Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме:Роль имени прилагательного. УМК Школа 2100. 
Технологическая карта 
открытого урока русского языка 
в 3 «А» классе. 
УМК «Школа 2100», авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. 
Тема урока: «Роль имён прилагательных…». 
Подготовила: 
учитель начальных классов 
Мигунова Любовь Викторовна. 
Технологическая карта урока. 
Тема урока: Роль имён прилагательных в речи.
Тип урока: Открытие новых знаний
Место урока в общей системе изучаемого материала:  2 урок по теме «Имя прилагательное как часть речи»
Оборудование: Учебник для 3 класса нач. школы в 2ч. Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева, О.В. Пронина Русский язык. 
                            Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 
              Проекционный экран, проектор, компьютер.
                            Карточки с разноуровневыми заданиями. 
Цель урока: 
- совершенствование знаний об имени прилагательном, 
- определение роли имён прилагательных в речи. 
- развитие умений подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные.
Планируемые результаты: 
Предметные:формирование системы знаний об имени прилагательном и употребление их в речи; 
Метапредметные: 
Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала;- отличать верно выполненное задание от неверного;- осуществлять самоконтроль;- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.Познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике, тетради;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;- проводить анализ учебного материала; сравнение;Коммуникативные УУД:- слушать и понимать речь других;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные:научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока. 
Этапы урока Формы, методы, метод.приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
Осуществляемые действия Формируемые умения 1.Мотивирование к учебной деятельности словесный Приветствие учащихся 
-Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, 
Слушаем внимательно! 
– Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке:Книжка, ручка и тетрадка?Проверили? Садитесь!С усердием трудитесь! (слайд 2) Приветствуют учителя
Организуют свои рабочие места
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя  2.Словарная работа. 
Фронтальная. 
Словесный. 
Практический. -Посмотрите на слова, которые записаны у меня на доске. (Слайд 3) 
- Прочитайте их. 
(Смородина, оранжевый, почерк, костюм)
- Почему некоторые буквы в этих словах выделены красным цветом? (Это словарные слова) 
- Их написание нужно запомнить, запишите их к себе в тетрадь, обозначьте орфограммы.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов. 
Если есть ошибки, исправьте их аккуратно карандашом. 
Обменяйтесь тетрадями, посмотрите ещё раз на эти слова и запомните их написание!  Рассматривают, 
Читают, анализируют
Записывают и запоминают. Взаимопроверка.  Развивают  умение слушать, анализировать
Правильное написание. 
Принимают участие в работе парами.  Беседа 
Правильная посадка
3. Актуализация знаний. 
Фронтальная. Словесный. Проблемный.  - А посмотрите внимательно ещё на эти слова, скажите, какое из них лишнее? (Оранжевый) 
- Почему? (Т.к. оно прилагательное, а остальные – существительные) 
- Я его не зря выделила. Как вы думаете, о каких словах мы будем сегодня говорить? (о прилагательных) 
- Что вы уже знаете о них? (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Они связаны с существительными, изменяются по родам и числам). Кластер
Имя прилагательное 
Часть речи 
Признаки предметов 
Какой? Какая? Какое? Какие?  
Связаны с существительными
Изменяются по родам и числам 
-Молодцы! Хорошо запомнили правило. 
- Приведите примеры прилагательных. Анализируют слова.
Вспоминают и повторяют правило
Называют прилагательные Вырабатывают умение на основе сравнения и анализа делать выводы. 
Беседа 
4.  Первое усвоение новых знаний Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа.  -У меня есть рисунок. (слайд 4). Посмотрите на него внимательно. По нему я составила текс. Прочитаем его. 
Под ёлкой сидит заяц. У него уши, хвост, глаза. Есть зубы. Боится лисы. 
 (Слайд 5) (доска)
-Вам нравится такой текс? (нет, да) 
-А хотите сделать его красивым, точным? 
- Что для этого нужно сделать? Чем будем заниматься на уроке? (будем дополнять текст) 
- Давайте поставим перед собой цель.  
-Давайте попробуем. 
- Какие слова мы вставили? 
- На какие вопросы они отвечают? 
- Значит это все прилагательные.
-Как вы думаете, для чего нам нужны прилагательные? Какова роль прилагательных? (Чтобы наша речь была красивой, точной, выразительной). 
  Значит и тема нашего урока: «Роль имен  прилагательных» (слайд 6)
Вывод: …
Прилагательные нам нужны для передачи более точной, красивой, яркой речи 
- А с какими словами в тексте они связаны? (с сущ)
Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом. Сможете ли вы узнать животных по их признакам? 
- Хитрая, пушистая, рыжая… (лиса) 
- Пушистый, робкий, серенький …(заяц) 
- Лохматый, бурый, косолапый …(медведь) Рассматривают рисунок, слушают и анализируют текс. 
Высказывают своё мнение. 
Выделяют общие признаки и делают вывод.
Отгадывают слова по их признакам Развивают умение рассматривать рисунки и строить предложения. 
Формирование умения выделять общее и на этой основе делать выводы. Беседа.
5. Первичная проверка понимания Фронтальная, практический, беседа. - Давайте посмотрим, а на что ещё могут указывать прилагательные? 
- Я возьму слово «апельсин» (показ). Что мы о нем можем сказать, какой он? 
(большой, маленький, круглый, продолговатый, оранжевый, сладкий, кислый, пахучий). 
- На что же могут указывать прилагательные? (на размер, цвет, форму, вкус). (можно таблицу) 
-А кто знает, что означает слово «апельсин»? (Апельсин – китайское яблоко). 
- Какого он цвета? (оранжевого) 
- Слово «Оранж» - означает –апельсин. Рассматривают предмет и анализируют его. 
Делают вывод.  Развивают умение рассматривать предмет и строить словосочетания. 
Беседа 
Физкультминутка  6. Первичное закрепление Индивидуальная, практический, упражнение. - Давайте сейчас попробуем подобрать и записать как можно больше имён прилагательных по этим признакам к словам упражнения 310 учебника. Какие это слова – прочитаем…. (яблоко, незабудка, печенье, смородина). 
- Выполняют это упр, 
- А теперь прочитаем, что у вас получилось. 
- Определим род и число прилагательных.
- Как это сделаем?
- Молодцы! 
- Как вы думаете, а другие признаки могут обозначать прилагательные? 
- На уроках чтения мы даем характеристику героям произведений. Как мы это делаем? (Слайд 7)
- Посмотрите на наших героев. Кто они? 
- Давайте дадим им характеристику, (ребята 1 парты повернуться к ребятам 2 парты. У нас получились 3 «Стола дружбы». 
 - Посмотрим, что получилось. 
- Значит, прилагательные могут называть качества человека. А для чего мы это делаем? (чтобы точнее охарактеризовать человека). 
- Мы еще раз убеждаемся, что прилагательные существуют для более точной, яркой, красивой речи. 
- От какого слова мы задавали вопрос? (от существительного) 
(можно выполнить упр 312)
- А почему? (они связаны с существительными)  Выполняют упражнение. Подбирают и записывают подходящие прилагательные. 
Читают по очереди, определяют род и число.
Работают группами, дают характеристику герою.  Развивают умение находить подходящие слова, анализировать предметы, работать самостоятельно. 
Развивают умение высказывать своё мнение, давать характеристику героям  Упражнение 
 
8. Рефлексия.  Фронтальная. Словесный. Беседа. - Чем занимались на уроке? (Подбирали прил)
- Зачем они нужны нам в речи? Какова их роль?
- Закончите предложения: (слайд 8)
Сегодня на уроке я:
- я научился...
- мне было трудно...
- мне понравилось … Делают выводы. Отвечают на вопросы. Анализируют свою работу  Открыто осмысливают и оценивают свою работу на уроке.  Беседа. Саморегу-ляция. 
7. Информация о дом заданииОценки  Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.  Д/з. Выполнить упр. 313. (доска). 
-А может быть кто – то хочет выполнить дополнительное задание, тот может взять карточку у меня на столе. 
-Я предлагаю исправить текст, украсив его именами  прилагательными.
-Красный конверт – более трудное задание. Но я уверена, что вы с ним справитесь. 
Задание: текст дополнить своими прилагательными, подчеркнуть их.
Пришла  … зима. … хлопья легли на землю и крыши домов. 
… снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками. 
- Желтый конверт – задание с подсказкой. 
Задание: текст дополнить прилагательными, выбрав их из предложенных. 
Пришла  … зима. … хлопья легли на землю и крыши домов. 
… снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками. 
Слова для справок: холодная, морозная, долгожданная,  снежные, легкие,  мягкие, пушистый, тяжелый, легким, тонким, прозрачным, мохнатыми, белыми.- Зеленый конверт - задание с двумя подсказками, самое легкое. 
Задание:вставить в предложения по порядку указанные имена прилагательные. 
Пришла  … зима. … хлопья легли на землю и крыши домов. 
… снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками. 
Слова для справок:долгожданная,  снежные,  легким, тонким, прозрачным, мохнатыми. 
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи, выводы. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. Упражнение 
Карточки 
9. Оценки  - Вы все молодцы! Очень хорошо работали на уроке. Особенно мне хочется отметить работу … (слайд 9)
- А теперь вы дайте оценку уроку. На листах запишите имена прилагательные, каким для вас был урок сегодня.