Урок по русскому языку для 10 класса на тему «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ).


Урок по русскому языку для 10 класса
«Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ).

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок обучающего сочинения на этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Форма урока: мастерская письма.
Технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (система голосования VOTUM) ,практические задания для учащихся с использованием интерактивной доски, педагогическая мастерская, работа в группах - индивидуальные образовательных траекторий для учащихся.
Современные подходы:
Текстоориентированный: работа с текстом публицистического, художественного стилей; монологический ответ, рецензия.
Функциональный: определение роли аргументов в тексте, работа с тестом.
Коммуникативно-деятельный: работа со словом, предложением, текстом.
Интегрированный: связь с литературой - тщательный отбор дидактического материала, использование текста.
Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении самостоятельной работы в роли корректора практической работы.
Личностно-ориентированный ,системно-деятельностный подход : реализация через работу в группе, внимание к речи других людей, обучение связной речи.
Формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций обучающихся.
Современные образовательные технологии:
модульная технология обучения,
технология внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации, или комбинированная система обучения (по Н. П. Гузику),
технология коллективного способа обучении - КСО (авторы А. Г. Ривин,В. К. Дьяченко)
ЭОР: для получения информации и практического занятия – интерактивные текстовые документы на уроке, презентация; ЭОР для аттестации (контроля учебных достижений) - задание в  тестовой форме VOTUM.
Формирование УУД:
а) Личностные:
– формирование основ гражданской идентичности;
– правосознание, межличностные отношения;
– выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию.
б) Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои
действия, планировать будущий результат.
в) Коммуникативные:
– умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать
контакты;
– речевая деятельность.
г) Познавательные:
– смысловое чтение и осознанная работа с информацией;
– изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.
д) Предметные :1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий
языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речеграмматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка (орфоэпическими,лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Основные принципы: личностная ориентация, гуманизация, культуросообразность.
Методический комментарий. Для урока необходимо: создать презентацию к уроку;
оформить традиционную доску (тема, таблица типов аргументов); иметь интерактивную доску для презентации, проведения тестирования (программа VOTUM); подготовить раздаточный материал для учащихся (папки c текстами), распечатать планшеты с заданиями, листы для сочинений.

Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: традиции, ответственность, долг, патриотизм.
Фамилия, имя, отчество автора работы – Бураева Наталья Николаевна
( высшая категория, Почётный работник общего образования).
Конспект урока
Цель урока -практическое применение типов аргументов
Задачи для учителя:
Образовательные:
1)продолжать работу по развитию языковой и коммуникативной компетенций учащихся;
2)формировать умение выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения.
Развивающие:
1)развивать письменную и устную речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность; творческие и технические способности учащихся, основанные на информационно-коммуникационных технологиях;
2)обучать основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, доказательство).
Воспитательные:
1) воспитывать чувство патриотизма, ответственности и долга;
2) прививать уважение к традициям русского народа.
Задачи для учащихся (презентация –слайд №2):
-знать: строение текста-рассуждение и типы аргументов;
-уметь: анализировать и создавать текст-рассуждение, приводить убедительные аргументы для доказательства своей точки зрения.
Ход урока.
1. Актуализация опорных знаний.
(Слово учителя.)
-Я хочу прочитать вам стихотворение современного поэта Юрия Грибина. 
Задание классу: послушайте это стихотворение и определите его тему.   
(«Про Отчизну»)
Наверное, любить ОтчизнуМы можем только лишь тогда,Когда от смерти беспричиннойНас не спасет уже Она.Мы как-то сразу понимаем,Что жизнь прекрасна только здесь,И нет другого в мире краяРодней, чем тот, что в сердце. Здесь...За суетой ненужной, глупой,Стараясь все везде успеть,Мы прячем под сугробом душуИ закрываем солнца свет,Мы забываем, что любимыКак дочери, как сыновья,И для Нее мы неделимы,-Как мать для нас Она - одна.Мы отвергаем Ее нежность,Не замечаем доброты...И лишь когда уходим в вечность,Торопимся сказать: «Прости!».
-Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем рассуждать? ( Ответ: о Родине)
-Подберите синоним к слову Родина. (Ответ: отечество, отчизна, отчий край, край отцов, родная страна).
-Какое чувство русские люди считают главным, говоря о своём родном крае, об отчизне? (Ответ: чувство патриотизма)
-Совершенно верно. Сегодня мы будем рассуждать о патриотизме.
-Посмотрите на доску и прочитайте тему урока(слайд №1):
«Сочинение-рассуждение. Типы аргументов».
-Какой материал в этой записи вам известен?
(Ответ: что такое сочинение и что такое рассуждение).
-Верно, о рассуждении мы говорим с вами с 5 класса.
- Какая часть темы урока является для вас новой? (Ответ: типы аргументов)
-Действительно, нам сегодня необходимо обобщить всё, что уже известно о рассуждении, и узнать новое.
-Итак, внимание на доску, задачи урока(слайд№2):
-знать: строение текста-рассуждение и типы аргументов;
-уметь: анализировать и создавать текст-рассуждение, приводить убедительные аргументы для доказательства своей точки зрения.
-Откройте рабочие тетради и запишите тему урока:
«Сочинение-рассуждение. Типы аргументов».
-Повторяем изученное. Что мы знаем о типе речи рассуждение? (слайд№3)
(Ответ: тезис, аргументы для доказательства тезиса, вывод из доказательств)
2. Объяснение новой темы.
-Как вы думаете, какая из частей типа речи рассуждение будет предметом нашего исследования сегодня на уроке? Внимание на тему урока. (Ответ: аргументы)
-Подберите синоним к слову аргумент.(Ответ: доказательство, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров) (слайд№4).
-Итак, различают следующие типы аргументов. Внимание на доску: (таблица типов аргументов, комментирует у доски вызванный по желанию учащийся ):реальные факты, статистика, законы природы, положения официальных документов; примеры из жизни, примеры из художественных произведений, фольклора; мнения известных людей, цитаты из авторитетных источников, общественное мнение. (Учитель даёт оценку устному ответу учащегося по критериям - полнота, правильность, степень осознанности, языковое оформление.)
-Теперь посмотрим, как работают эти научные сведения в тесте. Выполняем тест. Внимание - задание: соотнесите тип аргумента с примером. Возьмите пульты.
(на интерактивной доске транслируется тест)
1.Общественное мнение А. Выше всего стоит готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение ... Оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви.
Военный педагог М.И. Драгомиров
2. Фольклор Б. И ты, великодушная на диво,
Казни меня забвеньем, коль солгу...
И без меня ты можешь быть счастливой,—
Я без тебя, Россия, не могу.
С. Викулов3.Мнения известных людей В. Судя по данным опросов Фонда общественного мнения, большинство граждан РФ считают, что воспитывать любовь к Родине нужно в семье.
СМИ
4.Пример из художественных произведений Г. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть.
(Ответ:1-В; 2-Г; 3-А; 4- Б).(На уроке обработка ответов учащихся и их оценка, контроль степени усвоения полученных знаний проходит в реальном времени с помощью системы интерактивного тестирования VOTUM).
3. Закрепление и обобщение материала.
-С тестом успешно справились все, спасибо. Еще раз обобщим материал теста:
- К какому типу аргумента вы отнесли высказывание М.И.Драгомирова? ( ссылка на авторитет)-.Стихотворение Викулова? (пример из художественного произведения).
-Данные Фонда общественного мнения?( ссылка на авторитет). -Пословицу? (фольклор)
-Теперь закрепляем полученные знания на практике, учимся использовать тип аргумента в собственной речи. Рассуждать будем о теме патриотизма. (слайд №5)
-Прочитайте высказывание военного педагога М.И. Драгомирова ( «Выше всего стоит готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение ... Оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви».) (читает учащийся).(Историческая справка: с именем М.И. Драгомирова связано создание в России целостной школы обучения и воспитания личного состава, которая основывалась на последних достижениях военно-педагогической мысли и строилась на учете конкретно-исторических реальностей русской армии конца XIX – начала XX в., учитывала специфику русского национального характера и другие факторы.)
-Оформите слова М.И. Драгомирова как прямую речь в соответствии со схемой, расставьте знаки препинания в схеме: П а
-Внимание: используйте глаголы для слов автора: говорил, утверждал, сказал (у доски выполняет ученик).
-Выпишите из высказывания Драгомирова слова, которые регулируются правилом «Правописание изменяющихся приставок» (Ответ: претерпеть, принести).
-Обозначьте условия выбора орфограммы (у доски выполняет ученик).
-Теперь учимся применять типы аргументов в предложенном тексте. Используем раздаточный материал. (Текст-слайд №6 читает учащийся).
-(вопрос классу) Какому типу речи соответствует этот текст? (Ответ: рассуждение).
-Какие структурные элементы текста-рассуждения в нем отсутствуют? (Ответ: пропущены аргументы)
-Определите, после какого предложения в текст необходимо ввести аргументы. Используйте для этого раздаточный материалов из вашей папки, прочитайте полученный текст (Ответ: мнение известного человека – после 2 пр.; общественное мнение -5 пр.; пример из художественного произведения -10пр.; пословица в конце)
-Полученный текст выразительно прочитает ученик…Ваше мнение: что изменилось в тексте после введения аргументов? (ответы: текст приобрел доказательность, образность, выразительность)
-Учимся создавать собственные тексты-рассуждения. Представьте, что вы - юнкоры нашего корпуса. И вам необходимо написать статью для газеты. Можете дать свое название газеты.(работа в группах)
( Ответ:«Родина», «Патриот», «Защитники Отечества»)
-Я предлагаю вам варианты тем статей (слайд №8): «Почему служба в армии - священный долг?», «Из чего складывается любовь к Родине?», «Изменилось ли отношение к армии в последнее время?»
-Выберите для работы в группе ту тему, которая, на ваш взгляд, звучит наиболее актуально. Первая группа, ваш выбор?..Вторая?..Третья?..
-Каждая группа получает планшет с вариантами аргументов.
-Задание: напишите статью в газету на выбранную тему, используя предложенные аргументы.
-Для доказательства своего мнения используйте фразы – клише (слайд№9):
Фразы –клише для доказательства своего мнения:
- Я полагаю, думаю, мне кажется, во-первых, во-вторых;
-Слова «…» заставляют задуматься об очень важном -…;
-Надо отметить, что данную проблему можно считать актуальной, потому что…
-На эту работу вам отводится 10 минут. Объем статьи -70 слов.
-Проверяем выполнение задания. Одна группа читает, другие определяют, какие виды аргументов использованы в тексте, созданном группой.
-(задание после прослушивания )Какие типы аргументов удалось включить в текст? Какие прокомментированы?
-Все группы успешно справились с заданием, надеюсь, что читателям будет интересно познакомиться с вашим мнением по этим вопросам.
-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
4.Домашнее задание(слайд №10)
-Внимание на доску: напишите сочинение-рассуждение на тему «Служба в армии: долг гражданина или дань моде?».При написании сочинения опирайтесь на критерии оценивания части С ЕГЭ. Сочинение для оценивания пишите аккуратно, разборчивым почерком, самостоятельно подобрав убедительные аргументы, не менее двух.
-Это сочинение вы оформите на отдельных листах, которые могут стать материалом для выставки к праздникам на военно-патриотическую тему, для родительских собраний и ваших портфолио.
5.Итоговая рефлексия
-Как вы думаете, ребята, почему мы выбрали для нашего рассуждения сегодня именно эту тему? (актуальная тема, связанная с тревожной обстановкой в мире, с особым отношением к российской армии)
-Чтобы ваше мнение было убедительным, авторитетным, сколько аргументов необходимо привести в рассуждении? (Ответ:2)
-Какое максимальное количество баллов можно набрать за выполнение критерия по приведению аргументов на экзамене? (Ответ:3 балла)
- Я вам желаю набрать именно столько баллов при написании сочинения, эти 3 балла дорогого стоят. Урок окончен.