Конспект урока по искусству Литературные страницы 9 класс
Конспект урока искусство в 9 классе по теме «Исследовательский проект
«Пушкин — наше всё»»
Автор: Маркова Елена Геннадьевна, учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа», Иркутский район, Иркутская область.
Описание материала: предлагаю вам конспект урока искусство в 9 классе по теме «Литературные страницы». Этот материал подготовлен для проведения третьего урока в разделе «Искусство и открытие мира для себя» в четвёртой четверти. Обучение ведется по программе «Искусство» 8-9 классы (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская). Используется в работе учебник «Искусство» 8-9 классы.
Тема урока «Исследовательский проект «Пушкин — наше всё»»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока. В многогранном и обширном мире русской культурной жизни одним из самых ярких и выдающихся явлений был и есть Александр Сергеевич Пушкин, творческое наследие которого интегрирует практически все виды искусства. Поэтому мы предлагаем вам выполнить проект по одной из тем, связанных с его именем.
«Пушкин — наше всё» — эти слова А. Григорьева, (1822—1864), современника А. Пушкина, русского критика, поэта, переводчика, — подскажут вам самые разные направления проектной деятельности. Презентация «Александр Пушкин в рисунках Рушевой» «Пушкину-мыслителю, сумевшему в «просвещении стать с веком наравне», открывались важные для нашего времени идеи: братство народов, которые должны, «распри позабыв», соединиться «в единую семью»; абсолютная ценность личности; трепетное отношение к дружбе («Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен…», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»; «Ни музы, ни труды, ни радости досуга — ничто не заменит единственного друга»); призыв к смирению, терпению и терпимости, которых сегодня так часто не хватает людям («И дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи»); поклонения святому чувству любви («Хвала любви, хвала богам!»; , «Сегодня я люблю, сегодня Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны…») и многие другие.
Пушкин может быть вам опорой в разные минуты жизни. Всё — это сама жизнь. Творение Пушкина — это живая жизнь в ее разных проявлениях. Пушкину-поэту открывались и «неба содроганье», и «горний ангелов полет», и «гад морских подводный ход», и «дольней лозы прозябанье» … и русские «дороги плохи» (!) … и «голос лиры вдохновенной», и «славы блеск и «мрак изгнанья», «и светлых мыслей красота», «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы и любовь».В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота — самая чистая и звонкая. В ней — душа народа, «русский дух», «животворящая святыня памяти».С. Гейченко
Видео «Как упоительны в России вечера» Среди многочисленных высказываний поэта мы находим такие, в которых он предстает перед читателями XXI в. как пророк и неиссякаемый оптимист, человек, наделенный глубокими чувствами: «Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой»; «Дана мне лира от богов, поэту дар бесценный…»; «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»; «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…».
Для работы над исследовательским проектом, надо разделиться на небольшие группы (5—7 человек) и выбрать одну из тем.
Разрабатывая содержание этой темы, обратитесь в первую очередь к поэзии и HYPERLINK "http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%98._%D0%90._%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD._%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0_20-%D1%85_%D0%B3%D0%B3." \o "И. А. Бунин. Проза 20-х гг." прозеА. Пушкина, к уже знакомым и новым для вас его сочинениям.
Найдите произведения различных искусств, в которых воплощены образ самого поэта и образы его литературных произведений. Представьте изученный вами материал в виде реферата, компьютерной презентации, виртуального путешествия по пушкинским местам.
Защита каждого мини-проекта должна превратиться в увлекательное событие, в котором могут быть представлены различные виды художественной деятельности: выразительное чтение, пение, театрализованная постановка, видео- и фотокомпозиции, хореография, выставка творческих художественных работ. Видео «О спектакле С.Безрукова «ПУШКИН»В защите проектов могут принять участие не только одноклассники, но и учителя, учащиеся других классов, родители, друзья. Чтобы гости не были пассивными наблюдателями этого действа, придумайте для них вопросы и задания, конкурсы. В предлагаемых ниже темах каждый из вас сможет найти тему по душе. Возможно, что вы предложите какой-либо новый ракурс раскрытия темы «Пушкин — наше всё». Презентация «Требован6ия к учебному проекту» Темы групповых и индивидуальных мини-проектов, мини-исследований• Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).• «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.• Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.• Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.• Театр и А. С. Пушкин.• Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.• Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты его произведений.• Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.• Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем А. С. Пушкина.• Астрономиялогия: малая планета 2208 Pushkin.• Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.