Дорожная азбука в детском саду
"Дорожная азбука" в детском саду
С каждым годом скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах города быстро возрастает. В 2005 году на каждую 1000 жителей нашей планеты приходилось 220 автомобилей. При этом грустным фактом выглядит количество дорожно-транспортных происшествий. Во время автомобильных аварий на нашей планете через каждые 2,5 минуты погибает один человек. Таким образом, автомобиль стал источником повышенной опасности.
Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувства горечи и досады. Но еще больше, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети. Основные причины несчастий – переход улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосмотрительность на проезжей части, попадание в "дорожную ловушку".
Совершенно очевидно, что все названные причины вытекают из слабого знания правил дорожного движения и отсутствия практических навыков поведения на улицах.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, которые можно избежать лишь путем целенаправленного воспитания и обучения детей с самого раннего детства.
Понимая проблему безопасности дорожного движения, наш педагогический коллектив № 22 "Малыш" на протяжении многих лет осуществляет планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Задачи по воспитанию безопасного поведения являются составной частью программы воспитания и обучения в детском саду. При планировании и организации обучения дошкольников правилам дорожного движения педагоги дошкольного учреждения выбирают наиболее эффективные формы и методы обучения, способные обеспечить привычность и естественность соблюдения детьми правил безопасного поведения в условиях дорожной транспортной среды современного города.
Творчески подходят педагоги дошкольного учреждения к проблеме обучения воспитанников правилам дорожного движения. При входе в помещение дошкольного учреждения расположился на самом видном месте макет улыбающегося светофора, с любовью изготовленный умелыми руками педагогов. В часы прихода в дошкольное учреждение педагоги включают аудиозапись, и "светофор напоминает" детям и родителям правила безопасного поведения на дорогах и улицах города.
В дошкольном образовательном учреждении педагогами, воспитанниками и их родителями оборудована комната по безопасности дорожного движения.
Здесь и проходят интересные, увлекательные занятия, викторины и праздники, на которых воспитанникам на конкретных дорожных ситуациях прививаются прочные навыки дорожной азбуки. В комнате безопасности есть все для обучающих игр дошкольников, которые проходят под девизом "Наша безопасность в наших руках": наглядный материал, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дорожные знаки, дидактические игры.
Воспитанники дошкольного учреждения в игровой форме знакомятся с различными видами транспорта, изучают дорожные знаки и правила безопасного поведения. Воспитатели, учитывая возрастные особенности детей и имеющие у них знания и умения, последовательно ставят перед ними новые задачи, обогащая и закрепляя представления детей о правилах дорожного движения.
В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей.
В учебной деятельности осуществляется обучение детей правилам дорожного движения, формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение.
На занятиях по родному языку, изобразительной деятельности постоянное внимание уделяют педагоги формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. В совместной деятельности взаимодействуют дошкольники со сверстниками и взрослыми и учатся пожизненной "профессии" участника дорожного движения, пешехода.
Педагоги дошкольного учреждения успешно используют методические рекомендации А. Добрушина "Как не попасть в дорожную ловушку" и обучают детей предвидеть "дорожные ловушки", формируют умение избежать попадания в них. Старшие дошкольники с желанием обыгрывают дорожные ситуации.
Полученные в учебной деятельности знания дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изображая различные виды машин, дорожные знаки, перекресток дети отражают в своих работах знания о правилах дорожного движения. В процессе совместной продуктивной деятельности со сверстниками и педагогом у детей закрепляется интерес к дальнейшему изучению правил. Теоретические знания обязательно сочетаются с практическими навыками. Это предполагает проведение практических занятий на улице, перекрестках, на остановках общественного транспорта.
Закрепление правил безопасного поведения проходит и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети могут реализовать себя, как активные участники дорожной ситуации. В сюжетно-ролевых играх "Семья", "ГИБДД", "Заправочная", "Шоферы" дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий, в ходе игровой деятельности закрепляют знания о дорожных знаках, "дорожных ловушках", правилах безопасного поведения.
Для проверки знаний с воспитанниками проводятся беседы, им предлагаются карточки с задачами, перфокарты.
Полученными в дошкольном учреждении знаниями педагоги и воспитанники с желанием делятся с жителями родного города. В городском автобусе, украшенном рисунками воспитанников дошкольного учреждения для пассажиров транслируется видеозапись выступлений дошкольников. Налажена работа с микрорайоном. Систематически жителям микрорайона предлагаются "листки безопасности" и детские рисунки воспитанников, которые напоминают жителям города о правилах дорожного движения и призывают к обязательному их выполнению.
Проводимые в дошкольном учреждении открытые мероприятия: КВН "Красный, жёлтый, зелёный", викторина "Азбука дорог", праздник "Это знать обязан каждый" и другие по формированию у детей "Дорожной грамоты" способствуют распространению опыта работы педагогического коллектива по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма маленьких участников дорожного движения. В дошкольном образовательном учреждении разработана парциальная программа "Дорожная азбука" (авторы: Зенцова Д.А. – заведующая, Кулакова Т.А. – старший воспитатель), одобренная ОГАИ УВД г. Междуреченска. В программе систематизирован интересный, увлекательный материал по обучению детей правилам дорожного движения, который активно используется педагогами дошкольного учреждения.
Работа по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляется педагогами в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения.
На протяжении 11 лет педагоги дошкольного образовательного упреждения тесно сотрудничают с ОГАИ УВД г. Междуреченска (начальник – А.А. Акишин). Значимую помощь в пропаганде безопасности дорожного движение оказывает инспектор ОГАИ УВД Л.А. Сучкова, которая совместно с педагогами проводит учебно-познавательные занятия. Педагоги нашего учреждения уверены в том, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в их дальнейшей жизни и сохранят не только здоровье, но и жизнь.