Программа кружка Экология Елабужского района
Программа для кружка по экологии «Экология Елабужского района»
Автор: Баймуратова Язиля Галимзяновна – преподаватель географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов" Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Объяснительна записка. На уроках на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется проблеме формирования экологической культуры учащихся, решение которой является одной из самых актуальных задач на сегодняшний день. В связи с этим созданный ранее авторский курс «Природа и экология родного края» нами был модифицирован для дополнительных внеклассных занятий с учащимися, участвующими в проекте « Здоровье моей школы», на программу « Экология Елабужского района». Этот курс, опираясь на национально-региональный компонент в образовании, направлен на решение проблемы развития природоведческой и экологической культуры учащихся. Школьники на основе экспериментальных исследований компонентов природы родного города и школы , проживающих народов, родословной своей семьи получат систему базовых краеведческих знаний: об условиях природной среды школы, об особенностях геологического строения, рельефа, горных пород и полезных ископаемых, климата, вод, растительного и животного мира и почвах своего края; об особо охраняемых территориях (национальном парке «Нижняя Кама», историко-культурном заповеднике Елабуги). Эти знания и практическая деятельность помогут осознать о влиянии окружающей среды на здоровье человека выработать основы рационального использования природных ресурсов и природы.
В процессе освоения курса школьники освоят компьютерную программу «Научные развлечения». Учащиеся получат навыки определения местоположения своего города и школы на карте; находить объект и вести элементы исследовательской деятельности по изучению воздушной, водной, растительной и почвенной среды города и школы; обработать и передать материалов исследований по требованию; участвовать в благоустройстве города, школы.
Ребята научатся наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и природой, тем самым вырабатывать собственное нравственное отношение к окружающему миру, к собственному здоровью и благоустройству школы, города, стремление улучшить его.
В плане методики проведения курса, «Экология Елабужского района » предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края в процессе экскурсий, через систему практических заданий с использованием цифровой лаборатории для исследований различных сред в школе и на пришкольной территории , наблюдений за погодой, выявления источников загрязнения и влияние их на состояние здоровья населения, разработки «кодекса здорового образа жизни», исследование отношения жителей города и школьников к школе, своему месту проживания, написание рассказов, сообщений, родословной своей семьи, оформление альбомов о здоровом образе жизни.
Данный курс дополнит практической проектной деятельностью систему природоведческих предметов и способствует формированию экологической и природоведческой культуры школьников, гражданских качеств и патриотического здорового отношения к своей школе, городу, республике, стране.
Содержание курса «Экология Елабужского района » построено на информационной, методической и технической поддержке Республиканского сетевого проекта, различных литературных источников, предполагает активное использование различных объектов наблюдений водной, воздушной среды, почв и биоты; экспонатов школьного музея «Удивительный мир природы», книг, журнальных, газетных статей, архивных материалов музеев, национального парка, экологических организаций города.
Содержание программы.
Курс рассчитан на 70 часов.
Раздел 1. Экология. Здоровье моей школы как проект. Природа родного края (40 ч.)
– Экология. Здоровье моей школы. Освоение программы
« Научные развлечения ». Цифровая лаборатория . (10ч).
Географическое положение и краткая историческая справка (2ч.).
Свой край, своя местность, своя школа. Местоположение своего города, района на карте Татарстана, России. Территория, границы, конфигурация. Краткая историческая справка. История школы.
Практическая работа: На контуре района выделение границ, рек, населенных пунктов. Изучение приборов экспериментальной цифровой лаборатории.
– Геологическое строение и рельеф Елабужского края (6 ч.).
Геологическое строение, характерные горные породы, их состав. Полезные ископаемые района. Нефть – главное богатство Елабужского района. Рациональное использование и охрана недр. Рельеф. Работа поверхностных вод. Высокий берег «Красной горки». Овраги. Работа подземных вод. Опасность оползней для «Чертова городища». Организация противоэрозионных мероприятий в школе.
Практическая работа: Изучение характерных горных пород Елабужского края. Экскурсия к ближайшему водоему и исследование водной среды.
– Атмосфера и человек (7 ч.).
Атмосфера и человек. Источники загрязнения воздуха Елабуги и Елабужского края. Экологические следствия загрязнения атмосферы. Потепление климата. Климат Елабужского района. Времена года, характерные признаки. Засухи. Заморозки. Изучение и охрана атмосферы.
Практические работы: Исследование воздушной среды и осадков.
– Воды Елабуги и Елабужского района (7 ч.).
Вода в природе и жизни человека. Реки. Тойма – памятник природы. Озера. Подземные воды. Питьевая вода в Елабуге. Состояние родников. И.И. Шишкин «Святой ключ близ Елабуги». Деятельность школьников по охране вод.
Практическая работа: Выявление характера и источников загрязнения вод (запах, привкус, масляные пятна, жесткость, окраска). Реклама питьевых точек школы.
– Почвы Елабужского края (3 ч.).
Почвы Елабуги и Елабужского района. Отличительные признаки местных почв. Сохранение и повышение естественного плодородия почв.
Практическая работа. Работа с коллекцией местных почв. Исследование почв.
– Растения и животные Елабужского края (5 ч.).
Растения и животные Елабужского края. Национальный парк «Нижняя Кама». Особо охраняемые территории. Красная книга Елабужского края. Пихтарники Кзыл Тау. Картины И.И. Шишкина «Сосновый бор», «Дубы», «Рожь». Растительный и животный мир лесов, лугов, водоемов.
Человек и растительный и животный мир.
Практическая работа: Экскурсия в Национальный парк «Нижняя Кама». Исследование почв.
Раздел 2. Здоровье школы.(24 ч.).
Экология. Здоровье школы. Здоровье школьников
Понятие об экологии. Природные взаимосвязи. Желательное и нежелательное вмешательство человека в экосистемы. Здоровье человека. Личная ответственность каждого человека за состояние природной среды. Значение экологических знаний в жизни человека. Здоровая школа. Здоровье ребенка. Личная ответственность школьника за состояние школьной среды.
Практическая работа: Исследование привлекательности своего места для проживания (анкетирование и анализ). «Здоровая школа» как проект. Здоровье ребенка проект.
Раздел 3. Природные и исторические памятники Елабуги. (6ч.).
– Г. Елабуга – музей под открытым небом .Оздоровительно- спортивные объекты школы и города.
Елабуга – историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Чертово Городище. Памятники истории. Соборы.
– Известные люди Елабуги.
Семья Шишкиных, Стахеевых. Н.А. Дурова, М.И. Цветаева. Спортивные семьи. Современная Елабуга.
Практическая работа: Составить маршрут экскурсии по оздоровительно-спортивным объектам, памятным местам города, историко-культурным достопримечательностям. Здоровый город красивый город.
Тематический план
№ урока Тема количество часов
характер практической деятельности
учащихся
Раздел 1. Экология Елабужского района. 40
1-10 Здоровье моей школы. Освоение программы
« Научные развлечения ». Цифровая лаборатория .10 1. Подборка материалов по изучаемой теме.
2. Здоровье моей школы. Освоение программы « Научные развлечения ». Цифровая лаборатория .
Изучение приборов экспериментальной цифровой лаборатории.
11-12 Географическое положение Елабужского района. Г. Елабуга на карте России. Краткая историческая справка. 2 1. Практическая работа по контурной карте (выделение границ, рек, населенных пунктов).
Геологическое строение и рельеф 6
13 Геологическое строение Елабужского района. Отпечатки древней жизни. 1 Экскурсия на природу. Наблюдения у геологического обнажения. Работа с материалами из фондов школьного музея.
14 Полезные ископаемые.
Нефть-главное богатство Елабужского района. 1 Работа по созданию коллекции «Полезные ископаемые Елабужского района»
15 Рациональное использование и охрана недр. 1 Использование полезных ископаемых Елабужского края (нефть, доломиты, известняк, песок, глина). Использование фондов школьного музея «Удивительный мир природы»
16 Рельеф. Работа поверхностных вод. Высокий берег «Красной горки». Овраги. 1
17 Работа подземных вод. Оползни, опасные для «Чертова городища».
1
18 Организация противоэрозионных мероприятий в школе. 1 Экскурсия к ближайшему оврагу и описание по плану.
Атмосфера и человек 7 19-20 Источники загрязнения воздуха Елабуги и Елабужского района. 2 Исследование воздушной среды и осадков
21 Экологические последствия загрязнения атмосферы. Потепление климата. 1
22 Климат Елабужского района. Времена года, характерные признаки. 1 Ведение наблюдений (дата установления устойчивого снежного покрова, интенсивного снеготаяния, последнего снега).
23 Засуха. Заморозки. 1
24-25 Изучение и охрана атмосферы. 2 Экскурсия на Елабужскую метеостанцию.
Воды Елабужского края 7
26 Реки Елабужского района. Тойма - памятник природы. 1
27 Озера. Болота. Подземные воды. Родники. 1
28 Питьевая вода Елабуги. Состояние родников. И.И. Шишкин «Святой ключ близ Елабуги». 1
29 Источники загрязнения вод. 1 Выявление характера и источников загрязнения вод (запах, привкус, масляные пятна, жесткость, окраска)
30-32 Практическая деятельность школьников по охране вод. 3 Экскурсия к ближайшему водоему и исследование водной среды
Почвы Елабужского края 3
33-35 Почвы Елабужского края. Почва- кормилица. Сохранение и повышение плодородия почв. 3 Защита почв (мелиорация) в Елабужском крае. Исследование почв.
Растения и животные Елабужского края 5
36 Растения и животные Елабужского края. 1 Исследование лишайников.
37 Национальный парк «Нижняя Кама». 1
38 Особо охраняемые территории. Большой Бор. Малый Бор. Танаевские луга. Пихтарники Кзыл тау. 1 Экскурсия в Национальный парк «Нижняя Кама».
39 Красная Книга Елабужского края. 1
40 Игра. Перевоплощение детей в роль животных и растений. 1 Отношение детей к некоторым растениям и животным. Моделирование ситуаций с людьми.
Раздел 2 Экология. Здоровье школы. Здоровье школьников
24 41-62 Понятие об экологии. Природные взаимосвязи. Желательное и нежелательное вмешательство человека в экосистемы. Здоровье человека. Личная ответственность каждого человека за состояние природной среды. Значение экологических знаний в жизни . 21 «Здоровая школа» как проект. Здоровье ребенка- приоритетный проект. Здоровая семья, Здоровый город- проекты.
62 Вмешательство человека в природу. Здоровье населения. 1
63-64 Личная ответственность школьника за состояние школьной среды. Оздоровительно- спортивные объекты школы и города.
2 Исследование привлекательности своего места для проживания (анкетирование и анализ).
Раздел 3. Памятники истории и природы Елабуги. 6
65 Памятники истории и культуры. Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 1 Составить маршрут экскурсии по оздоровительно-спортивным объектам. Здоровый город красивый город.
66 Чертово Городище. Ананьинский могильник. Соборы. 1
67-68 Известные люди Елабуги. Семья Шишкиных, Стахеевых, Н.А. Дурова, М.И. Цветаева. 2 Рассказы о спортивных людях.
69-70 Творческий урок. Защита проектов. 2 Составление маршрутных экскурсий по памятным местам города, природным, историко-культурным достопримечательностям с последующим описанием объектов
Литература:
Баймуратова Я.Г. Экология родного края. Программа курса « Природа и экология родного края», Сборник. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М., Народное образование,2001.
О состоянии окружающей природной среды Республики Татарстан в 2012году. Государственный доклад. – Казань,2012.
Лихачев Б.Т. Экологическая культура личности // Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.
Лихачев Б.Т. Экологической воспитание как часть формирования мировоззрения школьников // Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1996.
Сафина С.А. Национальный парк « Нижняя Кама» --Елабуга: НП «Нижняя Кама», 2003.- 176с.