Конспект урока по литературе на тему: Тема войны и памяти в лирике А.Твардовского (СПО)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«Тема войны и памяти в лирике А.Твардовского» (2 ч.)
Приветствие.
- Здравствуйте, садитесь.
Сегодня мы с вами завершаем изучение литературы периода Великой Отечественной войны. Давайте обратим внимание на экран.
(Просмотр видеоклипа "В тот день, когда окончилась война")
- Напишите, пожалуйста, какие чувства у вас вызвало то, что вы услышали и увидели.
Скажите, как вы считаете, стОит ли современным исполнителям петь песни на стихи о войне? Для чего? И о чем нужно думать исполнителям, прежде чем взяться за это дело?
- Давайте запишем тему сегодняшнего занятия «Тема войны и памяти в лирике А.Твардовского».
Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца. Трифон Гордеевич Твардовский, отец поэта, был человеком незаурядным. Тяжким трудом он сумел скопить небольшую сумму денег, которой едва достало, чтобы сделать первый взнос в банк и купить в рассрочку болотистый участок земли. Позже поэт напишет в автобиографии: "... нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему "имению", как в шутку и не в шутку называл он свой хутор".
И в далеком 1943 году поэт напишет эти строки:
Земляку
Нет, ты не думал, — дело молодое, —
Покуда не уехал на войну,
Какое это счастье дорогое —
Иметь свою родную сторону.
Иметь, любить и помнить угол милый,
Где есть деревья, что отец садил,
Где есть, быть может, прадедов могилы,
Хотя б ты к ним ни разу не ходил;
Хотя б и вовсе там бывал не часто,
Зато больней почувствовал потом,
Какое это горькое несчастье —
Вдруг потерять тот самый край и дом,
Где мальчиком ты день встречал когда-то,
Почуяв солнце заспанной щекой,
Где на крыльце одною нянчил брата
И в камушки играл другой рукой.
Где мастерил ему с упорством детским
Вертушки, пушки, мельницы, мечи...
И там теперь сидит солдат немецкий,
И для него огонь горит в печи.
И что ему, бродяге полумира,
В твоем родном, единственном угле?
Он для него — не первая квартира
На пройденной поруганной земле.
Он гость недолгий, нет ему расчета
Щадить что-либо, все — как трын-трава:
По окнам прострочит из пулемета,
Отцовский садик срубит на дрова...
Он опоганит, осквернит, отравит
На долгий срок заветные места.
И даже труп свой мерзкий здесь оставит —
В земле, что для тебя священна и чиста.
Что ж, не тоскуй и не жалей, дружище,
Что отчий край лежит не на пути,
Что на свое родное пепелище
Тебе другой дорогою идти.
Где б ни был ты в огне передних линий —
На Севере иль где-нибудь в Крыму,
В Смоленщине иль здесь, на Украине, —
Идешь ты нынче к дому своему.
Идешь с людьми в строю необозримом, —
У каждого своя родная сторона,
У каждого свой дом, свой сад, свой брат любимый,
А родина у всех у нас одна...
Кому, как не солдату так близки и понятны эти простые слова..
Это стремление вырваться из нищеты, знание грамоты и даже определенная начитанность выделяли его из среды крестьян, которые то шутливо, то иронически называли Трифона Гордеевича "паном".
В тридцатые годы его отец был "раскулачен" и выслан из родной деревни.
? Что такое раскулачивание?
Зажиточных и среднего уровня достатка сельских хозяев, не желавших добровольно вступать в колхозы РАСКУЛАЧИВАЛИ,их земли и имущество передавались в колхозы,а их самих арестовывали и отсылали в отдалённые районы Урала,Сибири.
Но бывало и так, что раскулачивали людей без всяких на то причин. Например, моего прапрадеда раскулачил собственный сын (так как находился на руководящей должности и считал неприличным «обходить своего родственника»). Так как взять было нечего, деду просто сломали крыльцо.
Так и в случае с семьей Твардовского. Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей сам обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию. Они ничего не имели и против революции - наоборот даже, новые порядки казались им началом "счастливого светлого будущего".
Окончив сельскую школу, Твардовский едет в Смоленск. Не может устроиться на работу, потому что не имеет никакой специальности. Зарабатывает себе на хлеб на публикациях в газетах.
В 1930 году поступает в Педагогический институт.
В 1936 году переводится в Московский институт истории, философии и литературы.
В 1939 году был призван в ряды Красной армии, участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет.Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.
? Скажите, безопасной ли была его работа?
? Нужны ли на войне журналисты, операторы, фотографы или они принесли бы больше пользы в бою?
В 1939—1940 годах в составе группы писателей работал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины».
В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала "Новый мир", но уже через четыре года его сняли, а еще через четыре, в 1958 году, вернули обратно.
Именно в это время "Новый мир" становится центром, вокруг которого группировались писатели, стремившиеся к честному отображению действительности. Тогда же Твардовский сумел напечатать знаменитую повесть "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына и добивался публикации его романа "Раковый корпус". Несмотря на то, что Твардовский и сам имел немалую власть и влияние (был и членом правления Союза писателей СССР), ему постоянно приходилось испытывать на себе все усиливающееся давление консервативных сил. В 1970 году он был в очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Всего через полтора года после этого Твардовский умер.
? Скажите, легко ли было Твардовскому переживать «свержения» и восстановления на должность редактора? Почему он принимал это? Ведь мог и отказаться.
? Зачем поэт ходил по лезвию ножа? Ведь его ждала блестящая карьера, он был кандидатом в челны ЦК КПСС.
? Для чего ему могли пригодится эти регалии и звания? Для того, чтобы иметь возможность писать, а так же печатать людей, говорящих о том, что волновало народ и говорить ему правду!.
Умер Александр Твардовский 18 декабря 1971 года.
Твардовский был народным поэтом. Его незамысловатые и в то же время наполненные глубоким смыслом и любовью к народу стихи понятны и близки каждому.
? Скажите, что помогало солдату преодолеть все ужасы войны, идти до последнего и верить в лучшее? (Мысли о родном доме, о семье).
Давайте послушаем Григоревского Андрея.
Зачем рассказывать о том
Солдату на войне,
Какой был сад, какой был дом
В родимой стороне?
Зачем? Иные говорят,
Что нынче, за войной,
Он позабыл давно, солдат,
Семью и дом родной;
Он ко всему давно привык,
Войною научен,
Он и тому, что он в живых,
Не верит нипочем.
Не знает он, иной боец,
Второй и третий год:
Женатый он или вдовец,
И писем зря не ждет...
Так о солдате говорят.
И сам порой он врет:
Мол, для чего смотреть назад,
Когда идешь вперед?
Зачем рассказывать о том,
Зачем бередить нас,
Какой был сад, какой был дом.
Зачем?
Затем как раз,
Что человеку на войне,
Как будто назло ей,
Тот дом и сад вдвойне, втройне
Дороже и милей.
И чем бездомней на земле
Солдата тяжкий быт,
Тем крепче память о семье
И доме он хранит.
Забудь отца, забудь он мать,
Жену свою, детей,
Ему тогда и воевать
И умирать трудней.
Живем, не по миру идем,
Есть что хранить, любить.
Есть, где-то есть иль был наш дом,
А нет — так должен быть!
1943
? Как вы думаете, в чем смысл этого стихотворения? (В том, что солдат, конечно, воевал за Родину, за страну, но прежде всего – за своих близких, которые были в беде).
А помогала ли им любовь родных, их вера и надежда на возвращение сына, отца, мужа?
Конечно! Вспомните сроки из знаменитого стихотворения Константина Симонова:
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
А сейчас давайте послушаем Юлию Чугарину.
В поле, ручьями изрытом,
И на чужой стороне
Тем же родным, незабытым
Пахнет земля по весне.
Полой водой и нежданно -
Самой простой, полевой
Травкою той безымянной,
Что и у нас под Москвой.
И, доверяясь примете,
Можно подумать, что нет
Ни этих немцев на свете,
Ни расстояний, ни лет.
Можно сказать: неужели
Правда, что где-то вдали
Жены без нас постарели,
Дети без нас подросли?..
Это стихотворение поэт пишет в 1945 году. Пишет о тех, кому посчастливилось остаться в живых, вернуться на Родину.
Война длилась 4 долгих года, которые казались вечностью. Искалеченные судьбы, искалеченные души…
Давайте задумаемся. В нашей современной жизни каждый день наполнен проблемами, которые портят жизнь, заставляют расстраиваться, злиться, а может, даже болеть. Перечислим их:
- учеба (особенно по 4 пары)
- интернет не ловит/отключился
- телефон сел (или - не дай Бог! – забыли дома)
А теперь сравним эти серьезные проблемы и несчастья с:
- голодом (это не когда до перемены дотерпеть не можешь)
- искалеченными телами и душами и – в конце концов - смертью.
В одной из групп мне сказали: «Ну мы же сейчас не на войне».
Аргумент? Возможно. Только кто же нам сказал, что эта беда обойдет нас стороной? Дай Бог. Но все же…
Не слишком ли мы изнеженны и избалованы? Куда же девалась наша могучая Сила Русского Духа?...
А сейчас послушаем Татьяну Гришанину.
Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал…
Среди большой войны жестокой,
С чего – ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
? О чем хочет сказать нам этим стихотворением автор?
(Перед смертью все равны и одинаково беззащитны)
- Сейчас я попрошу вас разделиться на 4 группы, по 4-5 человек.
Просмотр видеозаписи «Я убит подо Ржевом». (5 мин.)
Стихотворение написано от имени погибшего солдата, но в этом произведении он Жив!
- Я предлагаю вам написать небольшое послание солдату перед боем (который, возможно, может стать для него последним).
Работа в группах.
Учащиеся зачитывают свои работы.
- Конечно, к счастью, мы не можем в полной мере понять чувства солдат, шедших на смерть, Но мы можем искренне поддерживать, сопереживать и сострадать. А это очень ценно и важно. Прежде всего для нас самих.
А сейчас стихотворение прочтет Сергей ИшлинскийЯ знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...
? От чьего имени написано это стихотворение? ( от имени солдата, вернувшегося с войны).
? А можем ли мы отнести это стихотворение к самим себе, к современным людям? Почему?
- Да, мы не можем вернуть погибших, и в этом не наша вина, что так произошло, но мы можем сохранить память о них. В фотографиях, в рассказах и – что самое ценное – в сердцах. И передавать эту память своим детям, внукам. Только тогда герои Великой Отечественной войны навечно останутся живыми.
Рефлексия
Сейчас я прошу вас взять листочки и продолжить одну из фраз:
После сегодняшнего урока
- Мне захотелось…
- Я задумался(лась) о том,…..
- Я понял(а), что….
Зачитать (анонимно) ответы.
- Спасибо всем за работу.
Домашнее задание: Подготовить чтение наизусть и анализ стихотворения Анны Ахматовой