Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры»
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 14»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Литературные миниатюры»
5 класс
Учитель: Алферьева Марина Борисовна
Ульяновск, 2014
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Литературные миниатюры»
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» разработана на основе ФГОС общего образования, составлена и адаптирована для 5 А класса 2013-2014 учебного года.
Общая характеристика занятий внеурочной деятельности.
Занятия внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя.
Занятия внеурочной деятельности помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели и задачи занятий внеурочной деятельности
Основные цели работы:
— совершенствование всех видов речевой деятельности;
— овладение правильным и выразительным чтением;
— воспитание интереса к книгам, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи
Образовательные:
— Закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.
Воспитательные:
— Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.
Развивающие:
— Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.
Преемственность занятий внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли, экскурсии в городские библиотеки и т. д.
Содержание занятий внеурочной деятельности создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.
Занятия проводятся для обучающихся 5 класса по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год.
Занятия проводятся в следующих формах:
1) групповые формы работы;
2) индивидуальные формы работы;
3) познавательно-развлекательные викторины;
4) подготовка и участие в конкурсах и конференциях.
Ценностные ориентиры содержания занятий внеурочной деятельности. Содержание программы занятий внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа занятий внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет школьнику общаться с книгами: внимательно читать, получать необходимую информацию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы занятий внеурочной деятельности.
В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
✒Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
⁖ Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
☺Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание программы
I По страницам любимых книг (7 ч.)1. Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом.
Организационные вопросы. Игра-путешествие «Удивительный мир лета», что интересного узнали и что прочитали, поделиться впечатлениями. Работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок, оглавление). Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу о книге.
2. Веселые стихи Б. Заходера.
Жизненный и творческий путь Б. Заходера. «Веселые стихи» в творчестве детского поэта.«Сказки для людей».Творчество писателя в школьной программе.3. Русские народные потешки и прибаутки.
Знакомство с русским народным фольклором. Использование потешек, прибауток. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о животных.
4. Стихи К.И.Чуковского. «В гостях у дедушки Корнея».
Жизненный и творческий путь К.И.Чуковского. В игровой форме повторение и закрепление знаний о содержании произведений К.И. Чуковского. Показ мультипликационного фильма «HYPERLINK "http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&sqi=2&ved=0CCQQtwIwAA&url=http://www.youtube.com/watch?v=6xypy4CCcE4&ei=4178Uq_pG6eO4wSv-4CgDA&usg=AFQjCNF8eR2WYgvR7AMlvDa_VsUBQu5vNA&bvm=bv.61190604,d.bGE"Мойдодыр»
5. Рассказы о дружбе «Я и мои друзья».
Поучительные стихи о дружбе и друзьях с вопросами для обсуждения. Опрос «Законы дружбы». Устный рассказ «Хочу рассказать о своем друге…».
6. Сказки о богатырях. Былины.
Сказки и былины об Илье Муромце. Знакомство с типами русских былинных богатырей. Показ мультипликационного фильма «Добрыня Никитич».
7. Веселые книги о школе и школьниках.
Современная русская детская литература о школе и школьниках: М. Дружинина «Мой весёлый выходной», Е. Мурашова «Класс коррекции», В. Воскобойников «Все будет в порядке», М. Лукашкина «Стойка на руках на уроках ботаники».
II С чего начинается Родина (7 ч.)8. Стихи о Родине «С чего начинается Родина». Конкурс чтецов.
Беседа «Что такое Родина». Стихи русских поэтов о России. Конкурс чтецов.
9. Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. Викторина по творчеству Аксакова С.Т. в библиотеке № 31.
Знакомство с творчеством Е. Пермяка. Мероприятие по творчеству Аксакова С.Т. в библиотеке № 31:
10. Стихи об игрушках «Друг детства».
Викторины и загадки об игрушках. Конкурс чтецов.
11. Русские народные сказки. «Сказка мудростью богата». Викторина по сказкам Ш. Перо в библиотеке № 31.
Знакомство с русским народным фольклором. Викторина по сказкам «Угадай героя». Мероприятие по сказкам Ш. Перо в библиотеке № 31.
12. Любимые стихи А. Барто. Викторина по творчеству Михалкова С. в библиотеке № 31.
Жизненный и творческий путь А. Барто. Мероприятие по творчеству Михалкова С. в библиотеке № 31.
13. Сказочные загадки. Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь – не перевыговоришь».
Литературные загадки, викторины, игры из книги Агеевой И.Д. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева. Конкурс скороговорок.
14. Стихи о зиме. «Поет зима - аукает».
Знакомство с циклом стихов о зиме и Новом годе. Зима в творчестве русских поэтов. Конкурс чтецов.
III Проектная деятельность. Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора (4 ч.)
15. Рассказы Н.Носова.
Жизненный и творческий путь Н.Носова. Обсуждение рассказов «Мишкина каша», Карасик».
16. Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина».
Поэтическое мастерство А.С.Пушкина. Чтение по ролям, обсуждение «Сказки о царе Салтане». Викторина.
17. Считалки и небылицы.
Чтение русских народных потешек; считалок и небылиц. Использование считалок в игровой деятельности.
18. Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Составление и обсуждение устного плана рассказа по серии сюжетных картинок из книг Н. Носова, А.С. Пушкина.
IV «Ребята с нашего двора» (7 ч.)19. Весёлые рассказы Ю. Драгунского.
Биография Ю. Драгунского. Рассказы В.Ю. Драгунского из цикла «Денискины рассказы». Конкурс знатоков рассказов.
20. Современные детские журналы.
История журнала «Мурзилка». Презентация «Современные детские журналы».
Биография Аксакова С.Т. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Обсуждение произведения.
22. Коваль Ю.И. Чистый двор. Приключения Васи КуролесоваБиография Коваля Ю.И. Чтение рассказа по ролям, обсуждение. Викторина.
23. Шим Э. Ребята нашего двора
Биография Шим Э. Чтение рассказа, обсуждение. Викторина.
24. Казаков Ю. Арктур – гончий пёс.
Сведения о жизни писателя. Обсуждение рассказа. Показ мультипликационного фильма «Арктур-гончий пёс».
25. Гатауллин И. А зря никто не верил в чудеса
Жизненный и творческий путь Н.Носова. Чтение и обсуждение рассказа «А зря никто не верил в чудеса». Устные сообщения «Чудеса в моей жизни».
V Жизнь замечательных детей (4 ч.)26. Воскобойников В. Жизнь замечательных детей
Чтение и обсуждение рассказов. Устное сообщение по наиболее понравившемуся рассказу. Викторина «Угадай кто это».
27. Белых. Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД
Обсуждение персонажей и их характеров. Чтение глав произведение. Викторина.
28. Ларин. Е. Нужда научит. Отцовский клад
Обсуждение персонажей и их характеров. Устное сообщение по наиболее понравившемуся рассказу. Викторина «Угадай героя».
29. Каверин В. Два капитана
Биография Каверина В. Обмен мнениями о прочитанном рассказа. Викторина по роману.
VI Литературные миниатюры о животных (2 ч.)30. Паустовский К. Кот-ворюгаЖизненный и творческий путь Паустовского К. Чтение отрывка рассказа по ролям, обсуждение характера главного героя.
31. Дмитриев И.И. Пчела, шмель и я. Лебедь и гагары. Дети и мыльные пузыри.
Биография Дмитриева И.И. Конкурс чтецов.
VII Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста (3 ч.)32. Рыбаков А.Н. Кортик. Бронзовая птица. Выстрел
Жизненный и творческий путь Рыбакова А.Н. Обсуждение цикла рассказов о пионерах. Викторина «Угадай героя». Устное сообщение «Мой любимый персонаж».
33. Русская поэзия 19 века: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов
Конкурс чтецов. Викторина по творчеству А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов.
34. Русская поэзия 1-й половины 20 века: А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам
Биография А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Конкурс чтецов.
Календарно-тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности для 5 класса
«Литературные миниатюры»
на 2013-2014 учебный год
№ Тема Кол-во часов УУД Вид Форма занятия Дата
план Дата
факт
I четверть
1 Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Занятие-анализ 02.09.13 02.09.13
2 Веселые стихи Б. Заходера. 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Исследование 16.09.13 16.09.13
3 Русские народные потешки и прибаутки. 1 ☺⁖
Познавательное
занятие Конкурс 23.09.13 23.09.13
4 Стихи К.И.Чуковского. «В гостях у дедушки Корнея». 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Занятие-анализ 30.09.13 30.09.13
5 Рассказы о дружбе «Я и мои друзья». 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Исследование 07.10.13 07.10.13
6 Сказки о богатырях. Былины. 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Занятие-анализ 14.10.13 14.10.13
7 Веселые книги о школе и школьниках.
1 ☺⁖
Познавательное
занятие Исследование 21.10.13 21.10.13
II четверть
8 Стихи о Родине «С чего начинается Родина». Конкурс чтецов. 1 ☺⁖
Познавательное
занятие Конкурс 11.11.13 11.11.13
9 Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. Викторина по творчеству Аксакова С.Т. в библиотеке № 31. 1 ☺⁖
Досугово – развлекательное занятие Экскурсия 18.11.13 18.11.13
10 Стихи об игрушках «Друг детства». 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Исследование 25.11.13 25.11.13
11 Русские народные сказки. «Сказка мудростью богата». Викторина по сказкам Ш. Перо в библиотеке № 31. 1 ☺⁖
Игровое занятие Экскурсия 02.12.13 02.12.13
12 Любимые стихи А. Барто. Викторина по творчеству Михалкова С. в библиотеке № 31. 1 ☺⁖
Досугово – развлекательное занятие Экскурсия 09.12.13 09.12.13
13 Сказочные загадки. Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь – не перевыговоришь». 1 ☺⁖
Игровое занятие Конкурс 16.12.13 16.12.13
14 Стихи о зиме. «Поет зима - аукает». 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Исследование 23.12.13 23.12.13
III четверть
15 Рассказы Н.Носова. 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Занятие-анализ 13.01.14 13.01.14
16 Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина».
1 ☺⁖
Игровое занятие Викторина 20.01.14 20.01.14
17 Считалки и небылицы. 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Исследование 27.01.14 03.02.14
18 Составление рассказов по сюжетным картинкам. 1 ☺⁖
Творческая деятельность Проект 03.02.14 19 Весёлые рассказы Ю. Драгунского. 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Исследование 10.02.14 10.02.14
20 Современные детские журналы. 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Исследование 17.02.14 17.02.14
21 Аксаков С.Т. Детские годы Багрова внука 1 ☺⁖
Досугово – развлекательное занятие Экскурсия 24.02.14 24.02.14
22 Коваль Ю.И. Чистый двор. Приключения Васи Куролесова1 ✒⁖
Познавательное
занятие Занятие-анализ 03.03.14 03.03.14
23 Шим Э. Ребята нашего двора
1 ☺⁖
Творческое занятие Проект 10.03.14 10.03.14
24 Казаков Ю. Арктур – гончий пёс.
1 ☺⁖
Познавательное
занятие Исследование 17.03.14 17.03.14
IVчетверть25 Гатауллин И. А зря никто не верил в чудеса 1 ☺⁖
Проблемно-ценностное общение Конференция 31.03.14 26 Воскобойников В. Жизнь замечательных детей 1 ☺⁖
Познавательное
занятие Исследование 07.04.14 27 Белых. Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Занятие-анализ 14.04.14 28 Ларин. Е. Нужда научит. Отцовский клад 1 ✒⁖
Познавательное
занятие Исследование 21.04.14 29 Дмитриев И.И. Пчела, шмель и я. Лебедь и гагары. Дети и мыльные пузыри. 1 ✒⁖
Игровое занятие Исследование 28.04.14 30 Паустовский К. Кот-ворюга1 ☺⁖ Познавательное
занятие Занятие-анализ 05.05.14 31 Каверин В. Два капитана 1 ☺⁖ Познавательное
занятие Исследование 12.05.14 32 Рыбаков А.Н. Кортик. Бронзовая птица. Выстрел 1 ☺⁖ Проблемно-ценностное общение Дискуссия 19.05.14 33 Русская поэзия 19 века: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов 1 ☺⁖ Игровое занятие Викторина 26.05.14 34 Русская поэзия 1-й половины 20 века: А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам 1 ☺⁖ Познавательное
занятие Экскурсия ИТОГО 34 часа
Список литературы:
Хрестоматия по детской литературе /Сост.И.Н.Арзамасцева, Э.И.Иванова, С.А.Николаева. – М.: Изд.центр «Академия», 2000. – 544 с.
Родничок. Книга для внеклассного чтения. 5 класс. – СПб.: Астрель, 2002. – 336 с.
Полная хрестоматия для начальной школы. Внеклассное чтение. Русская литература. – М.: Эксмо, 2007. – 448 с.
Романовская З.Т. Живое слово. – М.: Дом педагогики, 1997. – 322 с.
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /Сост. О.В.Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990. – 304 с.
Стихи и рассказы о войне /Сост. П.К.Федоренко. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 203 с.
Аксаков С.Т. Детские годы Багрова внука. – М.: АСТ, 2007. – 203 с.
Коваль Ю.И. Приключения Васи Куролесова книга. – М.: Детская литература, 2009. – 130 с.
Шим Э. Ребята нашего двора. – М.: Детская литература, 2007. – 82 с.
Казаков Ю. Арктур – гончий пёс. – М.: Детская литература, 2002. – 64 с.
Гатауллин И. А зря никто не верил в чудеса. – Димитровград: Ориент-имидж, 1995. – 80 с.
Воскобойников В. Жизнь замечательных детей. – М.: Харвест, 2010. – 184 с.
Белых. Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД. – М.: АСТ, 2010. – 415 с.
Каверин В. Два капитана. – М.: АСТ, 2013. – 624 с.
Рыбаков А.Н. Кортик. Бронзовая птица. Выстрел. – М.: АСТ, 2010. – 704 с.