Тренировочный материал по развитию речи
Часть первая «Сценическая речь и конферанс»
Упражнения и тренинги
1). Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Перед тем, как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат.
Разработка мягкого неба.
«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.
«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).
Произносить гласные звуки: А, О,Ы, У,Э, И, с позевыванием.
Имитировать полоскание горла
Разработка нижней челюсти.
«Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.
Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.
Разработка щёк
«Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.
«Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.
«Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).
«Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.
Разработка губ.
«Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.
«Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.
«Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
«Лошадка» – пофыркали.
«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.
Разработка языка.
«Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).
«Печем пироги»
«Месим тесто» – размять язык зубами,
«Лепим пирог» – похлопать губами по языку,
«Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.
Артикуляционная гимнастика - язык
«Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т. е. расслабить – все выдерживать на счет 10. «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.
«Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.
«Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.
«Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.
«Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.
«Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.
«Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.
«Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.
«Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.
«Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.
«Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
«Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД - ТД-ТД.
«Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3
«Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.
«Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.
«Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.
Рекомендации: Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой! После артикуляционной гимнастики, переходим к развитию дикции.