КОС по дисциплине Социальная психология
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Губернский колледж г. Сызрани»
Технологический профиль
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.12 Социальная психологи
(наименование)
для проведения промежуточной аттестации
(вид аттестации)
в форме экзамена
(форма аттестации)
150415 Сварочное производство
(код и наименование специальности)
Сызрань, 2014 г.
РАССМОТРЕН и ОДОБРЕН
на заседании предметной цикловой комиссии
«Сварочное производство»
Протокол №___
от«___»_____ 20__г.
Председатель ПЦК
___________Е.В. Наркевич
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УПР (руководитель технологического профиля)
____________ Е.Г Чаплыгина
«____»__________ 20___ г.
Разработчик:
А.В. Фомина, преподаватель технологического профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани».
Пояснительная записка
Контрольно-оценочные средства (КОС) разработаны в соответствии с:
- основной профессиональной образовательной программой по специальности СПО 150415 Сварочное производство;
- программой учебной дисциплины ОП.12 Социальная психология.
Перечень образовательных результатов (ОР), подлежащих оценке,
согласно ФГОС:
Знания
- социальная психология как наука, ее предмет и методы;
- типология и социально-психологические характеристики личности;
- социализация личности;
- межличностные отношения;
- психология общения; содержание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуникаций;
- группа как социально-психологический феномен;
- виды групп, групповая динамика и лидерство в группе;
- проблема эффективности групповой деятельности;
- природа конфликтов и пути их разрешения;
- метода активного социально-психологического обучения и развития.
Умения
- определять и свободно пользоваться терминами социальной психологии;
- составлять программу социально-психологического исследования;
- отбирать знания из разных социально-психологических областей, обеспечивающих умение воздействовать на личность, группу, коллектив;
- анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в них индивидов;
- выявлять и оценивать специфику социально-психологических связей и отношений в социальных сообществах;
- проектировать социально-психологические условия совместной деятельности;
- применять техники и приемы ведения партнерской беседы в процессе коммуникативного взаимодействия;
- квалифицировать различные эффекты межличностного взаимодействия и проводить коррекцию нежелательных явлений в отношениях между людьми;
- руководить совместной деятельностью людей на предприятии.
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно - коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Нормативные источники проведения оценочной процедуры:
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №_ 654 от 23 ноября 2009 г., 150415 Сварочное производство.
Приказ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г. (регистрационный № 29200);
Письмо Минобрнауки РФ от 29.05.2007 года «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Письмо Минобрнауки РФ от 20.10.2010 №12-6961 «Разъяснение по реализации федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального или среднего профессионального образования основной профессиональной образовательной программы».
Письмо Минобрнауки РФ от 20.10.2010 №12–696 «Разъяснения по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования и среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями 2011г.).
Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Губернский колледж г. Сызрани» (приказ ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани» №176-0 от 23.11.12 г.)
КОС предназначены для промежуточного контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП.12 Социальная психология
КОС включает теоретические вопросы.
КОС содержит контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена.
Правила оформления результатов оценочной процедуры.
По результатам проведения оценочной процедуры заполняются рабочие документы, предусмотренные комплектом оценочных средств:
- бланки ответов;
а также итоговые документы - оценочная ведомость, журнал, зачетная книжка.
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств.
4.1.Требования к деятельности обучающегося и соответствующих форм и методов оценивания
Предмет оценивания (перечень ОР: ПК, знания, умения, опыт практической деятельности в соответствии с ФГОС)
Показатели оценки сформированности образовательных результатов
Тип задания / Методы оценки
Знать:
Зн.1
социальная психология как наука, ее предмет и методы;
Называет предмет и объект социальной психологии, методы в социальной психологии, описывает проведении социометрии
Вопрос №
1-3
Зн.2
типология и социально-психологические характеристики личности;
Описывает социально-психологические особенности личности, называет типы личности
Вопрос №
14,16,38,34,35
Зн.3
социализация личности;
Описывает содержание процесса социализации личности, называет институты и стадии социализации
Вопрос №
14,15,38,34-35
Зн.4
межличностные отношения;
Описывает межличностные отношения, роль общения
Вопрос №
23,24
Зн.5
психология общения; содержание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуникаций;
Дает определение понятию общение, называет виды, функции, средства общения, называет характеристику невербального общения, называет технологии эффективного общения, описывает методы психологии воздействия
Вопрос №
4-9
Зн.6
группа как социально-психологический феномен;
Называет большие и малые группы, описывает психологию больших и малых групп
Вопрос №
10,12,17,36,40
Зн.7
виды групп, групповая динамика и лидерство в группе;
Различает виды групп, описывает понятие лидер и лидерство, называет типы лидеров
Вопрос №
10,12,13,17,26,36,40,
Зн.8
проблема эффективности групповой деятельности;
Описывает межгрупповые отношения, называет и описывает способы воздействия в стихийных группах, описывает типы семей и семейного воспитания, дает рекомендации по поведению человека в ситуации паники,
Вопрос №
11,39,19,25,39
Зн.9
природа конфликтов и пути их разрешения;
Дает понятие и типологию конфликтов, описывает структуру, функции и динамику развития конфликта, описывает 5 стилей поведения в конфликтной ситуации
Вопрос №
20-22, 29,31-33,37
Уметь:
Ум .1
определять и свободно пользоваться терминами социальной психологии;
Дает определения терминам социальной психологии, понимает их значение, применяет
Вопрос №
1-40
Ум .2
составлять программу социально-психологического исследования;
Называет и описывает метод социально-психологического исследования, называет и поясняет технологии эффективного общения, выявляет барьеры непонимания, формулирует причины отклоняющегося поведения подростка
Вопрос №
3, 7,8,9,25-27,28,31-33,34-35,39
Ум .3
отбирать знания из разных социально-психологических областей, обеспечивающих умение воздействовать на личность, группу, коллектив;
Поясняет психологию воздействия, называет приемы, описывает биологические основы личности
Вопрос №
8,14,24,39-40
Ум .4
анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в них индивидов;
Называет типологии личности, дает рекомендации поведения в предложенных ситуациях, описывает асоциальное поведение
Вопрос №
19,31-33
Ум.5
выявлять и оценивать специфику социально-психологических связей и отношений в социальных сообществах;
Раскрывает роль общения в жизни общества и отдельного человека, дает сравнительную характеристику моделей руководства коллективом
Вопрос №
23,26
Ум.6
проектировать социально-психологические условия совместной деятельности;
Теоретически знает типы личности, описывает взаимоотношения, поведения в конфликтных ситуациях, малые и большие группы, взаимодействие людей в группах, влияние семьи, СМИ на воспитание ребенка, применяет полученные знания в практических ситуациях, дает рекомендации предложенных ситуаций
Вопрос №
1-40
Ум.7
применять техники и приемы ведения партнерской беседы в процессе коммуникативного взаимодействия;
Описывает эффективные методы и техники общения
Вопрос №
6-9,39-40
Ум.8
квалифицировать различные эффекты межличностного взаимодействия и проводить коррекцию нежелательных явлений в отношениях между людьми;
Описывает известные техники и методы общения, поясняет их эффективность и неэффективность, поясняет динамику и причины конфликта, развод между супругами
Вопрос №
21,22,24-25,27-28,37
Ум.9
руководить совместной деятельностью людей на предприятии.
Знает методы и техники эффективного общения, типы лидеров, дает рекомендации предложенных конфликтных ситуаций
Вопрос №
13,26,31-33,39
Инструментарий оценки
Экзамен в форме билетов(20 билетов), которые состоят из двух теоретических вопросов. Всего КОС содержит 40 вопросов.
Приложения
- Условия положительного/отрицательного заключения по результатам оценки (критерии оценки) (приложение 6.1, 6.3).
- Инструкции для участников процедуры оценивания (приложение 6.2).
Приложение 6.1
Структура заданий для устных / письменных опросов
Перечень вопросов/заданий в заданном формате
Примечание: содержание заданий/вопросов должно раскрывать суть оцениваемых образовательных результатов
Техническая документация: чертежи, схемы, эскизы, рисунки и др.(может отсутствовать)
Источник информации- информационный ресурс для деятельности обучающегося (может отсутствовать)
Бланк для выполнения письменных заданий (может отсутствовать)
Перечень необходимого оснащения для проведения устного /письменного опроса в расчете на одного обучающегося (может отсутствовать)
Ориентировочное время выполнения заданий одним обучающимся
Инструмент проверки: критерии оценки, шкала оценки, таблица итоговых результатов, (эталон ответов/ модельные ответы)
Инструкции для всех участников процедуры (обучающийся, преподаватель и т.д.)
Приложение 6.2
Теоретические вопросы
Социальная психология как наука. Предмет и объект социальной психологии. Взаимосвязь с другими отраслями знания.
История формирования социальной психологии.
Методы социально-психологического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, опрос, тесты. Их характеристики
Общение как социально-психологический феномен. Виды, функции, средства общения.
Структура и основные характеристики общения (коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения).
Характеристика невербальных средств общения: взгляд, мимика, жесты, язык тела.
Технологии эффективного общения (Я-высказывания, самопрезентация, активное слушание).
Психология воздействия в общении (убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание).
Барьеры непонимания и способы их преодоления.
Социальная психология малых групп: типы, структура, динамические процессы. Социометрия как способ изучения внутригрупповых отношений.
Психологическая характеристика межгрупповых отношений (отношения «отцов и детей», представителей разных национальностей»). Роль стереотипов в процессе межгруппового восприятия.
Устойчивые большие социальные группы: этнические группы, нации, профессиональные и половозрастные группы.
Понятия «лидер» и «лидерство».
Биологические основы личности: темперамент, особенности протекания мыслительных процессов.
Социализация личности: содержание процесса, институты, стадии.
Социально-психологические особенности личности. Типы личности.
Психология и функции семьи.
Типы семей и семейного воспитания.
Социальная психология асоциального поведения: девиантное и деликвентное поведение.
Понятие и типология конфликтов.
Структура, функции и динамика развития конфликтной ситуации.
Стили поведения в конфликтной ситуации.
Раскройте роль общения в жизни общества и отдельного человека.
Приведите примеры использования приемов активного слушания парафраз, отражение чувств, резюмирование.
Дайте рекомендации по поведению человека в напряженной социальной ситуации: паника, давка.
Дайте сравнительную характеристику директивной и кооперативной модели руководства коллективом.
Приведите аргументы, почему надо сказать «нет» любому виду зависимостей (наркотик, табак, алкоголь, игровые автоматы).
Приведите возможные причины отклоняющегося поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Приведите примеры основных стратегий поведения человека в конфликтных ситуациях.
Охарактеризуйте роль семьи, СМИ в формировании агрессивных установок у детей.
Дайте рекомендации для решения следующей конфликтной ситуации: «Один сотрудник высказывает другому претензии по поводу многочисленных ошибок в работе. Второй воспринимает высказываемые претензии за оскорбление. Возникает конфликт».
Дайте рекомендации для решения следующей конфликтной ситуации: «По просьбе вашего приятеля вы отдали ему прочитать важную для вас работу (курсовой проект). Через какое-то время тот возвращает ее, но некоторые листы испачканы. При этом извиняется».
Дайте рекомендации для решения следующей конфликтной ситуации: «Руководитель обращается к сотруднику со словами: «Вы не смогли вовремя обеспечить выполнение заказа», на что сотрудник отвечает, что его отвлекли семейные обстоятельства».
Составьте социально-психологическую характеристику группы, в которой вы обучаетесь.
Составьте социально-психологическую характеристику на себя.
Формирование толпы, виды толпы.
Психология брака и развода.
Зарисовать схему структуры личности, объяснить схему.
Способы воздействия в стихийных группах (заражение, убеждение, внушение, подражание)
Социальная психология больших стихийных (неустойчивых) групп.
Приложение 6.3
Методический комментарий.
Перечень теоретических и практических вопросов позволяют проверить и объективно оценить знания и умения обучающихся по дисциплине Социальная психология.
Ответы на теоретические вопросы оценивается таким образом:
- оценка «2» ставится в том случае, если ответ на вопрос примитивен и неглубок, допущены фактические ошибки, отвечающий явно не понимает той или иной проблемы;
- оценка «3» ставится, если обучающийся формально ответил на поставленный вопрос, не достиг нужной глубины и полноты в понимании поставленного вопроса (или художественного произведения);
- оценка «4» означает правильный и достаточно глубокий ответ, в котором упущены те или иные нюансы;
- оценка «5» - абсолютно правильный ответ, отличающийся точностью и глубиной.
При выставлении итоговой оценки суммируются баллы, полученные за ответы на вопросы. В спорных случаях, преимущество отдаётся ответу на второй вопрос.
Заголовок 515