Сценарий школьного спектакля по мотивам рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
С Ц Е Н А Р И Й
школьного спектакля
по мотивам рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Действующие лица:
Андрей Соколов
Ваня (мальчик 6-7 лет)
Первый заключенный
Второй заключенный
Комендант лагеря
Конвоир
Фашист за столом
Ведущий
Жена Андрея Соколова*
Сын Андрея Соколова*
, 12 Дочери Андрея Соколова*
*роли без слов
Техническая поддержка:
Помощник режиссера за кулисами
Ответственный за фонограмму
Осветители на сцене с прожекторами (2 человека)
Осветитель сцены
Рабочие сцены (2 человека)
Оборудование:
Компьютер, колонки
2 передвижные ширмы, затянутые тонкой белой тканью (мы использовали вешалки на колесах из IKEA и простыни оттуда же)
Ткань (маскировочная сетка и т.п.) для драпировки ширмы под стену в бараке
2 скамьи в качестве лежанок для заключенных
Деревянная колода (тумба, пень)
Фонарь
2 прожектора
Стол, три стула
Автомат (макет из кабинета ОБЖ), пистолет, макет винтовки со штыком
Одежда для заключенных и фашистов военного образца, шинель и пилотка для сына
Посуда
СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ
Сцена 1.
На сцене темно, стоят: 2 скамьи, деревянная колода с фонарем, за скамьей 2 ширмы накрыты темной материей. Перед сценой слева стоит накрытый стол, рядом три стула.
Звучит музыка.
Ведущий: Каждый вечер после работы смертельно уставшие, они возвращались в барак.
Ведущий уходит. Звучит шум дождя.
Шум дождя прекращается.
Заключенные выходят из-за кулис: первым идет Андрей Соколов, зажигает фонарь (на сцене загорается свет), затем второй, затем первый.
Андрей Соколов (снимает китель, встряхивает): Целый день дождь шел. Лохмотья на мне хоть выжимай.
Первый (вздрагивает от холода, растирает руки): А я на холодном ветру замерз как собака. Зуб на зуб не попадает.
Второй (снимает одежду, складывает на скамье): А обсушиться негде, да и согреться тоже. (Пауза) Так есть хочется.
Андрей Соколов: Забыл, что сказал герр комендант? Рабочей скотине ужин не полагается. Им по 4 кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и 1 кубометра за глаза хватит.
Второй ложится на скамью, положив под голову одежду. Первый устраивается на полу слев., Соколов гасит фонарь. На сцене гаснет свет.
Звучит шум дождя. Фашисты занимают свои места. Слышатся приближающиеся шаги. Шум дождя стихает. Включается свет на сцене.
Входит конвоир. Заключенные продолжают спать.
Конвоир: Кто здесь Андрей Соколов?
Второй заключенный садится на скамье, первый приподнимает голову.
Соколов (просыпается, медленно приподнимается): Я – Андрей Соколов.
Конвоир: Марш за мной – тебя сам герр лагерфюрер требует.
Андрей Соколов медленно спускается со сцены, держа руки за спиной. Конвоир следует за ним, подталкивая в спину автоматом. Второй заключенный встает, делает шаг вперед. Соколов останавливается на нижней ступени, смотрит в зал над головами зрителей.
Второй: Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному – номер триста тридцать первый.
Соколов и конвоир продолжают движение. Звучит немецкая музыка. На сцене гаснет свет. Первый и второй молча снова ложатся.
Сцена 2.
Звучит немецкая песенка. За столом сидят 2 фашиста и комендант. На столе рюмки, бутылка, закуска. Фашисты разливают водку. Комендант играет пистолетом, направляя его то на Соколова, то на зрителей.
Комендант (поднимает рюмку): Es lebe Großes Deutschland! (Да здравствует Великая Германия!)
Фашисты поддерживают его, выпивают, разговаривают, смеются.
Андрей Соколов делает шаг вперед: Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился.
Комендант (развалившись на стуле): Так что же, рус Иван, 4 кубометра выработки – это много?
Соколов: Так точно. Много.
Комендант: А одного тебе на могилу хватит?
Соколов: Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется.
Комендант встает с пистолетом в руках, подходит к Соколову: Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься.
Соколов: Воля ваша.
Комендант наливает полный стакан водки и подает Соколову.
Комендант: Перед смертью выпей, рус Иван, за победу немецкого оружия.
Соколов (после паузы): Благодарствую за угощение, но я не пьющий.
Комендант, улыбаясь: Не хочешь выпить за нашу победу? Тогда выпей за свою погибель.
Соколов: За свою погибель я выпью.
Соколов берет стакан, выливает содержимое в себя. Фашисты за столом в это время тихо разговаривают, едят, не обращая на Соколова внимание.
Комендант показывает рукой на стол: Закусывай, рус Иван.
Соколов: Я после первого стакана не закусываю.
Комендант наливает второй стакан, подает Соколову. Соколов выпивает второй стакан, вытирает рукавом губы.
Комендант: Что же ты не закусываешь, рус Иван? Не стесняйся.
Соколов: Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать.
Комендант делает изумленное лицо, что-то говорит другим фашистам. Те смеются, перестают есть, внимательно смотрят на Соколова.
Комендант наливает третий стакан, подает его Соколову. Соколов медленно пьет, ставит стакан на стол, отламывает небольшой кусочек хлеба и медленно жует.
Комендант: Вот что, Соколов. Ты – настоящий русский солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость.
Комендант подает Соколову 2 буханки хлеба. Соколов прижимает их к груди, поднимается на сцену и падает. Другие заключенные приподнимают его и все уходят за кулисы.
Сцена 3.
Звучит музыка. С ширмы снимают темную ткань, уносят ткань, скамью, фонарь, колоду, фашисты уходят, унося стол и стулья. Соколов переодевается. Ширмы выдвигают на позиции, осветители занимают места. За ширмой встают Сын в военной одежде и с винтовкой, мать и 2 дочери.
Музыка стихает, выходит ведущий.
Ведущий: Страшные годы провел Андрей Соколов в фашистском плену, пережил смерть товарищей, вынес муки голода, холода и непосильной работы. И все это время его поддерживали мысли о семье, надежда на встречу с любимой женой, сыном и дочками.
На последних словах Осветители одновременно включают прожекторы. За ширмой видны силуэты женщины с 2-мя девочками и военного.
Ведущий: Но и эту надежду отняла война. Погибли, убитые фашистской бомбой жена и дочери.
Прожектор за ширмой гаснет.
Ведущий: А в последний день войны немецкий снайпер застрелил сына.
За второй ширмой гаснет прожектор.
Ведущий: Судьба человека…. Судьба солдата, который немыслимыми усилиями вырвал у врага право на жизнь. Но где взять силы для жизни, когда на Земле не осталось ни одного родного человека?
За сценой звучит песня «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью. Куда теперь идти солдату? Куда нести печаль свою?»
В конце песни появляется маленький мальчик, садится на ступени, ест арбуз. Слева из-за сцены выходит Соколов. Соколов подходит к мальчику.
Соколов: Эй, Ванюшка, пойдем в чайную пообедаем, а потом я тебя на машине покатаю.
Ванюшка: А откуда вы знаете, дядя, что меня Ваней зовут?
Соколов: Я человек бывалый, много чего знаю. (После паузы) А где твой отец, Ваня?
Ванюшка: Погиб на фронте.
Соколов: А мама?
Ванюшка: Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали.
Соколов: А куда вы ехали?
Ванюшка: Не знаю, не помню.
Соколов: И никого у тебя тут родных нету?
Ванюшка: Никого.
Соколов: А где же ты ночуешь?
Ванюшка: А где придется.
Соколов отворачивается, отходит на несколько шагов, вытирая слезу. Останавливается, поворачивается к Ванюшке.
Соколов: Ванюшка, а ты знаешь кто я такой?
Ванюшка (на выдохе громким шепотом, приподнимаясь): Кто?
Соколов: Я – твой отец.
Ванюшка разбегается, запрыгивает на Соколова, обнимает.
Ванюшка: Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь!
Звучит финальная музыка.
Интернет ресурсы:
Музыка:
Звуки дождя - www.SoundTerra.ru/sounds/classiВоенная немецкая песня - http://ww2history.ru/songsnazi/Песня в исполнении Владимира Мартынова –
«Холодное лето 53-го» - http://music.nur.kz/artist-26245-holodnoe-leto-53-goОснова для сценария –
Шолохов М.А. « Наука Ненависти. Они сражались за Родину. Судьба человека. Сборник» М., Воениздат, 1975, стр. 229 – 260.