Конспект урока по русскому языку на тему Слова, близкие и противоположные по смыслу


Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
КОЛЛЕДЖ «АРБАТ»
План-конспект урока по русскому языку для 2 «В» класса
на тему: «Слова, близкие и противоположные по смыслу»
Студент: Бохман Виктория Алексеевна
Курс: III
Группа: 31ш
Специальность: 44.02.02.
Преподавание в начальных классах
Учитель: Салова Антонина Михайловна
Подпись:________
Методист: Шишко Татьяна Константиновна
Подпись:________
Оценка за урок:___
Дата: 03.02.2016
Москва, 2016
Информационный дидактико - технологический и методический
модуль урока
Дата 03.02.2016
Класс 2 «В»
Предмет Русский язык
Тема «Слова, близкие и противоположные по смыслу»
Вид урока Урок с элементами беседы
Тип урока Изучение нового материала
Государственный социальный заказ
Во исполнение Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования РФ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"): Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2005 года № 529 – Городская целевая программа («Столичное образование» на 2012-2016 гг). Основной миссией образования (по Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) является обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений.
Добиваться:
формирования уважительного отношения к иному мнению, формирования эстетических потребностей, ценностей, чувств;
формирования на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирования умения понимать причины успеха/неуспеха познавательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Ключевые компетенции Учитель Обучающиеся
Педагогическая компетенция Организация участия обучающихся в исследовательском экспериментальном обучающем процессе и руководство их деятельностью. Освоение обучающимися компетентностного подхода.
Овладение знаниями и умениями.
Культуроведческая компетенция Осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики русского языка, взаимосвязи языка и истории народа. Обогащение словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи.
Речевая
компетенция Умение правильно построить предложение, красиво выразить мысль, воспитать потребность к чтению художественной литературы. Закрепление навыков чтения, деятельностном применении содружества, сотворчества и др.
Информационная компетенция Повышение качества действий учителя на данном уроке, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса в школе. Способность использовать литературные источники в поисках необходимой информации.
Организационная
компетенция Координация деятельности других людей для достижения поставленной цели – социально – педагогическое сопровождение процесса.
модернизации столичного образования. Эмоционально-волевая регуляция личности во время занятия. Осуществление самоконтроля за своим поведением.
Личностная компетенция Уровень мастерства учителя включает в себя педагогическую технику, самореализацию в социуме, применение авторских технологий. Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств.
Общекультурная компетенция Беспристрастное отношение учителя ко всем обучающимся, соблюдение учителем норм поведения. Воспитание у обучающихся нравственных и моральных качеств личности, культуры поведения на уроке, в социуме.
Основные дидактические принципы Принцип научности
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип диалогичности
Принцип успешности
Технологическая карта урока
Цели Образовательная цель: формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением парных согласных на конце слова;
Развивающая цель: развитие фонематического слуха и орфографической зоркости, развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации;
Воспитательная цель: воспитание терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности.
Планируемые результаты Предметные МетапредметныеЛичностные
Формирование умения находить слова-синонимы в тексте;
Формирование умения находить слова-антонимы в тексте;
Углубление представления о понятиях «синонимы» и «антонимы»;
Работа со словарем.
Коммуникативные:
- слушать и слышать друг друга и учителя,
- устанавливать рабочие отношения;
- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности,
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Развитие навыка сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
Проявление учебно-познавательного интереса к материалу урока.
Основные понятия «Синоним», «антоним».
Межпредметные связи Литературное чтение
Ресурсы Учебник «Русский язык, 2 класс, часть II, «Просвещение», Москва, 2005 год», доска, проектор, компьютер.Организация пространства Фронтальная работа; самостоятельная работа; работа с учебником.
Основные этапы организации учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУниверсальные учебные действия
I. Организационный момент/приветствие
(3мин) Организация класса, проверка готовности обучающихся, знакомство с учениками:
«Здравствуйте, ребята! Мы с вами встречались ровно неделю назад, напоминаю, меня зовут Виктория Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Пожалуйста, садитесь на свои места. Спины держим ровными, начинаем нашу работу.»Приветствуют учителя, занимают свои места, внимательно слушают, выполняют задания учителя.
Личностные:
- самоопределение;
Коммуникативные:
- планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные:
- умение организовывать свое рабочее место;
II. Актуализация знаний (10 мин) «Открываем тетради, записываем: число, «классная работа». Сегодня у нас3 февраля.» Записывает число, «классная работа» на доске.
«Начнем мы с вами наш урок с минутки чистописания. Я вам буду загадывать загадки, отгадками которым будут служить буквы русского алфавита. Записывайте буквы аккуратно и красиво до конца строчки. Буква должна быть заглавная и строчная. Кому непонятно задание, поднимите ручки. Буквы записываем на следующей строчке после «классной работы».
Итак, начнем:
(1) Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву ...
Ребята, что же это за буква? Правильно, буква «Е». Напоминаю, записываем одну заглавную и одну строчную букву. Вывешивает буквы на доску. Кто запишет, поднимите носик ручки вверх, так я пойму, что вы готовы. Следующая загадка:
(2) Букву «П» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получили букву ...
Что это за буква? Конечно, «Ц». Записали букву «Ц».
(3) Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу букву ...
Записали букву «У».
(4) «П» в другую букву можно
Очень быстро превратить.
Перекладинку немножко
Нужно только опустить!
Конечно, это буква «Н». И, наконец, последняя загадка:
(5) Давно известно детям всем: Корова любит букву ...
Верно, это буква «М». Вы молодцы. Без труда отгадали все загадки, а также красиво записали буквы.» Проходит по классу, просматривает работу обучающихся, хвалит детей/исправляет недочеты.
«Отступили одну строчку от букв. Записываем слово «словарь» и ставим двоеточие. Откройте свои словарики в конце учебника. На доске вы видите прилагательные. Приложение 1. Вам необходимо выписать из словаря слова, подходящие к данным прилагательным. Выделяем орфограммы в слове зеленой пастой. (6) Для тех, кто позабыл, вспомним, что такое орфограмма.
Кто все написал, поднимите носики ручек вверх.
После всех записанных слов не забываем поставить точку. Давайте проверим, какие орфограммы вы подчеркнули в словах. Отвечаем по цепочке, начиная с первой парты первого ряда.» Проверяет словарные слова. Записывают дату, классная работа. Отгадывают загадки, записывают последнюю букву ответа.
Предполагаемые ответы обучающихся:
(1) Е (записывают букву Е);
(2) Ц (записывают букву Ц);
(3) У (записывают букву У);
(4) Н (записывают букву Н);
(5) М (записывают букву М);
Предполагаемые ответы обучающихся:
(1) лисица;
(2) молоко;
(3) валенки;
(4) погода;
(5) число;
(6) Орфограмма – это опасное место в слове, которое нужно проверить, а в словарных словах – запомнить.
Коммуникативные:
- планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- построение речевых высказываний;
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
III. Постановка целей урока (2 мин)
«Все, закончили писать, тетради и ручки отложили, сели ровно, внимательно слушаем сказку, которую вам необходимо помочь мне рассказать. «Жили - были два брата. Младший брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет старший брат: «Тепло на улице!», а младший — «Холодно!» Старший скажет: «Веселый мультфильм!», а млад
ший — ... (1) Старший говорит: «Глубокая речка», а младший — ... (2) Но однажды младший брат не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал: «Умный у меня братец!»
(3) Что должен был сказать младший брат?
(4) Итак, как вы думаете, о каких словах сегодня будет идти речь?» Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы обучающихся:
(1) Грустный
(2) Неглубокая
(3) Глупый
(4) О словах с противоположным значением Регулятивные:
- целеполагание;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Познавательные:
- самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели;
IV. Изучение нового материала. (7 мин) «Совершенно верно. В русском языке такие слова называются «антонимы». Внимание на доску. Вам необходимо прочитать стихотворение и назвать пары антонимов из него.
«У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Hу кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко.
А мышонок - высоко.
Воробей сказал, что близко,
А Улитка - далеко.
А Теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыпленок - тем,
Что очень велико и тяжело.
А Котенку все равно:
- Кислое - зачем оно?
- Что вы? - шепчет Червячок,
- Сладкий у него бочок.»(1)Какие пары вы можете назвать?
Отступили одну строчку от словаря и записываем пары слов. Кто готов, поднимите носик ручки вверх.
Следующее упражнение выполняем устно. Хочешь ответить – подними руку. Подняли глаза на доску. Вам необходимо найти антонимы для слов на доске. Приложение 2.
Вы отлично справились с этим заданием!» Слушают учителя. Выполняют задание. Предполагаемые ответы обучающихся:
(1) Низко – высоко
Близко – далеко
Мало – велико и тяжело
Кислый – сладкий
Выполняют упражнение.
Личностные:- умение визуально воспринимать информацию
Познавательные:
- развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения;
- упорядочение объектов по выделенному основанию;
Регулятивные:
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
V. Закрепление новых знаний и способов действий (1). (5 мин) «Отступили строчку от пар слов и записываем «Упражнение 305». Читает задание вслух. К каждому слову запишите его пару, например, горячий – холодный. По цепочке выходим и записываем по одной паре из упражнения, остальные записывают в тетрадь и сверяются с доской.» Вызывает обучающихся по цепочке, ходит по классу, следит за работой и посадкой детей. Выполняют упражнение из учебника, сверяясь с доской.
Личностные:
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
Регулятивные:
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
VI. Динамическая пауза. (3 мин) Проговаривает вместе со всеми песню, по очереди показывая на те части тела, которые упоминаются:
«Как живешь? Вот так! (дети показывают большой палец)
Как идёшь? Вот так! (дети «шагают пальцами по ладошке)
Как даешь? Вот так! (дети показывают раскрытые ладошки)
Как берешь? Вот так! (дети сжимают ладошки)
Как бежишь? Вот так! (дети имитируют бег сидя)
Ночью спишь? Вот так! (дети показывают, как они спят)
Как молчишь? Вот так! (дети закрывают рот ладошками)
Как грозишь? Вот так! (дети грозят соседу по парте указательным пальцем)» Выполняют заданные упражнения. Личностные:
- умение визуально воспринимать информацию;

VII. Закрепление новых знаний и способов действий (2).
(8 мин) «Немного отдохнули, продолжаем наш урок. (1)Ребята, скажите, а кто такие спасатели? (2) А какими чертами характера должен обладать спасатель? Верно. Все слова, которые вы назвали, это слова, которые близки по смыслу. Они могут заменять друг друга. Такие слова называются «синонимы».
А сейчас я предлагаю сыграть вам в игру «Кто больше?». Надо назвать как можно больше
синонимов к словам (3) большой, (4) маленький, (5) хороший, (6) плохой, (7) пасмурный.»Синонимические ряды записывает на доске. Слушают учителя. Предполагаемые ответы обучающихся:
(1) Спасатели – это те, кто спасают пострадавших в опасных ситуациях.
(2) Храбрые, смелые, бесстрашные.
(3) Большенный, большущий, крупный, великий, огромный, громадный, гигантский.
(4) Крошечный, крохотный,
миниатюрный, небольшой, мелкий.
(5) Неплохой, замечательный, прекрасный, великолепный, отличный.
(6) Дурной, дрянной, неудовлетворительный, скверный.
(7) Хмурый, серый, непогожий,
облачный, сумрачный, ненастный. Познавательные:
- закрепление полученных знаний;
Личностные:
- умение самостоятельно справляться с поставленными задачами;
- самоконтроль;
Регулятивные:
- осуществление контроля и оценки процесса и результата своей деятельности;
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин) «Итак, наш урок подходит к концу. (1)Чему мы сегодня научились? (2) Что такое «синонимы» и «антонимы»? Приведите примеры. Если вам что-то непонятно, то поднимите руку, если вы довольны, как поработали на уроке – похлопайте себе.»Подводят итоги урока. Предполагаемые ответы обучающихся:
(1) Сегодня мы узнали о синонимах и антонимах.
(2) Синонимы – слова, схожие по смыслу, а антонимы – слова, противоположные по значению. Личностные:
- умение проводить самоанализ и самооценку действий;
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
IX. Домашнее задание. (3 мин) «Закрываем рабочие тетради и учебники, открываем дневники, записываем домашнее задание: выполнить упражнения 304 и 307 на странице 32 и 33.
Записывает домашнее задание на доске.
Если вопросов по домашнему заданию нет, то все свободны.»Записывают домашнее задание, прощаются с учителем. Личностные:
- умение визуально воспринимать информацию;

Приложение 1.
Рыжая
Парное
Тёплые
Ясная
Чётное
Приложение 2.
Светлый –
Горький –
Черный –
Громкий –
Богатый –
Счастливый –
Старый –