Приемы логопедической работы при нарушениях слуха
Приемы логопедической работы при нарушениях слухаПрезентацию выполнила:Учитель-логопед Рыжова Е.В.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫС ПЛОХОСЛЫШАЩИМИ И НЕСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИНаибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.
Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, М.И.Никитина, М.Л.Любимов, К.И.Туджанова выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний,отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся:в незнании значений многих слов,в суженном понимании значения слова,в непонимании грамматической формы слова.3. Непонимание переносного смысла выражения.
Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по нескольким направлениям:лексическо-семантический уровень (слово)синтаксический уровень (словосочетания и предложения)уровень текста
Лексико-семантический уровеньНаглядные приемы для расширения лексического запаса речи:использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);демонстрация слайдов, учебных фильмов;демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.
Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:подбор синонимов, антонимов;перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился);подбор определенийморфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды);негативные определения (беспорядок – нет порядка);тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи);опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).
Синтаксический уровень1) Употребление диалогических форм речи:Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми. Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. Эта задача достаточно сложная для слабослышащих детей, и реализация ее требует определенной последовательности:
повторение реплик на уроке («Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня»);повторение того, что было сказано вчера («Что сказал папа?»; «Что ответила мама?») запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо («Запомни, о чем будет завтра говорить брат»; «Запомни, о чем утром будет спрашивать отец»; «Запомни свой ответ»);создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? и т.п. Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы необходимостью выполнить это или иное задание (мел требуется для того, чтобы записать задание; губка нужна для того, чтобы вытереть доску);придумывание реплики к заданной ситуации, например: «К тебе во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?»
2) описательно-повествовательная речьподбор картинок, иллюстраций к предложению;подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны);самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;составление рассказов по серии картинок;составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.
Уровень текстаРабота над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит как формирование сознательности чтения, так и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:а) вступительная беседа с предъявлением наглядного материала с целью мотивации к чтению, выявления уровня владения представленной в тексте темой, активизации словаря по теме, так как понимание темы — одно из условий осмысленного чтения, правильного изложения содержания прочитанного;б) самостоятельное чтение текста.
в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом. Используются ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя;г) подробный анализ текста всего рассказа. Например, делят текст на части, составляют план, выбирают из текста слова и выражения, которые относятся к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев, их внутренних качеств), происходящего явления и т.п.;д) устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.
Библиографический списокБоскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1988.Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А.Методика обучения глухих детей произношению. М.:ВЛАДОС, 2008.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб., 2005.