Сценарий театрализованной постановки И пусть поколения помнят, бессмертен подвиг твой Ленинград…
"И пусть поколения помнят… Бессмертен подвиг твой, Ленинград"
Театрально-литературно-музыкальная композиция,
посвященная70-летиюснятия блокады Ленинграда
Цель и задачи:
Вызвать эмоционально-нравственный отклик к трагическим событиям российской истории, чувство сопереживания, гордости и причастности к великому историческому прошлому
Развитие осознания принадлежности к великой нации, великой стране; гордости за ее героическое прошлое
Воссоздание хотя бы частично,атмосферы и духа этого времени («погружение в эпоху»), что и будет являться воспитаниемсредой
Формирование гордости к героическим деяниям старшего поколения
Оборудование и технические средства:1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран2. Мультимедийная презентация 3. Музыкальный центр
4. Музыкальное оформление:
"Седьмая симфония"Д.Шостаковича"Реквием" В. Моцарта
"Аве Мария" Ф.П. Шуберт"Окрасился месяц багрянцем"Л.Русланова
"Концерт № 1 для фортепиано с оркестром" П.И.Чайковского
Перед началом мероприятия и после звучит «Гимн Великому Городу Ленинграду» Р.Глиэра.
На сцене воссозданаобстановка блокадной комнаты. Окно, заклеенное крест-накрест газетами,репродуктор, печка-буржуйка, портрет Сталина на стене, зеркало, патефон, старые стулья, стол, полка с книгами, на полу у стены матрасы. По ходу сценария происходит действие на сцене.
У сцены внизу "Уголок памяти": стол, алюминиевая посуда, 125 грамм хлеба, гвоздики.
Звучит отрывок из Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского
Ход мероприятия:
Ведущий 1.70-летию годовщины снятия блокады Ленинграда посвящается…
Ведущий2. Героям обороны Ленинграда посвящается…
Ведущий 1. Полутора миллионам, погибшим от голода, холода в блокаде посвящается…
Ведущий 2. Выстоявшим и пережившим блокаду посвящается…
Ведущий 1. Поколению вступающему в жизнь посвящается…
Ведущий2. И пусть поколения помнят…Бессмертен подвиг твой Ленинград.
Ведущий 1:В соответствии планом «Барбаросса» вермахт наносил одновременные удары в северном, центральном и южном направлениях. (Фоном звучит немецкая музыка)
В северном направлении целью был Ленинград, которым Гитлер намеревался овладеть и сравнять с землей уже к 21 июля: "Нам нужно полностью избавиться от населения Москвы и Ленинграда, которое в противном случае мы будем вынуждены кормить в течение зимы" (1).
Ведущий2.В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения.После некоторых неудачных попыток наступления Гитлер предпочёл сменить тактику: "Этот город надо уморить голодом. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод" (1).
Ведущий 1.8 сентября гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда.Героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условия блокады.
На экране кино-подбор о начале обороны Ленинграда (первые дни) - 45 сек. сопровождается «Седьмой симфонией» Д. Д. Шостаковича. На сцене мальчики в солдатской форме.
Мальчик 1.
Ноябрь 1941 года. На Ленинград
Обхватом с трёх сторон
Шёл Гитлер силой 40 дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновение
он сердца ленинградского биения.
Мальчик 2.
И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, голод, шёл за ними следом.
(«Пулковский меридиан»В.Инбер)
Звучит метроном.Действие на сцене: несколько человек в комнате одетые в теплые вещи:ватники, шапки-ушанки, закутаны в шали,вязаные кофты.Все спят. За столом блокадник, он интеллигент в очках, пальто и шарфе, греет руки о стакан:
В комнате - двенадцать человек,Спим, к печурке сдвинувшись поближе.Если рядом - стужа, холод, снег,Поселившись вместе, легче выжить.И с утра, когда метель опятьШтору через щель в окне колышет, Я, проснувшись, перед тем, как встать,Вслушиваюсь – все ли дышат?
Голос из репродуктора: "Граждане! Воздушная тревога!»
Действие на сцене: все просыпаются, кто-то растапливает буржуйку, кипятят чайник, садятся за стол. Звуки бомбёжки. Нет сил бежать в бомбоубежище, они остаются в комнате,обнявшись низко пригибаются к столу.
Ведущий1.С первых же дней блокады Ленинград постоянно бомбила вражеская авиация.
За один заход бомбардировщиков на город сбрасывали тысячи зажигательных бомб.
Ведущая 2.Ежедневно чёрные клубы дыма сотен пожаров тянулись к небу. От бомбёжки в первый день были уничтожены все склады с продовольствием.Продуктов в городе осталось не более чем на 30 дней. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки.
Звучит метроном.На слайдах медленно появляются буквы: «Сотый день блокады…»
Ведущий 1. Сотый день...
Блокадница-девушка с ребенком на руках:
Вместо супа – бурда из столярного клея,Вместо чая – заварка сосновой хвои.Это б всё ничего, только руки немеют,Только ноги становятся вдруг не твои,Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик, И глухие удары пойдут невпопад…
( "Сотый день" Ю.Воронов)
Ведущий 1. В Ленинграде начался голод. В пищу шло все. Первыми были съедены домашние животные.Люди прибегали к любым способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, обдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, из домашних аптечек выбирали все, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп.
Действия на сцене: внизу у сцены столик, на нём весы, хлеб. Все медленно спускаются, выстраиваются в очередь. Продавец в обмен на продуктовые карточки взвешивает и выдает каждому его норму хлеба.Люди получают свой паёк и несут его в ладонях, крепко прижав к себе.
Ведущий 1. Нормы выдачи хлеба по этим карточкам постоянно снижались.В ноябре месяце население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 грамм на рабочую карточку и 125 граммов - все остальные.
Ведущий 2.Да и эти 125 грамм, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог.
Ведущий 1.Эта цифра «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам.» - навсегда останется одним из символов блокады (6).Блокадница-девочка, в очереди, получившая свою норму, поворачиваясь к зрителям: хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки.
Блокадники медленно поднимаются нам сцену
Ведущий 2.В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – теперь её можно было брать только из Невы (6).
Ведущий 1.Вскоре подошло к концу и топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки, а затем и книги. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену (6).
Действие на сцене: один из блокадников, на коленях у буржуйки, интеллигент-блокадник несет книгу, с трудом отдает ее для растопки, где сидящий у печки,отрывая по странице,медленно кладет их в топку, женщинау стола делит хлеб на всех.
Ведущий 2. Сотый день догорал…Как потом оказалось,Впереди оставалось ещё восемьсот.Звучит метроном.
Ведущий 1.Но хуже всего приходилось детям.И не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата… О чём думал голодный десятилетний мальчик, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных…
Ведущий 2. Когда умирают взрослые – это тяжело, но понятно. А смерть детей? Сознание принимать отказывается (6).
Действие на сцене: звучит "Аве Мария"На сцене мать на коленях прижимает к груди ребенка.Другая девушка в черном платке читает:
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землёй не дышится, боль сверлит висок,
Сквозь бомбёжку слышится детский голосок.
Постучи кулачком – я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не придам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клёна
Или просто травинок зелёных,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студёной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
("Щели в саду вырыты…" А. Ахматова)
Действие на сцене: все уходят со сцены
Ведущий 1. Несмотря на голод, холод и мрак в городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи.
Всё время, пока шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволяющей почувствовать, что город живёт (6).
Ведущий1.9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича.Партитуру симфонии доставили на самолёте с Урала. В этот день большой зал городской филармонии был полон, а очереди за билетами были длиннее, чем в булочные(6).
Звучит симфония
Ведущий 2. Были репродукторы, немцы все это слышали. По признанию немецких солдат они обезумели, когда это слышали. Они-то считали, что город мертв. В тот день они поняли, что проиграют войну.
Ведущий 1.Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию - обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолёт в тот день не проник в небо Ленинграда (6).
Действие на сцене: все возвращаются, рассаживаются за столом, слушают симфонию по репродуктору
Б:Концерт начался! И под гул канонады-Она, как обычно, гремела окрест-Невидимый диктор сказал Ленинграду:" Вниманье! Играет блокадный оркестр !"
Действие на сцене: все встают
Б:И музыка встала над мраком развалин,Крушила безмолвие тёмных квартир,И слушал её ошарашенный мир…
Вы так бы смогли, если б вы умирали?
Действие на сцене: все уходят
("Баллада о музыке" Ю. Воронов)
Ведущий 2.В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал.
Ведущий 1.Город продолжал жить и бороться. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Кировский завод ежедневно бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт.
Действие на сцене: из репродуктора исполняется подборка из нескольких песен военных: «Катюша», «Землянка», «Тёмная ночь». Блокадники снимают тёплую одежду, берут вёдра, мётлы, начинают уборку в комнате, проверяют стёкла в окнах, снимают газеты и т. п.
Ведущий 1.Вновь репродуктор оживает: там песни старые включили, Мы их ещё не подпеваем, но не забыли, не забыли…
Ведущий 2.Апрель 1942 года. Измученные блокадой ленинградцы вышли на улицы и очистили свой город от завалов снега, грязи, трупов – весна была на подходе, а вместе с ней в городе могли начаться эпидемии.
Ведущий 1.В истории немало примеров, когда крепости и города сдавали из-за эпидемий. Ленинграду удалось этого избежать.
Действие на сцене: после уборки усаживаются за стол. Кто-то подходит к патефону, ставит пластинку. Звучит запись Л.Руслановой«Окрасился месяц багрянцем» на старой пластинке..
Ведущий 2.Зима 1942-43 годов резко отличалась от предыдущей. По улицам города ходили трамваи, не видно было снежных сугробов и мусора. Работали предприятия получившие топливо, городские бани, имелся небольшой запас дров (6).
Ведущий 1.К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-ой немецкой армии, разгромили ее основные силы. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. Блокада Ленинграда была полностью снята.
Блокадник:Рыдают люди и поютИ лиц заплаканных не прячут.Сегодня в городе – салют!Сегодня ленинградцы плачут.Ни успокаивать пока,Ни утешать людей не надо:Их радость слишком велика -Гремит салют над Ленинградом !Их радость велика,Но боль заговорила и прорвалась:На праздничный салют с тобойПол-Ленинграда не поднялось.
«27 января 1944 года» Ю.Воронов
Ведущий 2.Те, кто пережил блокаду были обычными людьми, они сумели совершить невозможное – пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда (6).
Звучит «Реквием» Моцарта.
Блокадник:
Мне кажется: когда гремит салют, Погибшие блокадники встают.
Они к Неве по улицам идут, Как все живые. Только не поют.
Не потому, что с нами не хотят, А потому, что мёртвые молчат.
Действие на сцене: все по очереди , медленно появляются со свечами)
Мы их не слышим, мы не видим их, Но мёртвые всегда среди живых.
Идут и смотрят, будто ждут ответ: Ты этой жизни стоишь или нет?..
Стихотворение «Мертвые» Ю.Воронов
Использованная литература:
Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/Авт. – сост. М.Н.Чернова. – М.: Эксмо, 2006.-624 с.
Воронов Ю.П. Блокада: [Цикл стихотворений]// Ю.П.Воронов. – М.: Современник, 1989. – (Библиотека поэзии "Россия"). – С.276-282.
"Я говорю с тобой из Ленинграда": Сб./ Сост. Д.Колпакова. – Л.: Дет.лит., 1987. – 207с.
"Непокоренный Ленинград". Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. 3-е изд. Л.: «Наука», 1985. – 174с.
Блокадной памяти страницы: Поэтический сб. Вып. 2./ Сост. М.М.Рыбальченко, Н.Я.Спиридонова, О.Н.Тюлева. – СПб., 2002. - 107с.
С.Кармазин «Блокада Ленинграда». http://vip.lenta.ru/topic/victory/blokada.htm
http://www.rulit.net/books/pulkovskij-meridian-read-221416-8.html. "Пулковский меридиан" Вера Инбер