Рабочая программа по обществознанию. 10 класс. Профильный уровень


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 34»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей истории и обществознания заместитель директора по УВР директор МАОУ «Гимназия №34»
Протокол № 1 _____________В.С.Уколова ___________Л.П. Токмакова
от 26.08.2015 г. .08.2015г. Приказ от «___» _____ 2015г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для учащихся 10 А, Б классов
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Матвеев Александр Владимирович, учитель истории и права
Учебно-методический комплекс:
Программа
Рабочая программа по обществознанию. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2011.
Учебник:
Л.Н. Боголобов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень М.: Просвещение, 2011.
Методическое пособие.
Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень 10 класс. М.: ВАКО, 2011.
Количество часов по плану: в год – 105 часов; в неделю – 3 часа.
Ульяновск
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательного учреждения – гимназии, изучающих предмет на профильном уровне.
Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и программе, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л. Н. Боголюбова, допущенной Министром образования и науки Российской Федерации (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2011).
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Общая характеристика программы
Данный учебный предмет входит в область гуманитарных наук.
Тема 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» вводит учащихся в сферу социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным тапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.
Тема 2 «Общество и человек» охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и подсистем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.
Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.
Тема 3 «Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует многообразие деятельности. Рассматриваются особенности трудовой деятельности, а также деятельности в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.
Природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — эти вопросы дают содержательное наполнение теме 4 «Сознание и познание». Философский характер этих вопросов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.
Тема 5 «Личность. Межличностные отношения» профильного курса «Обществознание» в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема общения — раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном мире. Кроме
того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.
Место предмета в учебном плане
Учебный план Гимназии отводит 105 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание» в 10 классе из расчета 3 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (14 час)
Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки, их классификация.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания.
Основные специальности в области социально-гуманитарного знания Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями.
Введение в философию. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем Основные функции философии.
Тема 2. Общество и человек (25 часов)
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком.
Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе.
Формации и цивилизации. Типологии обществ. Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе.
Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее среда.
Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей (11 часов)
Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации.
Тема 4. Сознание и познание (18 часов)
Знание, сознание, познание.
Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание.
Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления.
Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Тема 5. Личность. Межличностные отношения (32 часа)
Общество и общественные отношения
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.
Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.
Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.
Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом.
Пути разрешения социальных конфликтов. Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
Личность и общество. Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.
Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.
Виды социальных отношений
Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности.
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека.
Учебно-тематический план
№ Раздел,
тема Количество
часов Домашнее задание
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (14 час)
1 Курс обществознания: цели, задачи, формы работы 1 Записи в тетради
2-4 Наука и философия. Место философии в системе обществознания. 3 § 1
5-7 Древние мыслители о мире и человеке. 3 § 2
8-9 Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. 2 § 3
10-11 Общественная мысль России 2 § 4
12-13 Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. 2 § 5-6
14-15 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» 2 Повторить термины
Тема 2. Общество и человек (25 часов)
16-18 Происхождение человека и становление общества. 3 § 7
19-20 Сущность человека как проблема философии. 2 § 8
21-22 Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. 2 § 9
23-25 Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. 3 § 10
26-28 Типология обществ. 3 § 11-12
29-30 Смысл и направленность общественного развития. 2 § 13
31-33 Исторический процесс и его участники. 3 § 14
34-35 Общественный прогресс. 2 §15
36-38 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. 3 § 16,повт.§§ 7-15
39-40 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек» 2 Повт. термины и определения
Тема 3. Деятельность как способ существования людей (11 часов)
41-43 Многообразие деятельности. 3 §17
44-45 Деятельность в сфере духовной культуры. 2 §18
46-47 Трудовая деятельность. 2 §19
48-49 Политическая деятельность. 2 §20,повт.§§17-19
50-51 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Деятельность как способ существования людей». 2 Повт. термины и определения
Тема 4. Сознание и познание (18 часов)
52-53 Проблема познаваемости мира. 2 §21
54-56 Истина и ее критерии. 3 §22
57-58 Виды и уровни человеческих знаний. 2 §23
59-61 Научное познание. 3 §24
62-63 Социальное познание, его особенности. 2 §25
64-65 Знание и сознание. 2 §26
66-67 Самопознание и самооценка. 2 §27,повт.§§21-26
68-69 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Сознание и познание» 2 Повт. термины и определения
Тема 5. Личность. Межличностные отношения (32 часа)
70-72 Индивид, индивидуальность, личность. 3 §28
73-75 Периодизация развития личности. 3 §29
76-77 Направленность личности. 2 §30
78-80 Общение как обмен информацией. 3 §31
81-83 Общение как межличностное взаимодействие. 3 §32
84-86 Общение как взаимопонимание 3 §33
87-88 Малые группы. 2 §34
89-90 Групповая сплоченность. 2 §35
91-92 Групповая дифференциация. 2 §36
93-94 Семья как малая группа. 2 §37
95-96 Антисоциальные группы. 2 §38
97-99 Конфликт. Проблема межличностного конфликта. 3 §39,повт.§§28-38
100-101 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Личность. Межличностные отношения». 2 Повт. термины и определения
Итоговое повторение. (4 часа)
102-105 «Проблемные вопросы курса «Обществознание». 4 Понятия по темам 1-5
Перечень учебно-методического обеспечения.
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 7-е изд. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2013 год
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011
Сорокина Е.Н. .Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. –М.: ВАКО,2010
Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс. – М.: ВАКО,2010
Учебное электронное издание «Обществознание»
Дополнительная литература:
Литература для учителя
Дидактические материалы по курсу «Обществознание» под редакцией Л. Н.Боголюбова
Школьный словарь по обществознанию
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П. А, Баранов, А. В.
Воронцов, С. В. Шевченко. Обществознание. Решение сложных заданий. «Интеллект - Центр» 2010 год
Литература для ученика
Обществознание. Пособие – репетитор, издательство «Феникс», 2006 г.
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко. Обществознание. Учебное пособие. Издательство Санкт – Петербургского университета, 2007
Школьный словарь по обществознанию
КИМы
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
— социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
— закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
— основные социальные институты и процессы;
— различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
— особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь:
— характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных не адаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
—   объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под систем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
—раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
— участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
— формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
— подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
— осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
— применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— эффективного выполнения типичных социальных релей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
— ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
— оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Феде рации;
— самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, полу чаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
— нравственной оценки социального поведения людей;
— предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
— ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
— осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Приложение
Примерные темы для эссе
Философия
«Человек немыслим вне общества». Л. Толстой
«Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему». А. Франс
«Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя». Н.Н.Пирогов
«История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело». П. Сартр
«История – это правда, которая становится ложью. Миф – это ложь, которая становится правдой». Ж. Кокто
«Мир, в котором зло одерживало бы верх над добром, не существовал бы или исчез бы». Э. Ренан
«Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить». У. Шекспир
«Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим». А. Поп
«Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать». Б. Рассел
«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить». И. Бердяев
«Общество не обязательно соответствует политическим границам». С. Тернер
«Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений». Г. Лихтенберг
«Познание и жизнь неотделимы». Л. Фейхтвангер
«Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». Р. Милликен
«Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост». И. Гете
«Познать – это значит вполне понять всю природу». Ф. Ницше
«Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое мысли». Демокрит
«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Н.Г. Чернышевский
«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Сенека
«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, - не только не благо, но несомненное и очевидное зло». Л. Толстой
«Без борьбы нет прогресса». Ф. Дуглас
«Человек вне общества или бог, или зверь». Аристотель
«Человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще и станет». Аристотель
«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». Ф. Ницше
«Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человеки». А. Пьерон
«Человек есть принципиальная новизна в природе». Н.А. Бердяев
«Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он ее должен решить и от нее нельзя никуда уйти». Э. Фромм
«Муки творчества и радости творчества – единое целое». И. Шевелев
«Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя». В.Шукшин
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Т. Эдисон
«Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником». И. Фихте
«Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний – он постоянно расширяется». Арабская пословица
«Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса – она лишена смысла». А. Маслоу
«Все, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». С. Маршак
«Что бы что-то узнать, надо уже что-то знать». С. Лем
«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». Л. Фейербах
«Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь». Сократ
«Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». Ф. Лассаль
«Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Д.Дидро
«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек». Н. А. Бердяев
«Без многого человек может обойтись, только не без человека». Л. Берне
«В человеке обязанности царя осуществляет разум». Э. Роттердамский
Социология и социальная психология
«Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». Аристотель
«Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения». М. Форбс
«Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». Р. Музиль
«Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Б.Д. Парыгин
«При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». С.Л. Рубинштейн
«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». В.Г. Белинский
«Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми». А.М. Яковлев
«Человек – это существо, которое устремляется навстречу будущему и осознает, что оно себя проектирует в будущее». Ж.П. Сартр
«Человек станет прежде всего тем, чем он запроектирован быть». Ж.П. Сартр
«Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать». Ж.П. Сартр
«Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». Л. Фейербах
«Личность – это человек как носитель сознания». К.К. Платонов
«Семья является первичным лоном человеческой культуры». И. Ильин
«Люди существуют друг для друга». М. Аврелий
«В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший». Л. Толстой
«Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправданье старости моей». У. Шекспир
«В брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность». И. Кант
«Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». А.Н.Леонтьев
«Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах». Ю.М. Лотман
«Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Демокрит
«Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего». Д. Рескин
«Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться» П. Тейяр де Шарден
«Роль – не личность, а … изображение, за которым она скрывается». А.Н. Леонтьев
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Конфуций
«Независимость и свободомыслие – суть творчества». Ф. Миттеран
«Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели». А. Мачадо
«Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир, таким, как он есть, и не бояться его». Б. Рассел
«Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». Саади
«Безусловной противоположности между традицией и разумом не существует… Сохранение старого является свободной установкой человека». Х.Г. Гадамер
«Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». Г. Лебон
«Учитесь властвовать собою» А.С. Пушкин
«Великая тайна любого поведения – это общественное поведение… Ни в самой малой степени я не осмелился бы утверждать ничего, о том, как человек поведет себя в группе». Ф. Бартлетт
«Вершина нас самих, венец нашей оригинальности – не наша индивидуальность, а наша личность». П. Тейяр де Шарден
«Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». У. Годвин
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский
«Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные». Ф. Бэкон
«Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». Ф. Саган
«Свой долг родителям дети отдают своим детям». И.Н.Шевелев
«Семья – это кристалл общества». В. Гюго
«Семья более священна, чем государство». Пий ХI
«Женщина, словно кариатида, подпирает семейный очаг». И.Н. Шевелев
«Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное». И.Н. Шевелев
«У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо уметь высветить». И.Н. Шевелев
«Национализм – это нелюбовь к своей нации, а ненависть к чужой». И.Н. Шевелев
«Отсутствие чувства национального достоинства также отвратительно, как и другая крайность – национализм». И.Н. Шевелев
«Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не исчисляется его ростом». В. Гюго
«Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». Ж. Вольфром
«Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой». Ф. Рузвельт
«Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму». Б. Вашингтон
«Всякая национальность есть богатство единого и братски объединенного человечества, а не препятствие на его пути». Н.А. Бердяев
«Нации – это богатство человечества, это обобщенные личности его; самая малая из них несет свои особые краски». А. Солженицын
«Из всех нитей, связывающих человека с родиной, самая крепкая – родной язык». И.Н. Шевелев
«Нация – совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами». Д.Джебран
«Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». О. Бауэр
«Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям». Л.Н.Гумилев
«Люби все другие народы, как свой собственный». В. Соловьев
«Классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли». Ф. Энгельс
«Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». Ж.Ренан
«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой». И. Шерр
«Равенство человека в обществе имеет в виду только права, состояний же оно касается не больше, чем роста, силы, ума, деятельности, труда». П. Верньо
«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера». Г. Фрейтаг
«Очень богатые люди не похожи на нас с вами». Ф.С. Фицжеральд
«Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми». И.С.Кон
«Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р. Эмерсон
«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век». С. Паркинсон
«Общество – это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не опуская других». Ж.Ваньер
«Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений». Э.Гидденс
«Общество – не простая группа индивидов, но система…». Э.Э.Дюркгейм
«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». А. Фаржд
«Масса – это множество людей без особых достоинств». Х. Ортега-и-Гасет
«Свобода – есть право на неравенство». Н.А. Бердяев
«Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды». Б. Паскаль
«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр
«Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково». И. Робертсон
«Для других мы создаем правила, для себя исключения». Ш. Лемель
«Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого-нибудь придавить». Э.Сервус
«Молодость – это время для усвоения мудрости». Ж.-Ж. Руссо
«Человек… очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще не обретает понятия справедливости». И. Кант
«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». Р. Дарендорф
«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». О. Мирабо
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Конфуций
«Независимость и свободомыслие – суть творчества». Ф. Миттеран
«Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели». А. Мачадо
«Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». Саади
«Безусловной противоположности между традицией и разумом не существует… Сохранение старого является свободной установкой человека». Х.Г. Гадамер
«Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Б.Брехт
«Великая цель образования – не знания, а действия» Г. Спенсер
«Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» Д. Дьюи
Экономика
«Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития». Й. Шумпетер
«Везде, где есть торговля, там и нравы кротки». Ш.Монтескье
«Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Э.Каннан
«Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах
«Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны». М.Портер
«Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства». У.Черчилль
«Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
«Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон I
«Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее». С. Батлер
«Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости». Публий Сир
«У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды». Публий Сир
«Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей». Публий Сир
«Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
«Бесплатных завтраков не бывает». Б. Крейн
«Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б. Франклин
«Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт
«Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис, когда работу теряете вы». Г. Трумэн
«Рыночная цена каждого товара регулируется соотношением между его количеством, которое сейчас предложено на рынке, и спросом тех, кто готов заплатить за этот товар его естественную цену». А. Смит
«Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит
«Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У.Холмс
«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». А. Смит
«Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами…» А. Смит
«Дружба, основанная на бизнесе, предпочтительнее, чем бизнес, основанный на дружбе». Дж. Рокфеллер
«Даже самый щедрый человек, старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно». Б. Шоу
«Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Б. Шоу
«Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы преумножить свое богатство». А. Маршалл
«Деньги – мерило всех вещей, в торгу обращающихся». А.Н.Радищев
«Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». Ч. Диккенс
«Богатство – излишняя роскошь, это кража, совершенная у других». Р. Роллан
«Счастье не в деньгах, а в том, как их приумножить». Американская пословица
«Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций
«О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». Д. Колеман
«Собственность – это кража». П.Ж.Прудон
«Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж. Жорес
«Истинно бедным бывает лишь тот, кто желает больше, нежели он может иметь». А. Жуссье
«При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Рикардо
«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей
«Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей
«Налоги – деньги, взимаемые с части общества в пользу целого». И. Шерр
«Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей». Д. Сарнофф
«Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок». Э. Гроув
«Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». Ф.Хайек
«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бекон
«Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве». С.Ю. Витте
Политология
«Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь». П.Буаст
«Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности». Г.Б.де Мабли
«Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений». Ф.Бурлацкий
«Политика по существу – это власть: способность достичь желаемого результата, какими бы то ни было средствами». Э Хейвуд
«Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из того, что претит». О.Бисмарк
«Нет человеческой души, которая выдержит искушения властью». Платон
«Опасна власть, когда в ней совесть в ссоре». У.Шекспир
«Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать». Маркиза де Помпадур
«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна». А.П.Сумароков
«Самая губительная ошибка, которая когда-либо сделана в мире, - это отделение политической науки от нравственной». П.Шелли
«Высокие места делают людей великих более великими, а низких – более низкими». Ж.Лабрюйер
«Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть». Г.Моргентау
«Политическая культура – всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное». С.Верба
«Отличия государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующие поколения». У.Черчилль
«Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». К.П.Победоносцев
«Государственная власть – есть основанная на самостоятельной силе воля одних (властвующих) подчинять себе волю других (подвластных). Г.Ф.Шершеневич
«Государство – территория власти». А. Круглов
«Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью». Н.Макиавелли
«Чем более развито государство, тем более оно удалено от общества». В.Б.Пастухов
«Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан». В.Гумбольдт
«Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». Б. Чичерин
«Государственным благом является справедливость». Аристотель
«Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которое оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» И.Этвеш
«Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов». Б.Кистяковский
«Величие и святость государства состоит, прежде всего, в неуклонном осуществлении справедливости». А.Сталь
«Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа». Т. Джефферсон
«Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве». О.Фронтингем
«Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство». Вольтер
«При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность». Н.Казинс
«Демократия означает не то, что люди действительно управляют, а только то, что они имеют возможность избирать правителей». Й. Шумпетер
«Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». К.Поппер
«Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители». Ш.-Л. Монтескье
«Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если их нет налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает». И.Ильин
«Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество». И.Ильин
«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». Саади
«Если бы люди надеялись найти для себя лучшие условия в тираническом государстве твердой руки, они кинулись туда опрометью» Ф.Гвиччардини
«Тиран – это разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний. Это судья без суда и закона». Ю.Крижанич
«Тоталитаризм – политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан». И.Ильин
«Во главе его (тоталитаризма) маршируют самые безжалостные, те, кому нечего терять, кому война – мать родная, а гражданская война – отчизна». К.Хейден
«Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если при нем правят худшие». И.Ильин
«Есть минимальный уровень образования и осведомленности, без которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою». И.Ильин
«Свобода гражданина есть основание правового государства». Роберт фон Моль
Правоведение
«Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти». Б.П. Вышеславцев
«Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, чем совершеннее право». И.А. Ильин
«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». М. Бакунин
«Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти». И. Кант
«Правозаконность – одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но отлаженным юридическим механизмом ее реализации». Ф. Хайек
«Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек». Изречение из римского права
«В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом». Б. Чичерин
«Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка». Б. Кистяковский
«Сильная власть грядущей России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права – всенародному правопорядку». И.Ильин
«Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему». Ж. Маритен
«Закон есть право собственности, опирающееся на власть; где нет власти, там умирает закон». Н. Шамфор
«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется». Демокрит
«Любое злодеяние имеет собственную мораль, которая его оправдывает». В. Швебель
«Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». Сократ
«Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон». Латинское юридическое изречение
«Намерение должно подчиняться законам, а не законы намерениям». Латинское юридическое изречение
«Презумпция действует до тех пор, пока не доказано обратное». Латинское юридическое изречение
«Когда закон дает право, он также дает и средство его защиты». Латинское юридическое изречение
«В старину говорили, что закон со свободою живут как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя». Н. М. Карамзин
«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы». Н.М. Карамзин
«Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защищать его». Т. Маколей
«Закон – это не паутина, сквозь, которую крупные мухи пробиваются, а мелкие застревают». О. Бальзак
«Законы должны иметь для всех одинаковый смысл». Ш. Монтескье
«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». Вольтер
«Закон должен быть похож на смерть, которая не щадит никого». Ш. Монтескье
«Жестокость законов препятствует их соблюдению». Ш. Монтескье
«Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя». Г. Гейне
«Плохие законы – худший вид тирании». Э. Берк
«Оставить преступление безнаказанным – значит стать его соучастником». П. Кребийон
«Право – понятие не логики, а силы». Р. Йеринг
«Подчинение закону требуется по праву, а не выпрашивается, как милость». Т. Рузвельт
«Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права» И. Ильин«Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности». Ш. Монтескье
«Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». Р. Йеринг
«Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного». Аксиома права
«Законодатель должен мыслить, как философ, а говорить, как крестьянин». Г. Еллинек
«Цель наказания – не мщение, а исправление». А.Н. Радищев
«Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом». Р. Йеринг
«Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». Л. Толстой
«Граждане пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставляют на их усмотрение». Т. Гоббс
«Позволено, а потому не предписывается все то, что не стесняет свободу других людей». Г.Гегель
«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью». Платон
«Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии». Ас-Самараканди
«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». Ж. Даламбер
«Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Цицерон
«Иные преступления столь громогласны и грандиозны, что мы оправдываем их и даже прославляем: так, обкрадывание казны мы зовем ловкостью, а несправедливый захват чужих земель именуем завоеванием». Ф. Ларошфуко
«Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание – нередко освобождает». С. Лец
«Реформу нравов следует начинать с реформы законов». К. Гельвеций
«Несправедливые законы не создают право». Цицерон
«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам». Ж. Даламбер