Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ Кукушка
Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).
Педагогические цели: создать условия для развития внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умений передавать их; способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста, рассказывать сказку от лица определенного персонажа.
Планируемые результаты:
Предметные: соотносят иллюстрации с содержанием произведения; выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.
Личностные: проявляют положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесенных корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим.
I. Организационный момент
Мотивация на настрой урока
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Светлана Ивановна, я проведу урок литературного чтения. Согласитесь, обстановка сегодня не совсем обычная, много гостей, да и мы с вами едва знакомы. Волнуетесь вы, волнуюсь я. Для начала, давайте успокоимся и настроимся на работу. Для этого возьмите своего соседа по парте за руку, закройте глаза и мысленно пожелайте себе и друг другу удачи, а волнение волнение мы отправим за дверь.
- Давайте вспомним ПРАВИЛА УРОКА:
Мы на уроке не молчим,
Но не шумим и не кричим.
Учитель спросит, надо встать,Когда он сесть позволит, сядь.Ответить хочешь, не шуми,А только руку подними.
На уроке не хихикай,Стул туда - сюда не двигай,Педагога уважайИ соседу не мешай.
II. Актуализация знаний. Речевая разминка (раздаточный материал):
На уроке нам придётся много говорить, поэтому я предлагаю сделать речевую разминку.
-Прочитайте медленно, потом ускоряя темп.
-Прочитайте скороговоркой.
-Прочитайте выразительно.
Она всегда тебя поддержит.Повеселит или утешит.Тебя заботой окружит.На помощь быстро поспешит.Подарит светлый луч надежды,И будет милой, доброй, нежной.Красивой будет самой-самойЕё зовут все дети мамой.
- Да, ребята, мама для каждого из нас самый родной и близкий человек, который всегда нас поймёт и поддержит. Но о мамах мы поговорим позже.
II. Проверка д/з. Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.
- А пока я предлагаю вам поиграть в игру, а заодно и проверим, насколько хорошо вы знаете сказки. Я буду зачитывать по одному предложению из произведения, а вы угадываете название сказки.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка.)б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется : конь идет, соха орет, а человека нет!”(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)г) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из топора” – русская народная сказка.)
- Что объединяет все эти произведения?
- Кто написал эти сказки?
- Только ли русский народ сочинял сказки?
IV. Открытие нового знания.
Да, вы правы, ребята. Народы всех стран сочиняли свои сказки.
Наша страна большая, огромная, но у каждого человека есть свой родной уголок- это место, где он родился и вырос.
- Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, где очень холодно. Вот сейчас мы с вами отправимся на север нашей страны в заснеженную тундру в оленьей упряжке.
А что такое тундра?
1-й ученик. Тундра – это холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.
Коренные жители Севера - это ханты, манси, ненцы, чукчи, якуты.
2-й ученик. Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России. Их основное занятие оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население Тундры. Необходимость выживать в суровых условиях Крайнего Севера приучила ненцев питаться сырым мясом. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах С, В2, а их особенно много в ОЛЕНИНЕ.
- Сегодня на уроке мы и познакомимся с произведением, которое сочинили ненцы, народ Крайнего Севера. Название сказки вы узнаете, если отгадаете загадку.
Что за птица?На яйца не садится,По чужим гнездам шныряет,Своих детей не знает? (Кукушка.)
Да, ребята, произведение с которым мы сегодня познакомимся, так и называется «Кукушка».
Прослушивание записи «Голоса птиц. Кукушка»
- Кто из вас видел кукушку? Слышал?
-Расскажите, что вы знаете об этой птице.
-Почему птицу так назвали?
Рассказ о кукушке.
1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.
2-й ученик (слайд 14) Но есть у неё и другая особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него своё яйцо.
3-й ученик (слайд 15) За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.
4-й ученик (слайд 16) Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
Самоопределение к деятельности.
Беседа:
-Сегодня на уроке мы познакомимся с ненецкой народной сказкой «Кукушка».
Попробуйте определить цели урока.
Определяют тему и цели урока: познакомиться со сказкой «Кукушка». Цели: проанализировать сказку, определить – чему учит эта сказка.
Откройте учебник, прочитайте название сказки, рассмотрите иллюстрацию.
- Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём сказка?
V. Первичное знакомство в произведение.
Сейчас мы познакомимся с содержанием сказки. Приготовьте карандашики. Будем читать сказку и по ходу отметьте, пожалуйста, слова, значение которых вам непонятно.
(Чтение текста хорошо читающими учениками)
-Какие чувства вы испытали во время чтения?
-Что вас особенно тронуло в сказке?
-Все ли слова вам понятны?
VI. Словарная работа: малица, чум. (Работа со словарём с опорой на фото презентации)
VII. Анализ содержания сказки.
- Определите тему сказки (о чём говорится в тексте).
- Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).
- Назовите персонажей сказки.
- Почему мать превратилась в кукушку? (для детей оказалось важнее: свои дела, а не просьбы матери)
- Какие повадки кукушки объясняет эта сказка?
-Охарактеризуйте детей.
-Почему сказка так называется?
- Какие чувства испытала больная мать?
- Какова главная мысль этой сказки?
- Чему учит сказка?
VIII. Вторичное закрепление. Обобщение и систематизация знаний.
- У каждого из вас на парте лежат тесты. Прочитайте вопрос, обсудите его со своим товарищем и выберите один из предложенных вариантов ответа. Свой выбор постарайтесь подтвердить отрывком из текста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей
- мать хотела птицею долететь до воды;
- матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
- мать не любила своих детей
2. Как вы думаете, отчего заболела мама?
- от тяжелой работы;
- от старости;
- простудилась.
3. Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой?
- удивились;
- испугались;
- обрадовались.
4. Какими были дети?
-беззаботными, безжалостными, бесчувственными, ленивыми, неблагодарными;
- добрыми, заботливыми;
- злыми, глупыми.
5. Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
- Радость, счастье;
- Сожаление, страх;
- Им было весело бежать за птицей.
6. Что поняли дети?
- ничего не поняли;
- маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели – извиниться;
- мама неизвестно почему превратилась в кукушку и улетела.
Проверка.
Работа в группах.
- Сейчас мы с вами поиграем. Для этого необходимо разбиться на группы. В конвертах слова, из которых надо составить пословицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.
При солнышке светло, при матери добро.
Ближе матери друга нет.
- Прочитайте пословицу, как вы понимаете смысл?
IX. Итог урока. Рефлексия.
Закончи предложения:
Мы познакомились со сказкой....
Она заставила нас задуматься о (об)....
В народе говорят «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
- Чему научила вас эта сказка?
-В начале урока мы поставили цели
познакомиться со сказкой «Кукушка»;
проанализировать сказку;
определить – чему учит эта сказка.
Я считаю, что цели урока достигнуты.
Оцените работу класса.
Вспомните пословицу, значение которой мы объясняли «Ближе матери друга нет». Согласны ли вы, что мама для каждого человека самый близкий и важный человек? Давайте представим, что мы составляем букет для мамы. Пусть оранжевые цветы будут сигналом того, что вы свою работу на уроке оцениваете на «отлично», жёлтые цветы- на «хорошо», красные- если работать сегодня было не интересно или тяжело.
·15