Конспект урока по обществознанию Моральная оценка личности

Тема урока: «Моральная оценка личности».

Цели урока: Сформировать у обучающихся представление о моральной оценке личности, ее сущности и роли в жизни каждого человека.
Задачи урока:
1.Образовательная: Познакомить обучающихся с понятием моральная оценка и критериями, по которым ставится моральная оценка; рассмотреть основные задачи морали, определить общечеловеческие ценности.
2.Развивающая: Продолжить формирование умений анализировать, оценивать конкретные ситуации с позиций норм морали; проводить сравнительный анализ сходных явлений; интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.
3.Воспитательная: Сформировать умения и навыки моральной оценки личности, самооценки, выбора в сложных жизненных ситуациях; развивать культуру общения, нравственные качества; воспитывать уважение к окружающим людям, толерантность, милосердие.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Вид урока: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал: карточки с заданиями для проверки домашнего задания.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания: дифференцированный опрос (работа по карточкам) и фронтальный (беседа с группой по вопросам).
Мотивационный момент (работа с эпиграфом).
Постановка цели и задач. Актуализация темы.
Изучение нового материала:
Мораль оценивает.
Мораль регулирует.
Мораль воспитывает.
Закрепление материала. Контроль и самопроверка знаний (Выступление нескольких обучающихся, докладывающих о результатах своей работы).
Рефлексия (ПОПС - формула).
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Организация домашнего задания.



Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня на уроке присутствуют гости. Я надеюсь, что это не смутит вас, а наоборот вы соберётесь с мыслями, вспомните всё, что мы учили с вами на наших уроках и покажете свои знания и умения.
- ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ?
ОТВЕТЫ:
1.Духовная сфера представляет собой систему отношений между людьми.
2.Духовная сфера представляет собой распространение духовных ценностей.
3.В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно.
4.Духовная сфера отражает духовно-нравственную жизнь общества – это культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.
- КАК СВЯЗАНЫ ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ?
ОТВЕТЫ:
1. Духовная деятельность и духовные ценности связаны самым прямым образом. Ведь духовная деятельность оказывает на внутренний мир человека влияние и меняет его взгляды на ту или иную ситуацию, а так же меняет отношение на все происходящие в нашем мире . Человек начинает ценить то что он считает нужным . Если он занимается духовной деятельностью то человек будет ценить дружбу , гуманность, справедливость . А если не занимается то и ценить ему нечего так как не развит духовный мир.
2. Они связаны тем, что и духовные ценности, и духовная деятельность находятся в душе, они скрыты, то есть их мало кто может заметить. Духовные ценности - это то, что мы считаем дорогим для себя в душе, что нам очень дорого, и мы об этом никому не рассказываем, потому что боимся, что нас засмеют. Духовная деятельность – это умственная, теоретическая деятельность, которая производит изменения лишь в сфере знаний.
- ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ?
Духовные ценности – это, что мы чувствуем, что-то важное для человека в его душе, в сердце.
ОТВЕТЫ:
- А ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛ?
1. это наивысшая точка, которой может достигнуть человек в своем развитии.
2.Это, то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений человека к чему-либо.
3. Для кого-то идеалы внешней красоты, а для кого-то это идеалы духовные.
4. Есть такое понятие как, нравственный идеал – это система, в основе которой лежат моральные требования.
И, как, считал И.Кант, что нравственный идеал определяется внутренним миром человека.
ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ КАТЕГОРИИ МОРАЛИ?
ОТВЕТЫ:
1. Добро, зло, долг, совесть, стыд, милосердие, ответственность, достоинство, честь, т. д.).
3. Мотивационный момент: посмотрите на экран (слайд 1), на нем мы видим эпиграф, прочтите его внимательно:
ЧТОБЫ МОЙ ПОСТУПОК ИМЕЛ МОРАЛЬНУЮ ЦЕННОСТЬ, С НИМ ДОЛЖНО БЫТЬ СВЯЗАНО МОЕ УБЕЖДЕНИЕ. АМОРАЛЬНО ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ИЗ СТРАХА ПЕРЕД НАКАЗАНИЕМ ИЛИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ У ДРУГИХ ХОРОШЕЕ МНЕНИЕ О СЕБЕ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вопросы к эпиграфу:
1. Какова позиция автора, что подразумевал он под этими словами? 2. (+вопросы наводящие, возникающие в процессе беседы, с помощью которых учитель подводит к теме урока о моральной (нравственной) оценке, которой мы руководствуемся в жизни, но саму тему не называет).
Действительно, тема нашего урока «Моральная оценка личности» (слайд 2).- запишите число и тему урока в тетрадь.
ДАВАЙТЕ ОПРЕДЕЛИМ ПРОБЛЕМУ УРОКА: «МОЖНО ЛИ ОЦЕНИТЬ МОРАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА?»
А для этого, давайте вспомним определения понятий мораль, этика, нравственность (слайд 3)
ОТВЕТЫ:
1.Мораль - правила поведения (как надо поступать) Что должно быть, к чему человек должен стремиться, т.е это общепринятые правила, негласные традиции, принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном добре и зле, а так же совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
2.Этика - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. 
3.Нравственность - практические поступки людей. Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни – этот термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики.
Исходя из темы, давайте попробуем определить цель урока (ответы детей).
- Итак, нам предстоит узнать, (слайд 4) что такое моральная оценка? Кто ее ставит? По каким критериям? Какую роль в жизни человека играют общечеловеческие ценности?
Прежде чем разобраться с критериями, по которым ставится моральная оценка, давайте запишем в тетрадь основные задачи морали:
1мораль оценивает поступки,
2. регулирует поведение,
3.воспитывает характер (слайд 5).
Остановимся на этих задачах подробнее.
3. Изучение нового материала.
Учитель:
1. МОРАЛЬ ОЦЕНИВАЕТ. Жизнь и деятельность человека происходит в обществе. Для того чтобы регулировать процессы, происходящие в обществе, существуют юридические нормы и правила. С их помощью государство оценивает поведение человека и его действия (слайд 6). Государство может одобрить, осудить и наказать человека за его деятельность. Это правовая или государственная оценка.
- А что такое моральная оценка? Кто ее ставит? Опираясь на что? В чем она выражается? (ответы детей).
- Именно общество решает, что есть добро, а что зло. Всегда ли верна такая оценка? (ответы детей).
- Чтобы ставить оценку кому-то, нужно самому быть человеком нравственным.
- Какого человека можно назвать нравственным? (ответы детей).
- А может ли человек оценивать сам себя? С помощью чего? (ответы детей).
- Какую роль в нашей жизни играют стыд и раскаянье (слайд 7)? (ответы детей).
- А, какую роль в нашей жизни играет совесть? (ответы детей)
(слайд 8) Совесть – это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. – запишите понятие в тетрадь.
Как писал поэт и композитор Булат Окуджава (слайд 9):
Совесть, благородство и достоинство,
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь!
- Многие считают, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха. Вы согласны с этим? (ответы детей).
Итак, совесть – это главный страж и критик всех наших поступков. А что же говорили о совести известные личности? (слайд 10)(анализируем высказывания исторических личностей).
Оценку самому себе поставить труднее всего.
- А по каким критериям ставится моральная оценка?
(Объект моральной оценки: человек его помысли, качества, поступки.)
- Как же дать правильную оценку?
- Для этого есть ценности, которые называются общечеловеческими (слайд 11).
- Почему мы их называем общечеловеческими? Какие два вида нравственных категорий вы знаете? (ответы детей: положит. и отрицательные). Эти ценности не меняются на протяжении всей истории человечества.
Таким образом (запишите в тетрадь), моральная оценка ставится на основании ценностей, по которым живет общество.
2.МОРАЛЬ РЕГУЛИРУЕТ. В зависимости от качеств, которыми обладает человек, строится его поведение в той или иной ситуации. Как часто мы видим, что в одной и той же ситуации поведение разных людей различно. В качестве подтверждения хотелось бы привести в пример слова поэтессы Юлии Друниной (слайд 12):
Когда в горячке бьется пулемет,
Один лежит, другой бежит вперед.
И так во всем и всюду и всегда –
Когда на плечи свалится беда,
Когда за горло жизнь тебя возьмет,
Один лежит, другой бежит вперед.
- Вы согласны с этим? Приведите примеры (ответы детей).
- Почему так происходит?
- От чего это зависит? (ответы детей).
Таким образом, мораль регулирует поведение человека. В любой ситуации нужно помнить золотое правило нравственности. А что это за правило такое? Как оно звучит? (слайд 13).
(Зачитать Статья из газеты)
«Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!». Это правило и было названо золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Золотое правило определяет мораль как (слайд 14):
- господство разума над аффектами;
- стремление к высшему благу;
- добрую волю, бескорыстие мотивов;
- способность жить в человеческом обществе;
- взаимность отношений;
- добродетель.
К сожалению, об этом правиле мы вспоминаем редко и ведем себя аморально по отношению к окружающим людям. Особенно это заметно по отношению к представителям разных наций, религий, цвета кожи и социального класса. Иногда кто-то ставит себя выше других людей, хотя во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята ООН 10 декабря 1948 года, записано – давайте прочитаем некоторые из них из Приложения №1, которое лежит у вас на парте.
- Что это значит? (ответы детей).
- То есть, несмотря на то, что моральные нормы нигде не записаны, они стали основой этого документа. Самое страшное, что может проявлять человек в отношении других – это ненависть, а
она порождает жестокость.
- А есть ли разница между этими понятиями?
- В чем она заключается? (ответы детей).
- Есть ли случаи, в которых ненависть и жестокость оправданы?
- В качестве доказательства, приведите примеры?
- Таким образом, от того, какими нравственными качествами обладает человек, зависит и его поведение в обществе, и его отношение к окружающим людям. На всем протяжении развития человеческого общества мудрецы и философы говорили о морали и моральных ценностях.
- Я предлагаю вам несколько высказываний древних мыслителей (слайд 15).
- Какие моральные ценности они утверждают? Выберите утверждение, которое вам наиболее импонирует. Почему? Работаем письменно в тетрадке. На эту работу вам дается три минуты (ответы детей).
3.Мораль воспитывает (слайд 16).
- Как же стать человеком нравственным? Нужно воспитать эти качества, ведь моральные ценности не заложены в человеке с рождения.
- Кто же их формирует? Приведите примеры (ответы детей).
- Какую роль в этом играет самовоспитание и самоконтроль? (ответы детей).
Таким образом, ценности, на которых строится жизнь общества, влияют и на воспитание отдельной личности.
До седин людям свойственно стремиться к самопознанию и самосовершенствованию. Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и, наверное, будет всегда. Обратимся к классике и истории. Давайте вспомним героев литературных произведений и исторических личностей, которые являют собой образцы высокой нравственности и наоборот (ответы детей).
ОТВЕТЫ:
1. Герасим в произведении «Муму» Сам Герасим это центр всего произведения. Не пересказывая его, смело можно сказать, что моральный выбор этого персонажа был сложным. Он стоял между нормой морали. Т.е. сделал выбор против общества. Что подтверждает утопление Муму. Но в жизни есть «золотое правило морали», которое в будущем не дало ему жить спокойно.
2. Например, произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» можно по праву считать энциклопедией воспитания современной жизни. 
3. В произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» основной воспитательной темой является проблема личности.
4. Произведение Фонвизина Д.И. «Недоросль». Оно особенно ценно для периода юношества, когда молодых людям так необходима помощь в выборе своего дальнейшего жизненного пути. В комедии Фонвизина тема воспитания выражена в противоборстве добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности.
5.Федор Михайлович Достоевский в своих произведениях «Преступление и наказание» резко обличает пороки современников, целую нравственную концепцию выстраивает
6. Иван Сергеевич Тургенев выставляет Базарова как человека безнравственного, описывая его поведение во время спора с Павлом Петровичем в романе «Отцы и дети».
8. Исторические личности – маршал Жуков, Пугачев и т.д.
(слайд 17) На экране понятие, что такое моральная оценка личности, на слова все разбросаны постарайтесь из них составить это понятие и записать в тетрадь.
Итак, МОРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.(ответы)
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: Мы вспомнили основные понятия морали, познакомились с критериями, по которым ставится моральная оценка, рассмотрели общечеловеческие ценности и нравственные стороны поведения человека. А теперь на основании этого я прошу вас составить портрет нравственной личности, но сделать это нужно в трех предложениях (работа в тетрадке)
(слайд 18).
Ребята работают в тетрадях и через три минуты представляют свой словесный портрет (ответы детей).
ОТВЕТЫ:
1. Любой человек, ничем не будет отличаться от нас наглядно, он одет также как и все. Гораздо важнее, что у него внутри, что у него в душе и его поступках, наблюдая за действиями человека можно легко понять способен ли он на злодеяние или нет.
2. Часто приходится видеть, как люди идут на поводу своих мимолетных желаний, руководствуясь одними только чувствами. Но, к сожалению, желания эти не всегда бывают достойными. Необдуманные поступки нередко приносят боль и разочарование, и, что еще хуже, зло и неприятности другим людям. Именно поэтому красота человеческого духа заключается, прежде всего, в умении осмысливать свои поступки и желания, умении самому решать, дать волю своим чувствам, высказать свои желания.
(слайд 19) Итак, НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК- это добронравный, добродеятельный, мудрый. Он сопереживает, сочувствует другим, уважительно относится к людям. Люди уважительно относятся к такому человеку.
5. Рефлексия (ПОПС - формула). (слайд 20)
С основными понятиями темы вы познакомились по ходу урока. Я предлагаю вам проверить усвоение темы с помощью очень простой формулы – ПОПС-формулы.
Суть ее очень проста: работу выполняете в тетрадке и высказываете свое мнение по формуле:
П-позиция («Я считаю, чтонужны/не нужны»);
О-обоснование («Потому что призваны выполнять определенные функции»);
П-пример («Я могу подтвердить это тем, что»);
С-следствие («В связи с этим можно сделать вывод»).
Выступление должно состоять из 2-4 предложений и занимать 1-2 минуты.
6. Выставление оценок.
У вас на парте лежит тест в нем 5 вопросов с одним выбором ответа на выполнение работы вам даю 3 минуты. Теперь поменяйтесь своей работой с соседом по парте и оцените его знания. Ответы и критерии оценки – Внимание на экран. (Приложение 2) (слайд 21)
7. Подведение итогов. Подводя итог всему, что вы услышали сегодня на уроке, хотелось бы вам сказать – большое начинается с малого (слайд 22).
- Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблагоприятные поступки, мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою личность. (слайд 23).
- И, как сказал Булат Окуджава. (слайд 24):
Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент.
Созидается он столетьями, а утрачивается в момент.
Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую болтовню
Искушается, разрушается, сокрушается на корню.
Итак, как вы думаете: «МОЖНО ЛИ ОЦЕНИТЬ МОРАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА?»
ОТВЕТЫ:
1. Можно оценить  только в случае, когда известно внутреннее намерение человека – почему он так поступает? С целью помочь, или причинить вред?
2. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.
3. Наука. Магнитная стимуляция мозга влияет на моральные оценки
4. Практически все поступки и действия людей можно оценить с точки зрения моральных норм: правдивы они или лживы, продиктованы эгоизмом или готовностью помочь, жадностью или щедростью.
Таким образом, можно сказать, что оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру.
- Я желаю вам никогда не терять чувство собственного достоинства. Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.
В заключении хотелось бы предложить небольшой видеосюжет «Притча о мудром Мастере»
Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:
-Все в твоих руках.
Спасибо за урок.
8. Запишите в тетрадь самостоятельную работу на дом: (слайд 25) Выбрать тему для написания эссе (на слайде), выписать её в тетрадь и работать дома.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




љђ Заголовок 415