УрокИмена прилагательные близкие и противоположные по смыслу 
Разработала: учитель начальных классов первой категории Вараксина Наталья Николаевна
 (Слайд1)Тема урока:  «Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу»  
(3 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)
(Слайд2 )Цели: научиться узнавать слова, имеющие противоположное значение; ввести термин «антонимы»; 
Познавательные: научатся узнавать слова, имеющие противоположное значение; ввести термин «антонимы»;
Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу.
Личностные: формировать положительную мотивацию учения; развивать  личностные качества: дружелюбие, взаимовыручку, учить сочувствовать друг другу, толерантность;
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (1 част) под редакцией С.И. Иванова и др;  презентация; 
                                         Ход урока.
(Слайд3)1 . Оргмомент .
Ребята, готовы получать новые знания?
2.Самоопределение к деятельности 
Посмотрите на картинку. 
Кого мы там видим? (клоунов- один смеется, другой плачет)
Какое время суток? (у одного- ночь, у другого- день)
Теперь, посмотрите на дверь, что написано?(вход-выход)
Какое значение у всех пар слов: похожее или противоположное?(противоположное)
Вы хотите узнать, что это за слова, как они называются?(да) 
Скажите, чем будем заниматься на уроке?(работать со словами с противоположным значением)
3. Минутка чистописания
Добрый, злой, теплый, холодный, белый, черный.
(Слайд 6)2. Актуализация знаний.
Кто помнит, с какими словами работали на прошлом уроке?(синонимы) 
Верно.  Какие слова называются синонимы? 
Синонимы – слова приятели.
Подберите синонимы к словам
3. Работа над новой темой.
(Слайд 7)3.1. Работа с пословицами. (работа в парах)
Упр.1 с.56
Прочитайте пословицы. 
Первый читает первую часть пословицы, второй- вторую часть. 
Проговорите пару слов с противоположным значением.
Думай медленно, работай быстро.
Не дорого начало, похвален конец.
В греческом  языке анти обозначает «против» и «онима»- имя, слово.
Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению. 
А теперь: сформулируйте правило, что такое антонимы. 
Проверим себя (Слайд 8) 
Но бывают другие слова.  (Слайд 9)
Найдите слова противоположные по значению.
3.2 Работа в группах.
Разделитесь на две группы. Задание:
Как можно больше напишет пары антонимов.
 Подсказкой послужит вам упр.2 
(белый, далеко, брать, друг ) 
Проверьте себя и дополните презентацию, если это понадобилось
3.3 упражнение в определении антонимов.
Прочитайте задание. 
Объясните, что вы должны выполнить.(к словам 1 группы подобрать подходящий антоним из 2 группы) 
Верно. (один у откидной доски). Проверка по образцу (Слайд 10) 
Молодой                     старость 
Весело                        южный 
Север                          юг 
Веселый                       грустно 
Молодость                 грустный 
Обратите  внимание: на какие вопросы отвечают пары антонимов?(«Антонимы отвечают на один и тот же вопрос».)
4. Физминутка.( Слайд 11 ) 
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу. 
5.  Зрительный диктант. (Слайд 12 )
Наступила ночь. 
На небе много звёзд. 
Луна – спутник Земли. 
Солнце – близкая звезда.
В космос полетел Гагарин.  
Запись предложений.
Самопроверка.
Подберите антонимы к словам из предложений.
6.  Упражнение в нахождении антонимов в тексте. (Слайд 13 ) 
Отгадайте  загадки.
 Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. 
Ночь, но если захочу, щёлкну раз – и день включу.
Назад всё ходит и вперёд, но никогда не устаёт.
Запишите пары слов антонимов.
8.  Сейчас я проверю, чему вы научились. (Слайд 14)
"Скажу я слово ВЫСОКО,
 А ты ответишь : ... . (низко)
 Скажу я слово ДАЛЕКО,
 А ты ответишь : ... .(близко)
 Скажу я слово ПОТОЛОК,
 А ты ответишь : ... .(пол)
 Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
 И скажешь ты : ... .(нашел)
 Скажу тебе я слово ТРУС,
 Ответишь ты : ... .(храбрец)
 Теперь НАЧАЛО я скажу,
 Ну, отвечай : ... .(конец)
9. Рефлексия. Продолжите предложения (Слайд 16)
Я узнал:
Я научился: 
10. Итог Урока (Слайд 17)
15