и возьмитесь за руки. Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Прислушайтесь к своему дыханию, дыханию соседей. А теперь послушаем вместе! Когда вы вдыхаете, вы должны сделать шаг вперед, при выдохе - шаг назад. Так не только дышит животное, также ровно бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад.. .Молодцы!
Упражнение № 2. «Несуществующее животное» (Методика М.З. Друкаревич)
Ребята, вы, сегодня придумайте несуществующее животное, изобразите его и назовите несуществующим названием. При этом постарайтесь не рисовать животных, существующих в мифах, сказках, легендах. Здесь, от вас, не требуется владение художественными навыками, рисуйте, как можете.
(Выставка работ и рассказ детей о своем животном).
Упражнение № 3. «Лабиринты» (Художник Айзек Тейер)
- Ребята, перед вами рисунки-лабиринты. Ваша задача: пройти весь путь, начиная со старта, вести карандаш, не отрывая от бумаги и достичь финиша. Будьте внимательны!
Упражнение № 4. Рефлексия, итог занятия.
Дети! Сядьте поудобнее в круг, сейчас вы дадите мне оценку занятий в двух аспектах: эмоциональном (что понравилось - что не понравилось, что было хорошо - что плохо, и почему) и смысловом (зачем мы это делаем).До свидания, до новых встреч!
Занятие № 2.
Цель: развитие фантазии и образного мышления.
Задачи: - уметь создавать и выдумывать образы;
учиться говорить ласковые, добрые слова друг другу;
снятие напряжения в теле.
Оборудование: коврик, клубок ниток; простой карандаш, резинка, формат А4; музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Упражнение № 1. «Волшебный клубочек» - игра.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня в нашем зале. А сейчас мы поприветствуем друг друга - поиграем в игру «Волшебный клубочек». Всем нужно сесть на коврик, так, чтобы образовался круг. Я начну первая, я буду передавать клубок ниток. Вы должны наматывать нить на палец и при этом говорить ласковое слово. Затем передаем клубочек следующему ребенку, пока не дойдет очередь до меня. Что вы испытывали, слыша добрые слова в свой адрес? (Беседа, ответы детей)
Упражнение № 2. «Неоконченный рисунок» - игра.
Ребята, перед вами различные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник и т.д.) Ваша задача: из этой фигуры, путем добавления разнообразных линий создать различные образы или предметы. (Выставка работ детей, рассказ ребят о получившихся образах, предметах).
Упражнение №3. Релаксация «Игра с песком»
Ребята, сядьте, пожалуйста, поудобнее, обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок. (Сделайте глубокий вдох). Сильно сожмите пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержите дыхание). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). И уроните обессиленные руки. (Упражнение повторить 2-3 раза). Всего доброго дорогие, ребята! До скорых встреч!
Занятие №3. «Сказочный день»
Цель: развитие творческого мышления и фантазии.
Задачи: - тренировка мышления и фантазии;
развитие воображения;
снятие напряжения мышц тела и лица
Оборудование: большой формат листа, клей; детали или части различных птиц; коврики; музыка; волшебная палочка, аппликации сказочных героев.
Ход занятия.
Упражнение №1. Приветствие, настрой, разогрев.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не обычный и сказочный день. Вы спросите, почему? Да потому, что к нам на занятие пришли гости из разных сказок. А еще нам поможет волшебная палочка. Давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки, образовав круг, похожий на солнышко и скажите весело и дружно: «Добрый день! Я очень рад быть здесь!» А теперь повернитесь к соседу и улыбнитесь ему, передайте свою улыбку. Молодцы! Продолжим наше занятие.
Упражнение №2. «Фантастическая птица» - игра.
Ребята, вам предлагаются части различных птиц, вырезанные из картона (клювы, туловища, головы, шеи, хвосты и ноги, крылья) Любой из вас выбирает любое туловище птицы и приклеивает на бумагу, следующий ученик выбирает любую шею и приклеивает к туловищу птицы, следующий выбирает любую голову и т.д. (В итоге на листе получается совершенно фантастическая птица).
Упражнение №3. Релаксация «Солнечный зайчик».
Ребята, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на губах, на щеках, на подбородке. Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Зайчик забрался на живот - погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вздохни и улыбнись. Ребята, всем стало теплее и радостнее? Давайте поблагодарим солнечного зайчика.
Скажем друг другу до свидания, но скорых встреч!
Занятие №4.
Цель: активизация конструктивного и образного мышления.
Задачи: - развитие фантазии;
развитие доброго отношения друг другу;
умение говорить «волшебные слова»;
снятие напряжения.
Оборудование: бумага формата А4, карандаши любые; коврики, свечки, мелодия. Ход занятия.
Упражнение №1. Приветствие, настрой.
Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день! Небо ясное, солнце яркое... Смотрите: маленький солнечный зайчик заскочил к нам в комнату. Протяните ладошку, поймайте его. Чувствуйте, как тепло стало ладошкам? А теперь, солнечный зайчик заглянул вам в глазки, пробежал по лицу, погрел нос, щеки, лоб, живот... И снова спрятался в ладошках. Правда, приятно? Давайте отпустим его. Пусть летит к своей маме - солнышку. Он ее очень любит. А вы любите маму? Что вы говорите ей, когда просыпаетесь? Что отвечает вам мама? (Ответы детей). Зависит ли ваше настроение от того, с чего начнется ваш день? Какие слова скажет мама? Если мы будем вежливы друг с другом, добры друг к ДРУГУ^ У всех будет хорошее настроение.
Упражнение №2. «Изобретатель» - игра.
- Ребята, мы с вами сейчас станем самыми главными изобретателями на планете.
Перед вами несколько задач, результатом которых должно явиться изобретение.
Вы должны нарисовать свое изобретение по выбранной задаче. Их всего три. Задачи:
Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве.
Придумайте несуществующую машину, которая может перевозит огромные грузы.
Придумайте несуществующее дерево, на котором находятся различные вещи. (Знакомство с фантастическими предметами, получившимися у детей. Что понравилось и не понравилось и почему?)Упражнение №3. Обсуждение занятия « Разговор при свечах».
- Ребята, сядьте поудобнее в круг. Я зажгу свечу и вы мне расскажите, что вам сегодня понравилось? Какое у вас было настроение? Какого цвета? (Идет беседа.)
На этом, ребята, у меня все, до свидания!
Занятие №5.
Цель: развитие креативности, творческого мышления.
Задачи: - умение превращать обычную вещь в необычную;
умение обсуждать работы;
снятие напряжения.
Оборудование: коврики, магнитофон, запись спокойной музыки; лист бумаги, карандаши цветные или фломастеры.
Ход занятия.
Упражнение №1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Давайте поприветствуем друг друга. Встаньте друг за другом в круг. Положите правую руку на плечо впереди стоящего. Опустите голову и медленно каждый по одному друг за другом поднимаем руку, «открываемся», поворачиваем голову к соседу и улыбаемся, говорим: «Здравствуй,...(имя соседа) или «Привет!...(имя ребенка)» Молодцы!
Упражнение №2. « Ладошка» - игра.
- Дети, сегодня мы с вами пофантазируем. Превратим наши ладошки в образы или предметы. Можно им дать имя. Положим ладошку на лист бумаги и обведем ее. На кого же походят наши ладошки? Превращаем их во что-то, в кого-то. (Выставка работ и обсуждение ребятами своих изображений)
Упражнение №3. Релаксация «Ковер-самолет»
Исходная позиция — лежа на спине, глаза закрыты. Инструктор поясняет: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
Понравилось, ребята, занятие? До новых встреч, до свидания!
Занятие №6. «Волшебный мир»
Цель: развитие аналитического мышления
Задачи: - развитие внимания, быстроты реакции и аналитического мышления;
развитие зрительной памяти;
научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. Оборудование: рисунки с заданиями, листок тетрадный, карандаш, резинка.
Ход занятия.
Упражнение №1. Вступление.
Добрый день, дорогие ребята! Встаньте все, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подмигните! Молодцы! У всех хорошее настроение, а теперь, займите свои места за столиками. Начнем наше занятие.
Упражнение №2. «Игра-минутка»
Дети, вам нужно найти на листе с изображением нескольких подобных предметов два одинаковых.
Вам предлагается у двух одинаковых на первый взгляд предметов найти различия.
Упражнение №3. Игра «Силуэт»
Ребята, на листе бумаги изображены несколько силуэтов знакомых предметов (чайник, ножницы, самолет, яблоко, конфета и т.д. Всего - 10 предметов) Вам нужно посмотреть на этот лист в течение 1 минуты, после этого лист убирается, и вы начинаете рисовать то, что запомнили.Упражнение №4. Игра «Маленькое приведение»Ребята! сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку, вы, будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.
Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить. (Затем педагог хлопает в ладоши). Молодцы! Пошутили и хватит. Давайте снова станем детьми. До свидания!
Занятие №7.
Цель: развитие системности мышления.
Задачи: - уважительного отношения друг другу;
Оборудование: рисунки с изображением предметов.
Ход занятия.
Упражнение №1. Приветствие, настрой, разогрев.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не обычный день. Вы спросите, почему? Да потому, что к нам на занятие пришли краски. А еще нам поможет волшебная палочка. Давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки, образовав круг, похожий на солнышко и скажите весело и дружно: «Добрый день! Я очень рад быть здесь!» А теперь повернитесь к соседу и улыбнитесь ему, передайте свою улыбку. Молодцы! Продолжим наше занятие.
Упражнение №2 Игpa «Теремок»
(Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д.) «Ребята, кто-то из вас сидит в «теремке»: например, ребенок с рисунком гитары. Следующий из вас просится в теремок, но он может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Например, если просится ребенок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка тоже имеет дырку посередине). Подведение итогов игры.
Упражнение №3. Релаксация.
- Сядьте все, пожалуйста, на стульчики, смотрите на меня и повторяйте все
движения за мной: руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением пальчики прижаты.
(Большой палец крепко прижимаем к остальным)
Пальчики сильней сжимаем - Отпускаем, разжимаем.
(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть)
Что за странные пружинки -Упираются в ботинки?
(Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу)
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок - отдыхай!
(Упражнение повторяется 3 раза)
На этом наше занятие закончено. До свидания!
Занятие №8.
Цель: развитие ассоциативности мышления.
Задачи: - снятие напряжения;
- развитие творческого мышления.
Оборудование: магнитофон с мелодией.
Ход занятия.
Упражнение 1. Вступление. Игра «Доброе животное»
- Ребята, добрый день! Встаньте, пожалуйста, все в круг и возьмитесь за руки.
Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Прислушайтесь к своему дыханию, дыханию соседей. А теперь послушаем вместе! Когда вы вдыхаете, вы должны сделать шаг вперед, при выдохе — шаг назад. Так не только дышит животное, также ровно бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад.. .Молодцы!
Упражнение №2. Игра «Что на что похоже?»
- Ребята, сей час мы с вами поиграем. Выбираем желающих (три человека) это будут отгадчики, они выходят за дверь. А остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. (Отгадчики заходят и ведущий начинает) То, что я загадал похоже на...(и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку): например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой 8, которая лежит на боку. (Отгадавший выбирает новых отгадчиков предлагает следующий предмет для ассоциации)
Упражнение №3. Релаксация, расслабление.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться отдыхать.
Есть у нас игра такая - Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно - Расслабление приятно!
Стало палубу качать.
На этом наше занятие подошло к концу, до свидания!
Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем,
А другую - расслабляем! Снова руки на колени
А теперь - немного лени...
Напряженье улетело - И расслаблено все тело...
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали. Дышится легко... ровно... Глубоко.
Занятие №1.
Цель: развитие зрительного и слухового воображения.
Задачи: - развитие фантазии;
воспитание уважения друг другу;
снятие психомышечного напряжения.
Оборудование: коврики, запись шума воды; музыка П.И. Чайковского «Песнь жаворонка»; гуашевые краски, формат АЗ, палитра.
Ход занятия.
Упражнение №1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Давайте поприветствуем друг друга. Встаньте друг за другом в круг. Положите правую руку на плечо впереди стоящего. Опустите голову и медленно каждый по одному друг за другом поднимаем руку, «открываемся», поворачиваем голову к соседу и улыбаемся, говорим: «Здравствуй,...(имя соседа) или «Привет!...(имя ребенка)» Молодцы!
Упражнение №2. «Музыка»
Музыкальное творчество - одна из обязательных сфер преломления и развития фантазии ребенка. Звучит музыка П.И. Чайковского «Песнь жаворонка».
Ребята, вы прослушали удивительную мелодию, что вы почувствовали, увидели?
(Сообщения детей). А теперь, изобразите услышанную музыку и озаглавьте свою работу. (Выставка работ учащихся)
Упражнение №3. Релаксация «Шепот волны»
Дети принимают позу покоя, лежа на спине, закрывают глаза и под музыку учатся расслабляться. Звучит спокойная мелодия, психолог говорит в полголоса: «Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох (носиком) - выдох (губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется), Вдох - выдох, вдох - выдох.Я слышу моря шум, прибой волны и шелест пены на песке прибрежном.
Волна беседует со мной, она говорит:
«Расслабься, успокойся, отдохни. Послушай шум волны...
Пусть голову оставят мысли, пусть шея, грудь и руки отдохнут Вдохните чистый воздух моря.. .Расслабьте тело, ноги.
Прислушайся к себе.. .Тепло и свет входят в тебя.
Они уносят все огорчения, плохое настроение.
Послушай тишину: она молчит. Впустите тишину в себя.
Вдох - выдох...
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем,
Потянуться, улыбнуться.
Всем открыть глаза, проснуться...
На этом наше занятие подошло к концу, до свидания!»
Занятие №2.
Цель: развитие наблюдательности и творческого воображения.
Задачи: - воспитывать доброту и уважение;
расширение кругозора;
учить расслабляться.
Оборудование: клубок ниток, коврики, музыкальное сопровождение; фломастеры или карандаши, плакат с математическими фигурами.
Ход занятия.
Упражнение №1. «Волшебный клубочек» - игра.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня в нашем зале. А сейчас мы поприветствуем друг друга - поиграем в игру «Волшебный клубочек». Всем нужно сесть на коврик, так, чтобы образовался круг. Я начну первая, я буду передавать клубок ниток. Вы должны наматывать нить на палец и при этом говорить ласковое слово. Затем передаем клубочек следующему ребенку, пока не дойдет очередь до меня. Что вы испытывали, слыша добрые слова в свой адрес? (Беседа, ответы детей)
Упражнение №2. Игра «Превращение»
Ребята, перед вами на доске нарисованы математические фигуры, попробуйте нарисовать на основе квадрата, круга, треугольника и т.д. различные предметы. Их можно вертеть как угодно и дорисовывать недостающие части. (Подведение итогов игры.)
Упражнение №3. Рефлексия, итог занятия.
Дети! Сядьте поудобнее в круг, сейчас вы дадите мне оценку занятий в двух аспектах: эмоциональном (что понравилось - что не понравилось, что было хорошо — что плохо, и почему) и смысловом (зачем мы это делаем).До свидания, до новых встреч!
Занятие №3.
Цель: активизация воображения.
Задачи: - изучение эмоционального состояния ребенка;
- снятие напряжение в теле.
Оборудование: формат А4, простой карандаш, цветные карандаши, резинка; коврики, мелодия.
Ход занятия.
Упражнение №1. Приветствие, настрой.
Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день! Небо ясное, солнце яркое... Смотрите: маленький солнечный зайчик заскочил к нам в комнату. Протяните ладошку, поймайте его. Чувствуйте, как тепло стало ладошкам? А теперь, солнечный зайчик заглянул вам в глазки, пробежал по лицу, погрел нос, щеки, лоб, живот... И снова спрятался в ладошках. Правда, приятно? Давайте отпустим его. Пусть летит к своей маме - солнышку. Он ее очень любит.
Упражнение №2. «Эмоциональные сферы»
Ребята, оказывается, вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то - аурой, мы же назовем ее сферой. Каждый из нас представляет эту сферу по-своему. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и резинку там, где это необходимо. Величина сферы, ее расположение, используемая цветовая гамма - произвольны и индивидуальны.
Упражнение №3. Релаксация «Ковер-самолет»
Исходная позиция - лежа на спине, глаза закрыты. Инструктор поясняет: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате
(пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
Понравилось, ребята, занятие? До новых встреч, до свидания!
Занятие №4. «Море волнуется...»
Цель: развитие творческого воображения и художественного вкуса.
Задачи: - совершенствование мелкой моторики рук;
развитие конструктивного мышления;
развитие творческого воображения, художественного вкуса;
снятие напряжения в теле.
Оборудование: бумага, фломастеры, готовый самодельный аквариум; коврики, музыка - шум морской волны.Ход занятия.
Упражнение №1. Релаксация «Игра с песком»
Ребята, сядьте, пожалуйста, поудобнее, обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок. (Сделайте глубокий вдох). Сильно сожмите пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержите дыхание). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). И уроните обессиленные руки. (Упражнение повторить 2-3 раза). Теперь, дорогие, ребята, займемся делом.
Упражнение №2. «Оригами»
Обыкновенная бумага может стать способом получения пищи для воображения.
Ребята, мы сегодня будем моделировать, простую бумагу превращать в рыбку, цветок или домик и т.д. Бумага будет оживать в ваших руках. Искусство складывания из бумаги - оригами - родилось в Японии много веков назад. Сейчас оригами известно и популярно во многих странах мира. Послушайте загадку и догадаетесь о ком пойдет речь: «В воде мы живем, без воды пропадем. (Рыбки)» А сейчас займемся делом. (Дети складывают бумагу, наблюдая за работой психолога, и появляются рыбки.) Наших рыбок разукрашиваем и подвешиваем к готовому морскому пейзажу (аквариуму).
Упражнение №3. Релаксация «Шепот волны»
Дети принимают позу покоя, лежа на спине, закрывают глаза и под музыку учатся расслабляться. Звучит спокойная мелодия, психолог говорит в полголоса: «Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох (носиком) — выдох (губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется), Вдох - выдох, вдох - выдох.Я слышу моря шум, прибой волны и шелест пены на песке прибрежном.
Волна беседует со мной, она говорит:
«Расслабься, успокойся, отдохни. Послушай шум волны...
Пусть голову оставят мысли, пусть шея, грудь и руки отдохнут Вдохните чистый воздух моря.. .Расслабьте тело, ноги.
Прислушайся к себе.. .Тепло и свет входят в тебя.
Они уносят все огорчения, плохое настроение.
Послушай тишину: она молчит. Впустите тишину в себя.
Вдох - выдох...
На этом наше занятие подошло к концу, до свидания!»
Занятие №5.
Цель: развитие воображения и положительных эмоций.
Задачи: - учить понимать искусство;
творчески осмысливать задания;
снятие психомышечного напряжения.
Оборудование:магнитофон, запись П.И. Чайковского «Времена года»;
диапроектор, слайды с изображением пейзажей русской природы; формат А4, гуашь, кисти.
Ход занятия.
Упражнение №1. «Воображение»
- Здравствуйте, дети, сядьте удобнее (меняется освещение, полусвет). Обопритесь на спинку стула. (Дети смотрят на экран, сидят расслабленно. Ведущий в полголоса под музыку комментирует каждый слайд одним предложением, спокойно, хорошо. Большие паузы открывают возможность «всмотреться» детям в пейзаж.
Упражнение №2. «Рисуем настроение»
А сейчас я вам раздам альбомные листы и гуашь. Ребята, выберите себе, пожалуйста, место, где вы будете рисовать, где вам будет удобно. Вам нужно на листах нарисовать свое настроение. (Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После этого все рисунки размещаются на стенде, на этой выставке дети комментируют свое настроение)Упражнение №3. Релаксация.
Сядьте все, пожалуйста, на стульчики, смотрите на меня и повторяйте все движения за мной: руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением пальчики прижаты.
(Большой палец крепко прижимаем к остальным)
Пальчики сильней сжимаем - Отпускаем, разжимаем.
(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть)
Что за странные пружинки.
Оборудование:магнитофон, запись П.И. Чайковского «Времена года»;
диапроектор, слайды с изображением пейзажей русской природы; формат А4, гуашь, кисти.
Ход занятия.
Упражнение №1. «Воображение»
- Здравствуйте, дети, сядьте удобнее (меняется освещение, полусвет). Обопритесь на спинку стула. (Дети смотрят на экран, сидят расслабленно. Ведущий в полголоса под музыку комментирует каждый слайд одним предложением, спокойно, хорошо. Большие паузы открывают возможность «всмотреться» детям в пейзаж.
Упражнение №2. «Рисуем настроение»
А сейчас я вам раздам альбомные листы и гуашь. Ребята, выберите себе, пожалуйста, место, где вы будете рисовать, где вам будет удобно. Вам нужно на листах нарисовать свое настроение. (Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После этого все рисунки размещаются на стенде, на этой выставке дети комментируют свое настроение)Упражнение №3. Релаксация.
Сядьте все, пожалуйста, на стульчики, смотрите на меня и повторяйте все движения за мной: руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением пальчики прижаты.
(Большой палец крепко прижимаем к остальным)
Пальчики сильней сжимаем - Отпускаем, разжимаем.
(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть)
Что за странные пружинки.
Упираются в ботинки?
(Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу) Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок - отдыхай!
(Упражнение повторяется 3 раза)
На этом наше занятие закончено. До свидания!
Занятие №6.
Цель: развитие творческого воображения.
Задачи. - воспитывать эмоциональный отклик на цветовые впечатления;
выразительность цветового решения;
снятие напряжения.
Оборудование: волшебная палочка, добрый и злой волшебники, альбомные листы с изображением силуэта волшебника, краски, кисти, формат А4, простой карандаш, ручка, резинка; магнитофон и мелодия.
Ход занятия.
Упражнение №1. Приветствие, настрой, разогрев.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не обычный день. Вы спросите, почему? Да потому, что к нам на занятие пришли волшебники. А еще нам поможет волшебная палочка. Давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки, образовав круг, похожий на солнышко и скажите весело и дружно: «Добрый день! Я очень рад быть здесь!» А теперь повернитесь к соседу и улыбнитесь ему, передайте свою улыбку. Молодцы! Продолжим наше занятие.
Упражнение №2. «Добрый волшебник»
Дети, перед вами силуэт сказочного волшебника, раскрасьте рисунок так, как вы хотите. Но с учетом одного условия: на рисунке изображен самый добрый и любимый детьми волшебник, и находится он в своем волшебном лесу. Дайте имя своему волшебнику. (Выставка работ учащихся, рассказ детей по желанию)
Упражнение №3. Прощание.
Обведите левую ладонь и на каждом пальчике внутри напишите свое впечатление об игре. Что вам особенно понравилось и запомнилось. Затем обведите правую ладонь и напишите на каждом пальчике внутри, что не понравилось, чего не хватало. На этом наше занятие закончено, всего вам доброго!
Занятие №7.
Цель: развитие творческого воображения.
Задачи: - показать разницу характеров;
воспитывать эмоциональный отклик на цветовые впечатления;
выразительность цветового решения;
снятие психомышечного напряжения.
Оборудование: альбомные листы с изображением силуэта волшебника, краски, кисти; магнитофон и мелодия.
Ход занятия.
Упражнение №1. Приветствие.
- Здравствуй, друг! (Рукопожатие)
- Как ты тут? (Хлопки по плечу)
- Где ты был? (За мочку уха держит)
- Я скучал! (За сердце двумя руками)
-Ты пришел! (Разводят руками)
- Хорошо! (Обнимаются).
Упражнение №2. «Злой волшебник»
- Дети, перед вами силуэт второго сказочного волшебника, раскрасьте рисунок так, как вы хотите. Но с учетом одного условия: на рисунке изображен самый злой и грубый детьми волшебник, и находится он в своем волшебном лесу. Дайте имя своему волшебнику. (Выставка работ учащихся, рассказ детей по желанию, идет сравнение двух волшебников, вывод — как цвет влияет на характер человека).
Упражнение №3. Релаксация, расслабление.
Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют Расслабляться отдыхать. Есть у нас игра такая - Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно - Расслабление приятно! Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем,
А другую - расслабляем! Снова руки на колени А теперь — немного лени... Напряженье улетело - И расслаблено все тело... Наши мышцы не устали И еще послушней стали. Дышится легко... ровно... Глубоко.
На этом наше занятие подошло к концу, до свидания!
Занятие №8.
Цель: развитие творческого воображения через фантазии.
Задачи: - воспитывать уважение друг другу;
учиться фантазировать;
уметь расслабляться.
Оборудование: формат АЗ, чернила; музыкальное сопровождение, коврики.
Ход занятия.
Упражнение №1. Приветствие «Рукопожатие»
- Дети, встаньте в круг, возьмемся за руки. Я посылаю привет Юле, Юля посылает привет Саше и т.д. Когда до меня дошел привет от Юли, я посылаю: какой чудесный день сегодня, Юля и т.д. (подмигивание, рукопожатие, воздушный поцелуй и т.д.) А теперь займемся делом.
Упражнение №2. «Клякса, я тебя знаю!»
До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
Упражнение №3. Релаксация «Шепот волны»
Дети принимают позу покоя, лежа на спине, закрывают глаза и под музыку учатся расслабляться. Звучит спокойная мелодия, психолог говорит в полголоса: «Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох (носиком) - выдох (губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется), Вдох - выдох, вдох - выдох.Я слышу моря шум, прибой волны и шелест пены на песке прибрежном.
Волна беседует со мной, она говорит:
«Расслабься, успокойся, отдохни. Послушай шум волны...
Пусть голову оставят мысли, пусть шея, грудь и руки отдохнут Вдохните чистый воздух моря.. .Расслабьте тело, ноги...
Прислушайся к себе.. .Тепло и свет входят в тебя.
Они уносят все огорчения, плохое настроение.
Послушай тишину: она молчит. Впустите тишину в себя...
Вдох-выдох...
На этом наше занятие подошло к концу, до свидания!»
VI БЛОК. Диагностика (II этап).
( Тест Торранса, «Солнце в комнате» Авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)Занятия №1 и №2 II блока повторяются.
Подведение итога. Результативность, анализ проведенных занятий.
Список используемой литературы
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Практическая психология. Изд. «ОСЬ - 89», М., 2007
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности — СПб.: издательство Буковского, 1994
Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. Перевод с английского. М., «Прогресс», 1991
Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание, №11 1982
Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте - СПб.: Союз, 1997
Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. Дошкольное воспитание, №12 1967
Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза: Уникон-ТРИЗ
Еженедельная методическая газета для педагогов-психологов. Школьный психолог. №21 2004
Еженедельная методическая газета для педагогов-психологов. Школьный психолог. №24 2004
Ежемесячный научно-методический журнал. Дошкольное Воспитание. №2 2002
11.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. Вопросы психологии. №2 1993
12. Изобразительное искусство в Школе. №2 2008
13. Изобразительное искусство в Школе. №3 2008
14. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Изд. Мозаика-Синтез, М., 2006
15.Крылов Е. Школа творческой личности. Дошкольное воспитание. №7, №8 1992
16.Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. №9, №10 1995
17. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993
18.Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 1978
19. Мелик-ПашаевА.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. (Художественное развитие ребенка в семье). М„ Искусство в Школе, 1995
20.Нестеренко А.А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета, 1993
21.Никитин Б. Развивающие игры. М.: Знание, 1994
22.Памела С. Бригс, Тео Л. Пайлот, Джанет X. Бегби. Раннее детство. Развитие творческих способностей детей. ACT Астрель, М., 2004
23.Программы дополнительного образования художественного образования детей. Просвещение, М., 2006
24.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание. №5 1996
25.Тыртынская М.А. 50 идей для классного руководителя. Практическая копилка педагога. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007
410845013017500Приложение 1.
Стимульный материал «Закончи рисунок»
Приложение 2.
Методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 8-9 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)Методика " Солнце в комнате"
Основание: реализация воображения.
Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материалы: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") -1 балл.
Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла.
Содержательное устранение несоответствия:
а)простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") – 3 балла.
б)сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") – 4 балла.
Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации, "Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) - 5 баллов.