Самоанализ театрализованного представления Все ремёсла хороши-выбирай на вкус

Kазённое учреждение Орловской области
«Орловская общеобразовательная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»






Самоанализ

театрализованного представления
«Дом вести – не лапти плести»





Составитель:
учитель русского языка
Мануковская К.А.












г. Орел


Самоанализ
театрализованного представления «Дом вести, не лапти плести»
Выбранная тема не случайна. Мы – русские люди, по-другому «славяне» или «словене», что означает «владеющие словом». Замечая народную мудрость слов, понимаешь: наши предки – славяне, не бросались словами, так как верили в их могучую, даже магическую силу. Недаром до сих пор сохранилось убеждение, что Словом мир создан. Недаром так таинственно звучат строки из Библии: «В начале было Слово».
Часто, ведя ответственный разговор со своими учениками, я замечала, что удачно применённая, давно забытая всеми народная поговорка или пословица воздействовала на них более действенно, чем каскад любых нравоучений. И дело тут в том, что поговорка не просто удачный набор слов, а целый пласт информации, поэтому он и проникает глубже.
Тема, которую мы выбрали, связана с устным народным творчеством, к которому обращаемся и на уроках, и во внеклассной работе, с целью воспитать целостную личность, основными качествами которой должны быть духовность, стремление делать добро, сопричастность к судьбе своей Родины. Знакомство учащихся с различными видами ремёсел, формирование представления о разных профессиях, их значимости в жизни общества развивает у детей стремление к знаниям.
Народ – великий воспитатель, и его задачей во все времена было воспитание грядущих поколений душевно здоровыми , всесторонне
развитыми, жизнеспособными. Как дерево не вырастает без корней, так завянет, станет беспомощным человек, оторвавшийся от традиций родного народа, от его творчества.
Праздник «Дом вести – не лапти плести» представляет собой единое целое: каждая её часть последовательно переходит в другую, опираясь на имеющиеся материалы по истории Орла, развитие народных промыслов и искусства Орловского края, а так же на произведения устного народного творчества и стихотворения известных писателей и поэтов о ремёслах.
Учащиеся инсценировали сказки, имеющие воспитательное значение.
Ведь в сказках содержатся правила общения людей друг с другом, в них заложен значительный потенциал, миропонимание народа. В процессе подготовки и проведения мероприятия школьники пришли к пониманию некоторых истин, которые неизбежно отложились в их подсознании.
С целью определения эмоционального уровня восприятия и правильного понимания инсценируемых произведений школьники раскрывают характер действующих лиц, главную мысль сказок и стихотворений. Каждая роль соответствует психофизическим особенностям и характеру ребёнка, поэтому она ему близка и понятна. Он полностью выражает себя, чувствуя свою значимость, уважая себя как личность.
Опираясь на свой жизненный опыт, учащиеся легче овладевают новыми знаниями и умениями, развивают свои элементарные способности. Они становятся настоящими экскурсоводами, артистами, что с большим трудом даётся ученикам с интеллектуальной недостаточностью.
Полноценная речь, память, уверенность в себе, творческое проявление, понимание окружающих, позитив в общении повышают коммуникативность, помогают развивать личность, а в конечном счёте достичь лучшей социальной адаптации.
Развитие воображения обеспечивает адекватное поведение в той или иной ситуации.
На протяжении всего мероприятия используется приём выразительного чтения. Это способствует выработке правильного темпа речи, ритма дыхания, развитию речевого слуха и речевой памяти, а также эмоциональной сферы учащихся.
Методами воспитания являются вербальные, наглядные и практические.
Внеклассное мероприятие построено с учётом индивидуальных особенностей школьников. Использование специальных приёмов для коррекции недостатков у детей является необходимым при дифференцированном и индивидуальном подходе к учащимся.
Применение наглядного материала в виде тематических стендов, предметов быта, народного искусства, орловских народных костюмов, доступность и посильность адаптированных текстов способствует совершенствованию аналитико-синтетических процессов, коррекции мыслительной деятельности и накоплению определённых знаний и навыков.
Практическая деятельность по плетению из лозы и вышиванию тесьмой помогает испытать радость творчества, развивает деловую активность детей с интеллектуальной недостаточностью.
Осуществляется постоянный контроль над работой каждого ребёнка, его умением понять то, о чём он говорит, и выполнить практическое задание. Ребята творчески подошли к подготовке праздника. Импровизация, речевая активность способствовали положительно – эмоциональной напряжённости, созвучию опыту детей, вызванному интересу и желанию участвовать в происходящем.
Праздник построен на принципах преемственности поколений. Учащиеся 6 класса выступают в роли хранителей народных традиций.
Поколение, сохраняющее народную мудрость. Они уже не малыши, но ещё и не подростки. В них нет бунтарства, свойственного юности. Поэтому именно в этом возрасте дети могут давать напутствие, советы тем, кто вступает в новую, неведомую, полную тайн и неожиданностей жизнь.
Старшеклассники же выступают в роли экскурсоводов, имеющих определённые знания и опыт.
В результате постоянного творческого взаимодействия учащиеся разного возраста доброжелательно настроены друг к другу, близки и дружат между собой, с удовольствием общаются как в стенах школы, так и за её пределами. У ребят нет комплексов и стеснений в общении, присутствуют доверительные отношения. Это способствует проявлению инициативы с обеих сторон. Развивается фантазия, воспитываются нравственные представления о жизни у ребят. А результаты видны на лицо – в эмоциональном подъёме, радости творчества.








13PAGE 15


13PAGE 14215