Урок русского языка по теме Роль имени прилагательного в речи (4 класс)


Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Роль прилагательного в речи.
Цель: показать роль прилагательного в речи.
Задачи:
научить использовать прилагательные в прямом и переносном значении в речи, обогатить речь прилагательными - синонимами и антонимами;
закрепить основные грамматические признаки имени прилагательного;
развивать речь, навыки орфографического письма и выразительного чтения;
создавать условия для развития творческих и познавательных способностей обучающихся;
воспитывать самостоятельность, усидчивость, бережное отношение к живой природе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: электронная презентация «Роль прилагательного в речи», карточки для индивидуальной работы, текст «Мой Казахстан», иллюстрации с изображением вороны, сороки, зайца, звуковое сопровождение: звуки птиц и зверей, видео – ролик «Мой Казахстан». Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой. (Дети читают хором наизусть) Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Все запомнишь, все поймешь!
Целеполагание.
- Сегодня на уроке мы с вами выясним, какую роль играет имя прилагательное в нашей речи.
(Первое стихотворение читает наизусть учитель, второе - Горяк Дарья)
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь – ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Актуализация ЗУН обучающихся.
Минутка чистописания. ( Дети прописывают одно слово с элементами письма - При – ла – га – тель – но – е)
Дидактическая игра «Ромашка». Фронтальный опрос обучающихся по теме: «Имя прилагательное». Учащиеся вспоминают все, что знают об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, с чем согласуется, чем является в предложении (5 вопросов)
 Постановка учебной проблемы.
Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
 - Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?».Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом определяет свое незнание.
- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?
«Я знаю, я умею, я могу». В начале урока В конце урока
1 Я знаю, что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы оно отвечает. 2 Я умею находить прилагательные в предложении. 3 Я могу определять род, число, падеж имени прилагательного по роду , числу и падежу имени существительного, с которым оно связано 4 Различать и правильно писать окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода 5 Я могу определить, какую роль выполняет прилагательное в предложении. 6 Я умею описывать предмет с помощью прилагательных в прямом и переносном значении. 7 Я могу подбирать прилагательные синонимы и антонимы для точного выражения мысли. Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».
Работа над темой урока.
Роль прилагательного в описании природы – птиц.
а) Повторение основных грамматических признаков имени прилагательного на материале загадок.
у.209 стр.70 (флипчарт, страницы 1-2, эффект шторки)
Дети читают загадки и прослушивают звук «Крик вороны» и «Крик сороки» мр.3
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
Кто она? (Сорока)
- Какие прилагательные помогли описать цвет, форму, повадки птиц? (Ответы обучающихся)
б) Народные приметы. Толковый словарь. (2 минуты)
- Какие народные приметы вы знаете о сороках?
Сорока сокочет, гостей пророчит. Ворона на дворе – к несчастью.
в) Толковый словарь Даля . Сорочить – болтать попусту, говорить пустяки.
г) «Крылатые выражения»
- Как вы понимаете выражения:
«Как белая ворона» (говорят о человеке). В природе можно встретить ворон с белым окрасом перьев. Таких птиц называют альбиносами. Выражение «Это белая ворона» зародилось две тысячи лет назад в Риме. Так говорят о человеке, резко выделяющегося из окружающей среды теми или иными качествами.
«Болтлив как сорока», «Сорочий язык».
2. Творческое задание. Роль прилагательного в описании природы – растений. Мини – проект Уколовой Ольги.
- Какую роль играют имена прилагательные в описании растений поможет нам узнать Уколова Оля. Она получила домашнее задание: текст- описание без имен прилагательных. Она дополнила текст именами прилагательными. Послушайте, пожалуйста, текст- загадку и скажите, о каком растении идет речь?
( Ученица читает текст наизусть)
Текст.
Она прекрасна в любое время года. Весной на белокурой красавице появляются остроконечные, душистые, блестящие и клейкие листочки. С тонких веток свисают изумрудные серёжки. Летом она надевает белое платье из кружевной листвы. Распускает свои косы зелёными гирляндами. Она горда и нежна, белолица в своем изумрудном наряде.
- О каком растении идет речь? (Ответы обучающихся).
Письмо под диктовку.
- Запишите предложение «Весной на белокурой березке появляются остроконечные, душистые, блестящие и клейкие листочки». Подчеркните имена прилагательные. Чем является имя прилагательное в предложении? Объясните значение слова « изумрудный». Оттенком какого цвета является изумрудный? (Зеленого) Как называются слова в русском языке, близкие по значению и разные по написанию? (Синонимами)
- Сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные в описании природы? (ответы детей)
*Физкультминутка. (Под музыку Вивальди « Времена года. Осень. Ноябрь»).Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),
И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).
Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)
Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).
Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),
Кружась, листочки улетают (покружиться).
А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).
3. Роль прилагательных – синонимов в описании характеров героев. «В гостях у сказки».
а) Просмотр отрывка сказки
- Отрывок какой сказки мы с вами просмотрели? Кто автор этой сказки? Назовите главных героев сказки.
б) Работа в парах. - Составьте словесные портреты рыбки, старухи и старика, используйте предложенные слова: золотая, робкий, жадная, справедливая. Несмелый, жестокая, грубая, всемогущая, вежливый. (Флипчарт, страница 3)
У доски работает ученик, весь класс выполняет задание на местах. Дети работают в парах. Используют раздаточный материал.
в) Письмо. у. 211 стр.71
- Запишите по 3 прилагательных (1 ряд – старик, 2 ряд – старуха, 3 ряд - рыбка)
4. Роль прилагательных – антонимов. Работа над пословицами.
Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой. (у.215 стр. 71)
- Какие еще группы слов вы знаете? (Антонимы, омонимы)
- Прочитайте пословицы. Объясните смысл первой пословицы. Допишите антонимы.
Веревочка хороша длинная, а речь – короткая.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Зимой дни холодные, весной теплые.
Платье хорошо новое, а друг – старый.
*Интерактивная физминутка для глаз «Песенка кота Леопольда»
5. Роль прилагательных в переносном значении. Выборочное письмо (у.212 стр.71)
- Выпишите словосочетания: «Существительное + прилагательное». Найдите прилагательные в переносном значении: листва золотая, железное сердце, острый ум, упрямый ветер, грустный дождь.
Вывод (правило с.70 ): имя прилагательное в прямом и переносном значении, прилагательные – синонимы, антонимы делают описание ярким, красочным, более точным, выразительным: тихий снег, рубиновые ягоды, высокие, стройные ели.
Закрепление. Развитие речи. Работа над текстом в группах.
- Я предлагаю всем вместе составить рассказ «Мой Казахстан».
Учащимся раздаются заготовки частей текста по группам. Каждой группе раздается часть текста с пропущенными определениями.(Задание разноуровневое)
1 уровень.
В тексте даны слова для справок
2 уровень.
В тексте предложены слова для справок на выбор обучающихся.
3 уровень.
Обучающиеся должны самостоятельно подобрать определения.
 Учащиеся в группах знакомятся с содержанием и приходят к выводу, что текст неудачен, т.к. в нем нет прилагательных.
- Что можно сделать? (Вставить в текст необходимые определения).
 - Итак, давайте прочитаем, что у нас получилось. (По одному представителю от группы зачитывают свою часть текста. Чтение текста сопровождается показом видео – ролика о природе Казахстана с музыкальным сопровождением). Мой Казахстан – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая Родина … Поэтическое наследие нашего народа содержит немало завораживающих картин красоты родной земли, её безбрежных просторов, белоснежных громад гор, лазурных гладей озёр…
Слушая народные мотивы домбры, представляешь себе огромные степи, колышущиеся от вольного ветра душистые степные травы. Видишь, как солнце встаёт из бескрайней степи, встречаясь с дремучими лесами и бурлящими реками.
Наша щедрая земля стала для всех родной.  Народ, населяющий нашу Родину, добрый, трудолюбивый и миролюбивый.
Чтобы наша Родина стала еще богаче, мы научимся быть добрыми и щедрыми, заботливыми, смелыми и трудолюбивыми.
Вот какой мой Казахстан: мирный, свободный, богатый, многонациональный. Разве можно не любить такую страну? 
Подведение итогов урока.
«Что я знаю и умею»: описывать предмет с помощью прилагательных в прямом и переносном значении: подбирать прилагательные – синонимы и антонимы для точного выражения мысли.
Задание на дом. у. 217 стр.72 Орфографическое упражнение. Дописать окончания прилагательных. Объяснить, как определить род прилагательных.
***Творческий уровень Составить небольшой текст – описание животного по выбору.
Приложение № 1.
Уровень 1.
Прочитай текст. Вставь пропущенные имена прилагательные.
Мой Казахстан – это самая …………………., ………………………, ……………………., горячо ………………………Родина … Поэтическое наследие нашего народа содержит немало ……………………….. картин красоты родной земли, её ………………………..просторов, ………………………………громад гор, ………………………………….. озёр…
Слова для справок: дорогая, важная, драгоценная, любимая, завораживающих, безбрежных, белоснежных, лазурных.Приложение № 2. Карточки.
Уровень 2.
Прочитай текст. Подбери и вставь пропущенные имена прилагательные по смыслу.
Слушая (народные, современные) мотивы домбры, представляешь себе (огромные, большие) степи, колышущиеся от (вольного, свободного) ветра (душистые, ароматные) степные травы. Видишь, как солнце встаёт из (бескрайней, широкой) степи, встречаясь с (дремучими, густыми) лесами и ( тихими, бурлящими) реками.
Уровень 3.
Прочитай текст. Вставь пропущенные имена прилагательные по смыслу.
Наша ……………………… земля стала для всех родной.  Народ, населяющий нашу Родину, ……………………., ……………………. и …………………………. .
Чтобы наша Родина стала еще богаче, мы научимся быть ………………… и …………………., ………………….., ……………………… и ………………………. .
Вот какой мой Казахстан: ……………………., ……………………., ………………………., ……………………. . Разве можно не любить такую страну?