Конспект урока по искусству Литературные страницы 9 класс


 Конспект урока искусство в 9 классе по теме «Исследовательский  проект
                                                            «Пушкин  — наше  всё»»
Автор: Маркова Елена Геннадьевна, учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа», Иркутский район, Иркутская область.
Описание материала: предлагаю вам конспект урока искусство в 9 классе по теме «Литературные страницы». Этот материал подготовлен для проведения третьего урока в разделе «Искусство и открытие мира для себя» в четвёртой четверти. Обучение ведется по программе «Искусство» 8-9 классы (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская). Используется в работе учебник «Искусство» 8-9 классы.
Тема урока «Исследовательский  проект «Пушкин  — наше  всё»»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
                                                       Ход урока. В  многогранном  и  обширном  мире русской  культурной  жизни  одним  из самых  ярких  и  выдающихся  явлений был  и  есть  Александр  Сергеевич  Пушкин,  творческое  наследие  которого интегрирует  практически  все  виды искусства.  Поэтому  мы  предлагаем вам  выполнить  проект  по  одной  из тем,  связанных  с  его  именем.
«Пушкин  —  наше  всё»  —  эти  слова А.  Григорьева,  (1822—1864),  современника  А.  Пушкина,  русского  критика, поэта,  переводчика,  —  подскажут  вам самые разные направления проектной деятельности. Презентация «Александр Пушкин в рисунках Рушевой» «Пушкину-мыслителю,  сумевшему  в  «просвещении  стать  с  веком  наравне»,  открывались  важные  для  нашего  времени  идеи: братство народов, которые должны, «распри позабыв»,  соединиться  «в  единую  семью»; абсолютная ценность личности; трепетное отношение  к дружбе  («Друзья мои, прекрасен наш  союз!  Он,  как  душа,  неразделим  и  вечен…»,  «Мой  друг,  Отчизне  посвятим  души прекрасные  порывы!»;  «Ни  музы,  ни  труды, ни  радости  досуга  —  ничто  не  заменит единственного  друга»);  призыв  к  смирению, терпению  и  терпимости,  которых  сегодня так  часто  не  хватает  людям  («И  дух  смирения,  терпения,  любви  и  целомудрия  мне в  сердце  оживи»);  поклонения  святому  чувству  любви  («Хвала  любви,    хвала  богам!»; ,  «Сегодня  я  люблю,  сегодня  Любви  все  возрасты  покорны,  ее  порывы благотворны…»)    и  многие  другие.
Пушкин  может  быть  вам  опорой  в  разные  минуты  жизни.  Всё —  это  сама  жизнь. Творение  Пушкина  —  это  живая  жизнь  в  ее разных  проявлениях.  Пушкину-поэту  открывались  и  «неба  содроганье»,  и  «горний  ангелов  полет»,  и  «гад  морских  подводный  ход», и  «дольней  лозы  прозябанье»  …  и  русские «дороги  плохи»  (!)  …  и  «голос  лиры  вдохновенной»,  и  «славы  блеск  и  «мрак  изгнанья», «и  светлых  мыслей  красота»,  «и  божество, и  вдохновенье,  и  жизнь,  и  слезы  и  любовь».В  отечественном  поэтическом  наследии пушкинская  нота  —  самая  чистая  и  звонкая.  В  ней  —  душа  народа,  «русский  дух», «животворящая  святыня  памяти».С.  Гейченко
Видео «Как упоительны в России вечера» Среди  многочисленных  высказываний  поэта  мы  находим  такие,  в  которых  он  предстает перед  читателями XXI  в.  как  пророк  и  неиссякаемый оптимист,  человек,  наделенный  глубокими  чувствами:  «Недаром  жизнь и  лира  мне  были  вверены  судьбой»; «Дана  мне  лира  от  богов,  поэту  дар бесценный…»;  «Да  здравствует  солнце, да  скроется  тьма!»;  «Я  жить  хочу,  чтоб мыслить  и  страдать…».
Для  работы  над  исследовательским проектом,  надо  разделиться  на  небольшие  группы  (5—7  человек)  и  выбрать  одну  из  тем.
Разрабатывая  содержание  этой темы,  обратитесь  в  первую  очередь  к поэзии и  HYPERLINK "http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%98._%D0%90._%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD._%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0_20-%D1%85_%D0%B3%D0%B3." \o "И. А. Бунин. Проза 20-х гг." прозеА. Пушкина, к уже знакомым и новым для вас его сочинениям. 
Найдите  произведения  различных искусств,  в  которых  воплощены  образ  самого  поэта  и образы  его  литературных  произведений.  Представьте изученный  вами  материал  в  виде  реферата,  компьютерной  презентации, виртуального  путешествия  по  пушкинским  местам.
Защита каждого мини-проекта должна превратиться  в  увлекательное  событие,  в  котором  могут  быть  представлены  различные  виды  художественной деятельности:  выразительное  чтение, пение,  театрализованная  постановка, видео-  и  фотокомпозиции,  хореография,  выставка  творческих  художественных  работ. Видео «О спектакле С.Безрукова «ПУШКИН»В  защите  проектов  могут  принять участие не только одноклассники, но и учителя,  учащиеся  других  классов,  родители,  друзья.    Чтобы  гости  не  были пассивными  наблюдателями  этого действа,  придумайте  для  них  вопросы и  задания,  конкурсы.  В  предлагаемых ниже  темах  каждый  из  вас  сможет найти  тему  по  душе.  Возможно,  что вы  предложите  какой-либо  новый  ракурс раскрытия темы  «Пушкин — наше всё». Презентация «Требован6ия к учебному проекту»   Темы  групповых  и  индивидуальных  мини-проектов, мини-исследований•   Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).• «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.• Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.• Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.• Театр и А. С. Пушкин.• Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.• Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты его произведений.• Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.• Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем А. С. Пушкина.• Астрономиялогия: малая планета 2208 Pushkin.• Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.