Урок по теме Свойства жидкости. Поверхностное натяжение


Тема: свойства жидкости. Поверхностное натяжение.
Цель урока: Познакомить с основными свойствами жидкости. Научить ребят объяснять природные явления, а также другие явления, наблюдаемые в быту при применении жидкости.
Накануне изучения темы поверхностное натяжение ученикам дается экспериментальные задания, небольшие исследования, которые они должны проделать самостоятельно.
Домашняя экспериментальная работа
Возьмите одноразовый шприц, наберите 1 мл. воды. Осторожно по одной капле удалите воду из шприца. Сосчитайте число капель.
Наберите 1 мл. горячей воды. Сосчитайте, сколько в этом случае получается капель. Сравните число капель №1 в холодной воде и в горячей.
Размешайте в воде небольшое количество стирального порошка. Сосчитайте число капель.
Задание.
Почему вода принимает форму капель?
Почему изменяется масса, выступающая из шприца с увеличением температуры и добавлением стирального порошка?
Опыт №1
Вырежьте две сухие полоски бумаги. Поднесите их друг к другу.
Намочите водой полоски бумаги и прислоните их друг к другу.
Объясните опыт.
Опыт №2
Откройте на кухне или в ванной кран с водой так, чтобы вода вытекала тоненькой струйкой.
Объясните: Почему струйка при падении становится все уже и уже и даже может внизу разбиваться на отдельные капли?
Опыт №3
Налейте в тарелку чистую воду, положите на поверхность спичку. Капните осторожно на одну сторону спички мыльный раствор.
Объясните наблюдаемое явление.
Ход урока
Урок начинается с демонстрации нитки, находящейся на мыльной пленке.
С одной стороны убирают пленку - нитка натягивается. Почему?
Опыт
Через трубочку выдувает мыльный пузырь. Причем так, чтоб пузырь оставался на трубочке. Учитель перестает дуть, и пузырь уменьшается в объеме.
Вопрос: Почему уменьшается объем пузыря?
Учитель. Все дома готовили ответы на вопросы. Почему образуется капелька жидкости? Почему склеиваются смоченные полоски бумаги? Почему уменьшается в размерах мыльный пузырь?
Давайте послушаем ваши ответы.
В ходе эвристической беседы учитель объясняет такие важные понятия, как:
поверхностная энергия;
удельная поверхностная энергия;
поверхностное натяжение;
коэффициенты поверхностного натяжения и его зависимость от температуры и рода жидкости и примесей.
При наличии времени решаются задачи на нахождение коэффициента, силы поверхностного натяжения, энергии.
Для подготовки к следующему уроку по теме: капиллярные явления учитель просит ребят сделать дома следующие опыты.
Опыт №1
Попробуйте на вкус теплую газированную воду и холодную (особенно заметна разница при употреблении «колы» либо «пепси»). Объясните изменения вкуса. При нагревании химический состав не изменяется, а вкус резко отличается. Почему?
Почему, как правило, супы мы кушаем в горячем виде. Попробуйте холодный суп и горячий. Запишите свои выводы.
Опыт №2
После обеда попробуйте вымыть тарелку холодной водой, не используя моющие средства. Запишите выводы.
Опыт №3
Опустите один конец кусочка ткани в сосуд с жидкостью. Пронаблюдайте явление. Дайте ему объяснение. Сможете ли вы рассчитать высоту поднятия жидкости? Что произойдет с высотой поднятия жидкости, если вместо чистой воды будем использовать мыльный раствор?
Опыт №4
Можете провести опыт еще раз, но можно ограничиться уже известными сведениями. Вы испачкали краской. Почему её практически нельзя смыть водой, но легко смыть спиртом или даже раствором растительного масла.
Для учеников, кто заинтересовался темой поверхностного натяжения, можно предложить тему, которая может привести учеников к созданию собственных моющих средств. Шампунь часто называют тем компонентом, который используется в нем в максимальном количестве: крапива, ромашка, одуванчик.
Почему названные растения уменьшается поверхностное натяжение? Какие новые моющие средства способны создать Вы?