Конспект урока литературного чтения Лиса и журавль, 2 класс 
Технологическая карта урока литературного чтения
2 класс
Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Класс 
2 класс
Предмет:
Литературное чтение
Авторы учебника:
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова  ( умк « Школа России»)
Тема урока.
Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Тип урока.
Урок изучения нового материала.
Цель:
Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.
Задачи:
Актуализировать знания о русских народных сказках.
      2.  Активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь     учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.
3. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Результаты:
    Личностные.
1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.
2.Развивать навык выразительного чтения по ролям.
3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.
    Метапредметные.
РУУД:
Умение выявлять проблему;
Умение определять и сохранять цель;
Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
ПУУД:
Умения использовать научные методы познания.
Умения сравнивать, делать выводы.
КУУД:
Умение соблюдения  позиции «понимающего»
Умение работать в парах .группах
   Предметные:
1.Знание видов сказки.
2. Умение определять тематику сказки.
3.Знание структуры сказки.
Оборудование 
 Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л.Ф.Климанова и др.,  презентация «Лиса и Журавль»
Презентация по теме урока.
Книги разных жанров
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность  учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
(Л-личностные,П-познавательные,К-коммуникативные,
ПР-предметные )
Орг. момент.
Вхождение в урок
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?
Я рада видеть каждого из  вас!
И пусть прохладой  осень к нам в окна  дышит,
Нам  будет здесь уютно, ведь наш  класс
Друг  друга любит, чувствует и  слышит.
Оценивают свою готовность и настрой на работу.
ПР - Самооценка готовности к уроку. 
Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
 -Рассмотрите модели обложек и определите жанр произведения над которым мы с вами сегодня будем работать 
-Какие  сказки  представлены на этих моделях обложек?
-А какой вид сказок отсутствует ?
Ответы уч-ся.
-Бытовые и волшебные.
-Сказки о животных 
Познавательные УУД: умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.
Постановка проблемы
Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.
Работа в парах.
-(сделать модель обложки для сказок о животных)
Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
-А вот о каких животных мы будем читать сказку вы узнаете отгадав загадки
А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. 
Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? 
- Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ? 
- Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле? 
- Могут ли они встретиться вместе в природе? 
В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи. 
Беседа
- Как называется жанр? 
Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой  лиса. 
Опишите характер лисички в разных народных сказках. 
-Кто главные герои русских народных сказок?
-Чему учит сказка? 
-Какую пословицу об этом вы знаете?
-И сегодня в процессе совместной работы мы выясним чему учит нас сказка «Лиса и Журавль
(Ответы учащихся.)
-Читать народную сказку
-Лиса
-Журавль.
- Журавли это птицы,  имеют длинные ноги и клюв.
- Лиса это зверь, который живёт в лесу.
- Человек, животные, вымышленные герои. 
-Сказки учат добру, высмеивают жадность ,злость и т.д.
-Сказка-ложь , да в ней намек ,
добрым молодцам урок.
Мотивационный:  учащиеся участвуют в диалоге-побуждении, соблюдая нормы речевого этикета.
Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества.
Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.
Открытие нового знания
Познакомиться со сказкой; перечитать сказку
-Словарная работа. Работа в парах.(Обсудите 
Значение слов)
          ( потчует - угощает; не обессудь  не обижайся;  несолоно хлебавши- остаться ни с чем) 
-Первичное слушание сказки 
-Анализ содержания сказки.
 – Как начинается сказка? Прочитайте.  
 Чем понравилась вам сказка? 
-Можно ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение. 
-Что показалось забавным?
- Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?
- Чем нравится вам конец сказки? 
-Как можно помирить героев?
-Что вы посоветуете героям сказки?
-Высказывания детей.о значении словосочетаний ,
устойчивых выражениях.
- Что Лиса и Журавль подружились.
Дети отвечают на вопросы  
    - Вывод: журавль и лиса очень похожи.                                                                                             
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею)
Закрепление 
(включение новых заний в систему знаний ребенка)
-Сейчас вы будете работать в парах
Карточка №1-определить последовательность событий в сказке
Расположить иллюстрации..
 Карточка №2. Какие слова потерялись в этом тексте. Напишите их.
Карточка №3 Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лиса, используя слова-признаки на доске.
- упрямый(а я) умный(а я) смешной(а я) несговорчивый(а я) капризный(а я) жадный (а я) придирчивый(а я) нерешительный(а я) хвастливый(а я) добрый(а я) четный(а я) 
-Сделайте вывод –Какие герои сказки?
Учащиеся работают в парах
 - Вывод: журавль и лиса очень похожи. 
Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.
Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений
Физминутка 
Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.
Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.
Самостоятель-ная работа.
Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
- А сейчас вы будете работать самостоятельно.
-Выполните задания на сайте, в курсе «Литературное чтение» 2 класс
- Учащиеся работают самостоятельно.
Успешно выполненные задания.
Рефлексия 
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
С каким произведением познакомились? - О ком эта сказка? - Могла ли эта история приключиться с людьми? 
-Определите главную мысль сказки (чему она учит). 
-Какой мудрый совет дает нам сказка? 
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Где можно применить новые знания?
Дополните фразы: 
Я узнал
В ходе работы удалось научиться
Порадовался тому, что
Домашнее задание. 
Подробно пересказать сказку «Лиса и Журавль» 
Рефлексия. 
Понравился урок?
Что интересного было на уроке? 
Какой вид деятельности понравился больше всего? Почему?
Высказывания учащихся.
-Да.могла
Люди часто не могут договориться между собой,не умеют решать проблемы,не думают о том ,что говорят друг другу.
-Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки.
- Учащиеся обмениваются 
«смайликами» и присылают учителю, сопровождая объяснением.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
13 PAGE 14415
15