Контрольные тесты по дисциплине Социальная психология
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курганский государственный колледж»
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для студентов всех специальностей
очной формы обучения
Курган – 2014
Контрольные тесты по дисциплине «Социальная психология» / Курганский государственный колледж; [cост. Ю.В. Литвинова]. – Курган: КГК, 2014. – 28 c.
Контрольные тесты составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочей программой по дисциплине. Контрольные тесты представляют собой задания по всем разделам изучаемой дисциплины. Приведен список рекомендуемой литературы.
_______________________
© ГБПОУ «Курганский государственный колледж», 2014
© Литвинова Ю.В., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
Раздел I. Теоретико-методологические основы социальной психологии 5
Раздел II. Социальная психология общения и взаимодействия людей 9
Раздел III. Психология социальных сообществ 13
Раздел IV. Социальная психология личности 17
Раздел V. Прикладные аспекты социальной психологии 21
Список литературы 25
Ответы 26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольные тесты составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта к содержанию дисциплины «Социальная психология».
Предлагаемые тесты предназначены для проверки уровня знаний студентов по социальной психологии.
Тест (от англ. test – проба, испытание, исследование) – понятие многозначное, активно использующееся в различных областях знаний: в медицине, психологии, психофизиологии, информатике.
Привлекательность тестов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить оперативный контроль усвоения учебного материала, а кроме того, исключить предвзятость и субъективность оценок.
Структурно пособие включает в себя 5 разделов изучаемых тем по дисциплине «Социальная психология»:
Теоретико-методологические основы социальной психологии;
Социальная психология общения и взаимодействия людей;
Психология социальных сообществ;
Социальная психология личности;
Прикладные аспекты социальной психологии.
В каждом разделе имеются два варианта тестового материала. Тестовый материал состоит из трех частей: часть А, часть В, часть С.
В части А необходимо выбрать один правильный вариант ответа из предложенных.
Критерии оценки: задания А1-А10 оцениваются по 1 баллу за правильный ответ.
В части В необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.
Критерии оценки: Задания В1 – В3 оцениваются по 1 баллу за правильный ответ, 0 баллов, если ответ дан с ошибкой.
В части С необходимо прочитать утверждение и раскройте его содержание.
Задание С оцениваются до 3 баллов в соответствии с критериями, приведенными ниже.
Критерии оценивания заданий типа С:
Учащийся обнаруживает содержательную сторону специфики задания, аргументировано отвечает на вопрос. Фактические ошибки в ответе отсутствуют.
3 балла
Учащийся обнаруживает понимание содержательной стороны специфики задания, но допускает 1 фактическую ошибку.
2 балла
Учащийся упрощённо понимает задание; его суждения поверхностны, неточны, слабо аргументированы;
1 балл
Учащийся неверно отвечает на вопрос.
0 баллов
Максимальное число баллов – 16
ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ
БАЛЛЫ
0 9
10 11
12 14
15-16
ОЦЕНКА
2
3
4
5
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тестовые задания
1 вариант
Часть А:
Инструкция: «Вам предлагается контрольный тест с целью проверки теоретических знаний, полученных на занятиях. Выберите правильный вариант ответа».
1. Социальная психология – это отрасль:
а) психологии;
б) социологии;
в) философии;
г) все варианты верны.
2. Социальная психология изучает:
а) общение людей в социальных группах;
б) поведение людей в социальных группах;
в) психологические характеристики социальных групп;
г) все варианты верны.
3. Выберите современное понимание предмета социальной психологии:
а) - это изучение массовидных явлений психики;
б) - это изучение личности, ее черт, положения в группе;
в) - это изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы.
4. К социально-психологическим явлениям не относятся:
а) характерологические особенности личности;
б) слухи, паника, мода;
в) общение и взаимодействие между личностями, группами.
5. В России дискуссий по предмету социальной психологии было:
а) две и они проходили в конце XIX века и в 50-х годах XX века;
б) одна, в 40-х годах ХХ века;
в) две, в 20-х и60-х годах ХХ века;
г) три, в конце XIX века, в 20-х и 50-х годах ХХ века.
6. Найдите правильный ответ: социально-психологическая концепция «психология масс» разрабатывалась исследователями:
а) В. Вундтом;
б) Г. Лебоном;
в) У. Мак-Дагулом;
г) Г.Тардом.
7. Вклад Н. К. Михайловского в зарождение социальной психологии в России:
а) опубликовал в 1898 г. первое специальное социально-психологическое произведением «Коллективная рефлексология»;
б) представитель психологической школы, по его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса;
в) исследовал массовые психические процессы.
8. Что представляет собой скопление людей с точки зрения Лебона. Выберите правильный вариант ответа:
а) массу;
б) элиту;
в) толпу.
9. Совокупность способов и при мов исследования, конкретных социально-психологических явлений и процессов – это:
а) задачи исследования;
б) методы исследования;
в) категория исследования;
г) цели исследования.
10. Метод исследования в социальной психологии, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяющий её контролировать:
а) эксперимент;
б) наблюдение;
в) анкетирование;
г) все варианты верны.
Часть B:
Инструкция: В заданиях необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.
В1. Г.И. Челпанов предложил разделить психологию на две части: ________________ и собственно психологию.
В2. В отличие от _______________ психологии социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой _______________ взаимодействий.
В3. Понимание предмета социальной психологии непосредственно зависит от понимания предмета общей психологии и _____________________.
Часть С:
Прочитайте утверждение и раскройте его содержание:
«Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и, в конце концов, изменить себя и сформировать». (Ф. Бэкон)
2 вариант
Часть А:
Инструкция: «Вам предлагается контрольный тест с целью проверки теоретических знаний, полученных на занятиях. Выберите правильный вариант ответа».
1. Наука, внесшая свой вклад в развитие социальной психологии:
а) психология;
б) история;
в) философия;
г) все варианты верны.
2. Социальная психология не изучает:
а) психологические классификации лидерства;
б) развитие психики ребенка в онтогенезе;B
в) психологические закономерности общения;
г) феноменологию малых групп.
3. Социально-психологические явления – это феномены обусловленные
а) больше самим фактом взаимодействия личности с личностью, группой;
б) больше психологическими особенностями человека;
в) больше биологическими особенностями человека.
4. Выберите современное понимание предмета социальной психологии:
а) - это изучение массовидных явлений психики;
б) - это изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы;
в) - это изучение личности, ее черт, положения в группе.
5. Вопрос о статусе социальной психологии в настоящее время решен следующим образом:
а) социальная психология является частью психологии;
б) социальная психология является частью социологии;
в) социальная психология развивается на стыке социологии и психологии;
г) социальная психология автономна от психологии и социологии.
6. Создателями теории «психологии народов» являются:
а) М. Лацарус и Х. Штейнталь;
б) В. Вундт;
в) А.А. Потебня.
7. Основные заслуги В. М. Бехтерева в развитии социальной психологии:
а) исследовал массовые психические процессы;
б) основатель школы бихевиоризма;
в) опубликовал в 1898 г. первое специальное социально-психологическое произведением «Коллективная рефлексология».
8. С позиции, какой концепции задача социальной психологии – «познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов». Выберите правильный вариант ответа:
а) психологии масс;
б) «психологии народов»;
в) теории «инстинктов социального поведения».
9. В современном обществе запросы на социально-психологические исследования поступают:
а) из сферы управления;
б) из политической сферы;
в) из сферы рекламы;
г) все варианты верны.
10. Метод психологического исследования, предполагающий, что обследуемый отвечает на ряд задаваемых ему вопросов:
а) манипуляция;
б) опрос;
в) тестирование;
г) эксперимент.
Часть B:
Инструкция: В заданиях необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.
В1. Социальная психология изучает ____________________ поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также __________________________ характеристики самих этих групп.
В2. Основной задачей социальной психологии К.Н. Корнилов считал измерение скорости, силы и динамизма коллективных______________.
В3. Основы теории психологии масс были заложены в концепции подражания __________________.
Часть С:
Прочитайте утверждение и раскройте его содержание:
«Человек является воспитанником всех окружающих его предметов, всех тех положений, в которые ставит его случай» (К. Гельвеций).
РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ
Тестовые задания
1 вариант
Часть А:
Инструкция: «Вам предлагается контрольный тест с целью проверки теоретических знаний, полученных на занятиях. Выберите правильный вариант ответа».
1. Общение – это:
а) многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми;
б) метод в социальной психологии в системе научных знаний и жизни общества;
в) социально-психологическая характеристика личности.
2. Информация в общении передается:
а) с помощью знаковых систем;
б) с помощью невербальных сигналов;
в) с помощью паралингвистических средств;
г) все варианты верны.
3. Невербальное общение – общение с помощью:
а) конфликта;
б) фонетических знаков;
в) мимики, жестов, телесных контактов.
4. Сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами:
а) коммуникативная;
б) перцептивная;
в) интерактивная.
5. Сторона общения связана с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействие:
а) коммуникативная;
б) перцептивная;
в) интерактивная.
6. Какой термин в социальную психологию ввел Э. Холл при изучении пространственной организации общения:
а) просодика;
б) кинесика;
в) кинология;
г) проксемика.
7. Механизм межличностного восприятия, который представляет собой особый вид понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы:
а) идентификация;
б) эмпатия;
в) рефлексия;
г) каузальная атрибуция.
8. Определите эффект социального восприятия: более новая информация оказывается самой значительной.
а) эффект стереотипизации;
б) эффект ореола;
в) эффект первичности;
г) эффект новизны.
9. К коммуникативным барьерам непонимания относятся:
а) фонетический;
б) семантический;
в) стилистический;
г) логический;
д) все ответы верны.
10. Коммуникационная изоляция личности приводит:
а) к психическим деформациям;
б) к самоактуализации;
в) к социализации;
г) все варианты верны.
Часть В:
Инструкция: В заданиях необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.
В1. Содержанием коммуникативного аспекта общения является ___________ информации.
В2. Основным средством общения является ______________________________.
В3. Громкость речи, темп, тембр, особенности произнесения звуков являются ______________________ средствами передачи информации.
Часть С:
Прочитайте утверждение и раскройте его содержание:
«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери).
2 вариант
1. Опосредованное общение:
а) происходит в ситуациях, когда субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием;
б) обеспечивается при помощи различных средств (телефон, письмо и т.д.);
в) характеризуется неполным психологическим контактом;
г) характеризуется затрудненной обратной связью;
д) все ответы верны.
2. К вербальным средствам коммуникации не относится:
а) письменная речь;
б) устная речь;
в) речь, записанная на магнитофонную пленку;
г) мимика.
3. То, ради чего человек вступает в общение с другими людьми,общения:
а) содержанием;
б) предметом;
в) средством;
г) целью.
4. Сторона общения связана с восприятием и пониманием и оценкой людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп;
а) коммуникативная:
б) перцептивная;
в) интерактивная.
5. Сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами:
а) коммуникативная:
б) перцептивная;
в) интерактивная.
6. Структура взаимодействия между партерами по общению с включением элементов «Родитель», «Взрослый», «Ребенок» описывается:
а) Т. Парсонсом;
б) Я. Щепаньским;
в) Э. Берном;
г) Дж. Мидом.
7. К основным механизмам восприятия и понимания в процессе общения не относится:
а) идентификация;
б) аргументация;
в) эмпатия;
г) рефлексия.
8. Определите эффект социального восприятия: тенденция формирования устойчивого представления о каком-либо явлении и человеке.
а) эффект стереотипизации;
б) эффект ореола;
в) эффект первичности;
г) эффект новизны.
9. Коммуникативные барьеры отношений возникают, если:
а) из-за того, что партнёры принадлежат к различным социальным группам;
б) из-за профессиональных различий;
в) из-за употребления сленговых выражений;
г) все варианты верны.
10. Какая из перечисленных дистанций общения будет наибольшей?
а) Выступление оратора перед аудиторией на митинге по поводу защиты окружающей природы;
б) Беседа двух приятелей по поводу результатов вчерашнего футбольного матча и поведения судьи во время этого матча;
в) Разговор жениха и невесты по поводу места и времени медового месяца.
Часть В:
Инструкция: В заданиях необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.
В1. Жесты, мимика, пантомимика – это _______________________ система знаков.
В2. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется ______________________________.
В3. Способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают, друг друга называются - _____________________________.
Часть С:
Прочитайте утверждение и раскройте его содержание:
«У тебя не будет второго шанса произвести первое впечатление» (Американское изречение).
РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
Тестовые задания
1 вариант
Часть А:
Инструкция: «Вам предлагается контрольный тест с целью проверки теоретических знаний, полученных на занятиях. Выберите правильный вариант ответа».
1. Группа – это:
а) скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации;
б) ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального (на основе определенных знаков);
в) категория, служащая для обозначения временных характеристик.
2. Групповые интересы, групповые потребности, групповые цели, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение в совокупности представляют собой, выберете правильный вариант ответа:
а) элементарные параметры социальной группы;
б) механизмы формирования групповой идентичности;
в) основные психологические характеристики группы;
г) термины, характеризующие отношения личности и группы.
3. Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является:
а) переживания «свой – чужой»;
б) наличие «Мы-чувства»;
в) отсутствие доверия к другим группам;
г) рефлексия границы группы.
4. Граница малой группы определяется:
а) возможностью непосредственных межличностных контактов всех членов группы;
б) обладанием всеми ее членами общими ценностями;
в) объемом непосредственной памяти человека, т.е. до 9-10 человек.
5. Какие из перечисленных групп относятся к малым:
а) зрители на концерте;
б) пассажиры автобуса;
в) семья, состоящая из трех человек;
г) все ответы верны.
6. Малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него, называется:
а) нереферентной;
б) референтной;
в) слаборазвитой;
г) вторичной.
7. Какая из перечисленных особенностей относится к характеристикам сплоченной группы, выберите правильный вариант ответа:
а) готовность прийти на выручку друг другу;
б) соперничество;
в) равнодушие;
г) плохая посещаемость собраний.
8. Психология больших социальных групп изучает:
а) потребности личности;
б) индивидуальные проявления в обществе;
в) общественные социальные явления;
г) социализацию личности.
9. Член социальной группы, чьи авторитет, власть и полномочия добровольно признаются членами этой группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним, называется:
а) индивидом;
б) руководителем;
в) личностью;
г) лидером.
10. Ситуация, в которой факт присутствия другого усиливает, продуктивность деятельности называется:
а) социальной ингибицией;
б) социальной фасилитацией;
в) сдвигом риска;
г) каузальной атрибуцией.
Часть В:
Инструкция: В заданиях необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.
В1. Совокупность людей, проживающих на одной территории и обладающих самобытной культурой, называется _______________________________.
В2. Массовые процессы и движения имеют в качестве своего ______________ большие социальные общности.
В3. Процесс принятия групповых норм каждым вновь приходящим индивидом происходит в результате ________________________.
Часть С:
Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос:
Толпа импульсивна, изменчива и возбудима... Импульсы, которым она повинуется, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Толпа не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.
Согласны ли вы с предложенной трактовкой? Почему?
2 вариант
Часть А:
Инструкция: «Вам предлагается контрольный тест с целью проверки теоретических знаний, полученных на занятиях. Выберите правильный вариант ответа».
1. Основными признаками социальной группы являются. Выберите правильный вариант ответа:
а) интегральные психологические характеристики, установление определенных отношений между членами группы;
б) наличие параметров группы как целого;
в) способность индивидов к согласованным действиям, действие группового давления;
г) все ответы верны.
2. Показатели динамики, сплоченность группы, групповое давление, выработка решений представляют собой, выберете правильный вариант ответа:
а) состав группы;
б) групповые процессы;
в) структура группы;
г) характеристика группы.
3. Групповые нормы – это, выберете правильный вариант ответа:
а) это правила, принятые группой и должно подчиняться поведение членов группы;
а) выполняют функцию регуляции поведения членов группы, поддерживаются групповыми санкциями;
в) связаны с ценностями группы;
г) все ответы верны.
4. Численность малой группы может быть в диапазоне:
а) не более 10–12 человек;
б) не более 5–7 человек;
в) от 2–3 до 40–50 человек;
г) от 6 до 100 человек.
5. Место индивида в системе групповой жизни обозначается понятием, выберете правильный вариант ответа:
а) роль;
б) статус;
в) позиция;
г) значение.
6. Группа, являющаяся для индивида источником социальных установок и ценностных ориентаций, называется:
а) группой членства;
б) вторичной группой;
в) референтной группой;
г) неформальной группой.
7. Чувство солидарности с группой, осознание себя е частью, готовность к действиям в пользу группы и общества, называется:
а) коллективизмом;
б) плюрализмом;
в) конформностью;
г) эталонизацией.
8. Толпа, масса, публика и аудитория относятся к:
а) стихийным (неорганизованным) большим социальным группам;
б) большим социальным слоям и общностям;
в) устойчивым (организованным) большим социальным группам:
г) нет правильного варианта ответа.
9. Вид лидера, для которого характерны уч т мнения других людей, уважение их, общения с ними как с равными, называется:
а) бюрократическим;
б) авторитарным;
в) демократическим;
г) номинальным.
10. Ситуация, в которой факт присутствия другого уменьшает, продуктивность деятельности называется:
А) социальной фасилитацией;
Б) социальной ингибицией;
В) сдвигом риска;
Г) каузальной атрибуцией.
Часть В:
Инструкция: В заданиях необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.
В1. Поведение индивида в группе регламентируется системой групповых ______________________________.
В2. Психологические характеристики большой социальной группы представляют собой-то _____________, что характерно для всех индивидов этой группы.
В3. Феномен _____________________ описывает процесс формирования и принятия членами группы групповых норм, целей и ценностей.
Часть С:
Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос:
«Выразите свое личное видение вашей группы как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ. Например, можно сказать: «Она похожа на клетку со львами, где прекрасные и могучие звери мало, знакомые друг другу втиснуты в маленькое пространство. Прутья мешают им двигаться, теснота и тревога делают их агрессивными, и, помимо всего этого их еще кормят непривычной для них пищей». Другую группу можно было бы описать так: «Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед».
Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы вашей группе».
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Тестовые задания
1 вариант
Часть А:
Инструкция: «Вам предлагается контрольный тест с целью проверки теоретических знаний, полученных на занятиях. Выберите правильный вариант ответа».
1. Личность – это:
а) персона, публичное лицо;
б) человек как субъект социальной деятельности;
в) социальный статус;
г) социальная роль.
2. Неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой:
а) индивидуальность;
б) индивид;
в) персона;
г) личность.
3. Совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности называется:
а) наследственностью;
б) характером;
в) способностями;
г) темпераментом.
4. Из перечисленного подберите тип темперамента, если это: «боевой тип, задорный, легко раздражающийся:
а) холерик;
б) сангвиник;
в) флегматик;
г) меланхолик.
5. Автор структуры личности: «оно-ид» Х «я-эго» Х «сверх-я, - супер-эго» является:
а) Э.Берн;
б) А. Маслоу;
в) З. Фрейд;
г) Дж. Роттер.
6. Человек, с трудом вступающий в контакт, обращенный в себя, может быть отнесен к группе:
а) интернал;
б) интроверт;
в) амбаверт;
г) экстраверт.
7. Социализация – это
а) процесс усвоения личностью конвенциональных норм группы;
б) приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности;
в) двусторонний процесс, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, активное воспроизводство индивидом системы социальных связей и отношений за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду;
г) приспособление личности к изменениям социальной среды через овладение ею новыми социальными ролями.
8. Социализация проявляется в следующих сферах:
а) общение;
б) самосознание;
в) деятельность;
г) все ответы верны.
9. В каком институте социализации дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли:
а) семья;
б) детский сад;
в) школа;
г) нет правильного варианта ответа.
10. Процесс социального восстановления личности:
а) социализация;
б) десоциализация;
в) асоциализация;
г) ресоциализация.
Часть В:
Инструкция: В заданиях необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.
В1. В __________________________ личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, особенности самосознания.
В2. ______________ - это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности.
В3. Одним из первых механизмов усвоения социального опыта ребенком является __________________ им поведению взрослого человека.
Часть С:
Прочитайте утверждение и раскройте его содержание:
«Быть личностью это значит быть самостоятельным источником действия» (Эмиль Дюркгейм).
2 вариант
Часть А:
Инструкция: «Вам предлагается контрольный тест с целью проверки теоретических знаний, полученных на занятиях. Выберите правильный вариант ответа».
1. Индивид – это:
а) человек как единое целое существо, представитель Homo sapiens;
б) индивидуальность;
в) сангвиник;
г) человек как субъект социальной деятельности.
2. Совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения или выполнение какой-либо деятельности, носит название:
а) способности;
б) задатки;
в) талант;
г) оригинальность.
3. По И.П. Павлову «спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни» это:
а) холерик;
б) сангвиник;
в) флегматик;
г) меланхолик.
4. Понятие о двух типах направленности личности «экстраверсия» и «интроверсия» ввёл:
а) К. Роджерс;
б) Дж. Роттер;
в) К.-Г. Юнг;
г) все варианты не верны.
5. Социализация личности – это:
а) метод психодиагностики;
б) процесс адаптации, становления человека в обществе;
в) личностное пространство;
г) нет правильного варианта ответа.
6. Социализация личности осуществляется под влиянием:
а) воспитания;
б) средств массовой информации;
в) общения;
г) все варианты верны.
7. Процесс социализации личности завершается:
а) в зрелости;
б) в подростковом возрасте;
в) в юности;
г) все варианты не верны.
8. Социализация ребенка происходит через:
а) самоутверждение личности;
б) игру и общение;
в) групповую идентичность;
г) стабильное положение в обществе.
9. К социально-психологическим механизмам социализации относятся:
а) имитация;
б) идентификация;
в) подкрепление;
г) интериоризация;
д) все ответы верны.
10. Процесс усвоения личностью антиобщественных норм, негативных ролей и стереотипов поведения:
а) социальная адаптация;
б) конформизм;
в) асоциализация;
г) все варианты верны.
Часть В:
Инструкция: В заданиях необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.
В1. Психика и ________________ человека настолько многогранна и сложна, что на современном этапе развития психология еще не достигла окончательно полного познания тайн человеческой души.
В2. Социальное становление человека происходит в течение всей жизни в разных социальных группах. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются __________________________.
В3. Исходя из положения, что социализация представляет собой процесс становления личности, выделяются три сферы, в которых, прежде всего, и осуществляется становление личности: _____________,_____________,_____________.
Часть С:
Прочитайте утверждение и раскройте его содержание:
«Личность никогда не может быть «приятной» или «полезной» (Макс Шелер).
РАЗДЕЛ V. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тестовые задания
1 вариант
Часть А:
Инструкция: «Вам предлагается контрольный тест с целью проверки теоретических знаний, полученных на занятиях. Выберите правильный вариант ответа».
1. Столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия – это:
а) стычка;
б) драка;
в) межличностный конфликт;
г) общение.
2. Вид конфликта, если конфликт связан со столкновением противоположно направленных мотивов личности?
а) межличностные;
б) межгрупповые;
в) «личность – группа»;
г) внутриличностные.
3. Конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным – это:
а) конструктивные конфликты;
б) деструктивные конфликты;
в) позитивные конфликты;
г) межличностные конфликты.
4. Выберете стратегию выхода из конфликтной ситуации: поиск решения, удовлетворяющий интересы двух сторон – это:
а) сотрудничество;
б) компромисс;
в) избегание;
г) приспособление.
5. Профессия – это:
а) субъект социального взаимодействия;
б) процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений;
в) деятельность, посредством которой человек участвует в жизни общества, которая служит главным источником материальных средств к существованию и средство личной самореализации;
г) один из видов профессиональной деятельности.
6. Описание профессии с точки зрения требований, предъявляемых к человеку, называется:
а) профессиограммой;
б) квалификационными требованиями;
в) должностной инструкцией;
г) карьерограммой.
7. Путь достижения гармоничных семейных отношений зависит от:
а) развития Я каждого члена семьи;
б) поддержания и укрепления самопринятия;
в) правильного построения и поддержания семейной иерархии в трех поколениях;
г) все ответы верны.
8. Какое из нижеперечисленных утверждений - «семейный миф»:
а) счастливые супруги тоже спорят, но стараются решать проблемы вместе и сообща;
б) пространственная близость не так необходима для сплоченной семьи. По разным причинам супруги могут жить отдельно, оставаясь семьей;
в) в благополучных браках супруги всегда все рассказывают друг другу;
г) дети живут всегда в семьях.
9. Важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка:
а) семья;
б) общество;
в) детский сад;
г) школа;
10. Девиантным называется социальное поведение, отклоняющееся от:
а) политических программ;
б) семейных традиций;
в) корпоративных норм;
г) принятых моральных, правовых норм.
Часть В:
Инструкция: В заданиях необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.
В1. Семья как __________________________ осуществляет, прежде всего, воспроизводство членов общества и их первичную социализацию.
В2. _____________ – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель.
В3. В психологическом плане____________рассматривается как особая форма взаимодействия и определяется как столкновение противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.
Часть С:
Прочитайте утверждение и раскройте его содержание:
«Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2 вариант
Часть А:
Инструкция: «Вам предлагается контрольный тест с целью проверки теоретических знаний, полученных на занятиях. Выберите правильный вариант ответа».
1. Совмещение обстоятельств человеческих интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами – это:
а) конфликтная ситуация;
б) конфликт;
в) деловые отношения;
г) переговоры.
2. Столкновение интересов различных групп – это:
а) межличностные конфликты;
б) межгрупповые конфликты;
в) конфликт «личность – группа»;
г) внутриличностные конфликты.
3. Разрушительная функции конфликта:
а) заключается в преодолении трудностей, кризисов, способствует утверждению социально-позитивных норм общения, обстановке взаимной требовательности, приводит к повышению уровня организованности;
б) способствует улучшению психологического климата, дисциплины, отказу от противоправных действий;
в) связана с пониманием причин возникшего противоборства, противостояния, мотивов его участников;
г) проявляется в эмоциональной напряженности, неприязни, нарушениях закона, морали, дисциплины, в военных столкновениях.
4. Выберете стратегию выхода из конфликтной ситуации: стремление выйти из конфликта, не решая его – это:
а) компромисс;
б) сотрудничество;
в) избегание;
г) соперничество.
5. Профессионализм – это:
а) свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками;
б) внутренняя характеристика личности, обладающей необходимым нормативным набором психических качеств, позволяющих ей осуществлять деятельность на высоком уровне и достигать значительных профессиональных результатов;
в) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности;
г) деятельность, посредством которой человек участвует в жизни общества.
6. Оптация – это:
а) передача профессионального опыта;
б) период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;
в) период поиска работы;
г) завершение профессиональной деятельности.
7. Брак является основой:
а) возникновения семьи;
б) материального благополучия;
в) беззаботной жизни;
г) духовного благополучия.
8. Функции семьи:
а) репродуктивная;
б) воспитательная;
в) восстановительная;
г) хозяйственно-потребительская;
д) все ответы верны.
9. Что позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи:
а) общение в социальных сетях;
б) общение с друзьями;
в) общение в семье;
г) общение в школе.
10. Что из перечисленного не является девиантным поведением?
а) выступление против существующего политического режима;
б) злоупотребление спиртным;
в) употребление наркотиков;
г) футбольное хулиганство.
Часть В:
Инструкция: В заданиях необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.
В1. Психологи рассматривают семью, прежде всего, _______________________.
В2. Не соблюдение норм и правил поведения, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется_________________.
В3. Конфликт может выполнять как_______________ , так и функцию______________.
Часть С:
Прочитайте утверждение и раскройте его содержание:
«Мир есть отсутствие внутренних и внешних конфликтов» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Список литературы
Основные источники
Битянова, М.Р. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2008.
Каменская, Е.Н. Социальная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Овчарова, Р.В. Рабочая тетрадь по психологии личности: Методические указания к семинарским и практическим занятиям для студентов. – Курган.: Изд-во КГУ, 2009. – 45с.
Платонов, Ю.П. Краткий курс социальной психологии. – СПб.: Речь, 2008.
Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.
Соснин, В.А. Социальная психология / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2008.
Дополнительные источники:
Андреева, Г. М. «Социальная психология». – М.: Аспект Прессс, 2000
Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2001.
Андреева, Г.М. Психология социального познания. 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2004.
Андреева, Г.М. Социальное познание. М.: Аспект Пресс, 2007.
Ануфриева, Н.М. Социальная психология: Курс лекций / Н.М. Ануфриева, Н.Е. Зелинский. – 4 изд., стериотип. – К.: МАУП, 2003. – 136с.
Аронсон, Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1998.
Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2001.
Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
Мельникова, О.Т., Фокус-группы. Методы, методология, модерирование, М.: Аспект Пресс, 2007.
Соловьева, О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002.
Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. 3-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2003.
Стефаненко, Т.Г., Этнопсихология, Аспект Пресс, 2007.
Стефаненко, Т.Г., Этнопсихология. Практикум, Аспект Пресс, 2006.
Сущенко, С.А. Социальная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Шибутани, Т. Социальная психология / Пер. с англ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический Проект; Трикста, 2005. 336 с.
Интернет- ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОТВЕТЫ:
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1 вариант
Часть А:
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
1
а)
3
в)
5
в)
7
б)
9
б)
2
г)
4
а)
6
б)
8
в)
10
а)
Часть В:
В1. социальную;
В2. общей, социальной;
В3. социологии.
2 вариант
Часть А:
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
1
г)
3
а)
5
в)
7
в)
9
г)
2
б)
4
б)
6
а)
8
б)
10
б)
Часть В:
В1. закономерности, психологические;
В2. реакцией;
В3. Г. Тарда.
РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ
1 вариант
Часть А:
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
1
а)
3
в)
5
в)
7
б)
9
д)
2
г)
4
а)
6
г)
8
г)
10
а)
Часть В:
В1. обмен;
В2. язык (письменный или устный);
В3. паралингвистическими.
2 вариант
Часть А:
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
1
д)
3
г)
5
а)
7
б)
9
г)
2
в)
4
б)
6
в)
8
а)
10
а)
Часть В:
В1. оптико-кинетическая;
В2. социальной рефлексией;
В3. механизмы социальной перцепции.
РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
1 вариант
Часть А:
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
1
б)
3
б)
5
в)
7
а)
9
г)
2
в)
4
а)
6
а)
8
в)
10
б)
Часть В:
В1. этносом (этнической общностью).
В2. субъекта.
В3. группового давления.
2 вариант
Часть А:
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
1
г)
3
г)
5
а)
7
а)
9
в)
2
б)
4
в)
6
в)
8
а)
10
б)
Часть В:
В1. социальных норм и системой социальных мер;
В2. типичное;
В3. группового давления.
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1 вариант
Часть А:
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
1
б)
3
г)
5
в)
7
в)
9
а)
2
а)
4
а)
6
б)
8
г)
10
г)
Часть В:
В1. психологической структуре;
В2. способности;
В3. подражание.
2 вариант
Часть А:
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
1
а)
3
г)
5
б)
7
г)
9
д)
2
а)
4
в)
6
г)
8
б)
10
в)
Часть В:
В1. личность;
В2. институтами социализации;
В3. деятельность, общение, самосознание.
РАЗДЕЛ V. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1 вариант
Часть А:
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
1
в)
3
б)
5
в)
7
г)
9
а)
2
г)
4
а)
6
а)
8
б)
10
г)
Часть В:
В1. социальный институт;
В2. норма;
В3. конфликт.
2 вариант
Часть А:
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
№
Ответ
1
а)
3
г)
5
б)
7
а)
9
в)
2
б)
4
в)
6
б)
8
д)
10
а)
Часть В:
В1. как малую группу;
В2. девиацией;
В3. деструктивную, конструктивную.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415
кђЗаголовок 1Заголовок 315