Как перестать беспокоиться и успешно сдать ОГЭ ?
Психопрофилактическая групповая работа является важной частью психологического сопровождения в период организации и проведения подготовки выпускников к ОГЭ. Занятия направлены на психологическую поддержку выпускников в стрессовых ситуациях, на коррекцию «предэкзаменационного стресса», снижение тревожности и повышение уверенности в себе.
тема: « Как перестать беспокоиться и успешно сдать ОГЭ ?»
Категория участников: выпускники 9 классов
Цель: Формирование у выпускников способов оптимального поведения в состоянии стресса и
переживания негативных эмоций в период подготовки и сдачи ОГЭ .Задачи:
Психологическая поддержка конкретных выпускников «группы риска», повышение их стрессоустойчивости к процедуре ОГЭ.
Обучение способам борьбы со стрессом, закрепление навыков конструктивного поведения в ситуации переживания экзамена, как стресса.
Методическое оснащение занятия:
Мячик «антистресс», доска и мел (ватман и маркеры), карточки 2-х цветов разных геометрических форм, листы бумаги, ручки, магнитофон со спокойной музыкой, карточки со словами, например: солнце, домик, цветок, человек и т.п., карты с аффирмациями «Я на пути к успеху».Ход занятия:
Работа в круге: Разминка – «Презентация индивидуальности»: учащиеся по очереди называют свои имена и присущие им личностные качества, начинающиеся на первую букву собственного имени(используется мячик «антистресс»).
Психолог: "Предэкзаменационная лихорадка». Она может быть вызвана заниженной оценкой собственных сил и возможностей, своеобразным "заражением" нервозностью одноклассников, педагогов и родителей и т.п. Выпускники испытывают целую гамму эмоций. Это не что иное как реакция организма на стресс. И если он неизбежен, то, как его ослабить, как с ним справиться?
Основная часть:
Инструкция учащимся: «Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «экзамен, ОГЭ?»
Психолог записывает на доске или ватмане список ассоциаций, например: ситуация проверки знаний, проверка своих сил, возможностей, (не)удача, оценка-2,5, преодоление лени, беспокойство, тревога, страх, провал и т.п.( положительные подчеркивают красным маркером, неуспешные - синим и как результат выявляются 2 группы позитивного и негативного настроя, ожидания по отношению к экзаменам).
Психолог просит ответить на вопросы:
Что можно по этим ассоциациям сказать о нас?
Как мы относимся к неудачам?
Можно ли к неудачам относиться позитивно?
Что такое неудача?
Какие примеры вы можете привести?
Подводится итог высказываниям учащихся.
Упражнение «Пойми рисунок».
Цель: понять сложности передачи и приема информации.
Ученики становятся в ряд друг за другом. Тому, кто стоит в конце, ведущий шепчет на ухо или показывает написанное на карточке слово (например: солнце, домик, цветок, человек и т.д.)
Задача состоит в том, чтобы нарисовать на спине, впереди стоящего, понятие, которое изображено на карточке. Тот, у кого рисуют на спине (водят пальцем), отгадывает и рисует следующему.
Психолог: «Экзамен - это серьёзное испытание, которое заставляет мобилизовать человека все свои силы. У каждого есть свойства и качества, которые пригодятся на экзаменах. И сейчас речь пойдёт об этих качествах»:
Участники делятся на группы по цвету карточек и размещаются за отдельными игровыми столами. Желательно не допускать обмена карточек, соблюдая правило равноценности сил.
«Как часто перед трудным экзаменом или важной контрольной работой нам хочется, чтобы кто-то это сделал за нас. Сегодня такая возможность у вас есть!»
На листах бумаги каждая команда должна составить «фоторобот» человека, который сможет сдать за её участников важный экзамен. Черты внешности, а также свойства характера, интеллектуальные особенности этого «фоторобота» нужно позаимствовать у членов команды. Причём обязательное условие: позаимствовать какое-либо качество нужно у каждого.
Получившийся портрет следует нарисовать и снабдить коротким описанием, а затем представить всем участникам игры. Пример: «Мы решили соединить сообразительность Глеба, усидчивость Кати, проницательность Ильи и т.п., и теперь наш экзамен будет сдан на отлично».
Психолог Есть различные способы быстрого снятия стресса. Какие? Назовите:Физические упражнения, дыхательная гимнастика, массаж, релаксация, медитация;
релаксация, медитация, пересмотр жизненных позиций и п.т.
Упражнение «Позитивное программирование»:
Упражнение направлено на моделирование ресурсного состояния уверенности в себе, активности и осознанного выбора позитивной самооценки. Выполняется стоя, рядом должно быть свободное пространство, куда можно шагнуть, не мешая другим.
Введение и мотивация: У каждого из вас в жизни был момент, когда вы испытывали полную уверенность в себе и даже гордость за себя. Это может быть момент, когда вы преодолели какие-то препятствия, трудности и в результате достигли чего хотели.
Выполнение: Представьте себя самого уверенного рядом с собой или просто подумайте, как бы вы могли выглядеть в состоянии уверенности, если бы могли себя увидеть…
Посмотрите на себя самого уверенного(ую) со стороны…
Представьте, как вы улыбаетесь, двигаетесь… Какой рост у вас, какое выражение лица, как блестят ваши глаза. Попробуйте услышать ваш голос…Изобретите способ, чтобы войти в себя самого уверенного(уверенную)…Может быть достаточно шагнуть . впрыгнуть. Сделайте это. Шагните в себя самого уверенного(уверенную)…
Почувствуйте изнутри, как вам дышится, какие ощущения от одежды.. Подышите поглубже, наполняя себя еще большей уверенностью..
Почувствуйте свою уверенную позу... Какие у вас ощущения в спине? В мышцах? Постарайтесь усилить ощущение уверенности, гордости за себя, как будто с каждым вдохом наполняясь ее…
Сожмите кулак, сожмите сильно, плотно, уверенно. Почувствуйте силу, собранность, плотность кулака. А теперь мысленно скажите себе: «Я выбираю силу, спокойствие и уверенность…
А теперь повторите это шепотом: «Я выбираю силу, спокойствие и уверенность…
А теперь громко все вместе «Я выбираю силу, спокойствие и уверенность…»
Теперь опять шепотом: «Я выбираю силу, спокойствие и уверенность. Я выбираю. И только Я решаю, сколько мне в ней оставаться…»
Разожмите кулак и позвольте дополнительной силе и уверенности влиться из разжатого кулака в ваше тело…
Откройте глаза, посмотрите на окружающих вас, уверенных в себе людей…
Молча пожмите друг другу руки, делясь своей силой, спокойствием и уверенностью и принимайте от других силу, спокойствие и уверенность.
Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Что понравилось? Что дало вам это упражнение? Как и в каких ситуациях вы можете применять его?
Ритуал завершения:
По кругу предлагается продолжить фразу: «ХОЧУ ПОЖЕЛАТЬ СЕБЕ НА ЭКЗАМЕНЕ…».
В заключение каждому раздаются карточки с аффирмациями(мыслеформами), например: «Моя уверенность растет с каждым днем», «У меня все получается великолепно», «Я перестаю беспокоиться и успешно сдаю ОГЭ и т.п.
Рефлексия занятия.
В заключение можно сделать вывод о необходимости психологического сопровождения учащихся выпускных классов при подготовке к процедуре ОГЭ с целью сохранения их психического здоровья.