Рабочая программа по русской литературе в 5 классе под ред. Т.Ф. Курдюмовой

Пояснительная записка по литературе – 5 класс.
Структура документа.
Рабочая образовательная программа включает разделы:
Пояснительная записка.
Тематическое планирование.
Учебно-методическое обеспечение.
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования примерной программы по литературе и программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений под ред. Т.Ф. Курдюмовой.
Основные цели и задачи литературного образования в 5 классе:
воспитывать любовь к книге как культурной ценности;
способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника;
развивать эмоциональное восприятие текста;
развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;
обучать школьников анализу художественных произведений;
способствовать запоминанию основных теоретических понятий: сюжет и герой.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
ежеурочно работать над выразительным чтением поэтических и прозаических текстов;
продолжить обучение подробному пересказу, обучать творческому и выборочному пересказу;
обучать приёмам анализа образа героя (анализ портрета персонажа, его имени, поступков и взглядов, составление речевой характеристики и т.д.);
обучать аргументировано выражать своё мнение и участвовать в диалоге в процессе обсуждения произведения;
формировать первичные навыки работы с теорией литературы;
формировать первичные навыки работы со справочными материалами;
способствовать развитию умения создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, «журналы», автобиографии и т.д.);
учить проводить параллель между поступками героя литературного произведения и собственным поведением.
Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего общего образования, одновременно запланировано знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имени произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно- художественных стилей.
С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.
Курс рассчитан на 68 часов, из них на урочную деятельность – 57 ч., внеурочная деятельность – 11 часов.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельно творческой работы.
Учебный курс реализуется через здоровьесберегающие технологии и технологию развивающего обучения, также внедрение технологии критического мышления.
В 5 классе обучается 11 учащихся: 6 мальчика и 5 девочек. По уровню обученности и воспитанности класс средний. Все учащиеся с разными учебными возможностями. Низкий уровень обученности по предмету имеют Бояркин Иван, Цыденов Чимит. Эти учащиеся имеют много проблем, низкий темп работы. Большинство учащихся имеет бедный словарный запас.























Календарно-тематическое планирование по литературе – 5 класс.

Темы уроков
кол-во часов
дата провед.


1 четверть



1.
Литература как искусство слова.
1 ч.



Мифы (3 ч.)



2.
Мифы народов мира. Календарные мифы.
1 ч.


3.
Мифы о сотворении мира.
1 ч.


4.
Древнегреческие мифы «Золотые яблоки Гесперид».
1 ч.



Фольклор (10 ч.)



5.
Фольклор – устное народное творчество. Былины.
1 ч.


6.
«Три поездки Ильи Муромца».
1 ч.


7.
Русские народные сказки. «Царевна - лягушка».
1 ч.


8.
Сказки народов мира. Арабские народные сказки. «Рассказ о первом путешествии Синдбада - морехода».
1 ч.


9.
В/у. Новая жизнь знакомых героев. Викторина «В гостях у сказки».
1 ч.


10.
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
1 ч.


11.
Загадки. «Сказка-загадка». Анекдоты. «Сказка-анекдот».
1 ч.


12.
В/у. Песни. Частушки. Урок – представление «Малые жанры фольклора».
1 ч.


13.
Народная драма. «Озорник Петрушка».
1 ч.


14.
В/у. Связь различных жанров фольклора. Игра «Своя игра».
1 ч.


15.
И.А. Крылов «Свинья под дубом».
1 ч.


16.
И.А. Крылов « Осел и мужик».
1 ч.


17.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Сюжет и композиция поэмы.
1 ч.


18.
Образы Руслана и Людмилы. Добрые и злые силы в поэме.
1 ч.



11 четверть



19.
Образы Руслана и Людмилы. Добрые и злые силы в поэме.
1 ч.


20.
Р/р. Сочинение.
1 ч.


21.
А.С. Пушкин. Лирика. «Няне», «Зимний вечер», «Зимняя дорога».
1 ч.


22.
В/у. Экскурсия в школьную библиотеку. М.Ю.Лермонтов «Парус», «Листок», «Из Гете».
1 ч.


23.
М.Ю.Лермонтов. Лирика. «Парус», «Листок», «Из Гете».
1 ч.


24,25.
Н.В. Гоголь «Пропавшая грамота».
2 ч.


26.
И.С. Тургенев «Муму». Проблематика. Система образов в рассказе.
1 ч.


27,28.
Образ Герасима. Характер и поступки героя.
2 ч.


29.
В/у. Сказочные превращения.
1 ч.


30.
Р/р. Сочинение.
1 ч.


31.
Поэтический образ Родины в стихах русских поэтов XIX века. Лирика.
1 ч.


32.
И.С. Никитин, А.К. Толстой. Стихотворение.
1 ч.



111 четверть



33.
А.А. Фет, Ф. И. Тютчев. Стихотворение.
1 ч.


34.
Т.Л. Стихотворные размеры.
1 ч.


35.
Героическое прошлое России. М. Ю. Лермонтов «Бородино».
1 ч.


36,37.
Л.Н. Толстой «Петя Ростов» (отрывки из романа «Война и мир»).
2 ч.


38.
В/у. М.А. Булгаков «Петя Ростов». Сказочные превращения.




Литература XX века (25 ч.)



39.
Связь веков. Лирика.
1 ч.


40.
Литературные сказки XX века. К.Г. Паустовский «Рождение сказки».
1 ч.


41,42
Х.К. Андерсен «Снежная королева».
2 ч.


43.
Игра «Умники и умницы».
1 ч.


44,45.
А.П. Платонов «Волшебное кольцо».
2 ч.


46.
Дж.Родари «Сказки по телефону».
1 ч.


47.
В.Набоков «Аня в стране чудес».
1 ч.


48,49.
Дж.Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно».
2 ч.


50.
Проза русских писателей XX века. И. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями».
1 ч.


51.
Е.Замятин «Огненное Я».
1 ч.


52.
А.Куприн «Мой полет».
1 ч.



IV четверть



53,54.
Поэтический образ Родины в лирике поэтов XX века.
2 ч.


55.
В/у. Экскурсия в библиотеку.
1 ч.


56.
Мир Братьев наших меньших в лирике С. Есенина и В. Маяковского.
1 ч.


57,58.
Героическое прошлое России В лирике поэтов XX века.
2 ч.


59.
Современная литература. В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
1 ч.


60.
Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро».
1 ч.


61.
В/у. Экскурсия по теме «Человек и природа».
1 ч.


62.
Образ главного героя Васютки.
1 ч.


63.
Т.Янссон «Последний мир дракон».
1 ч.



Путешествия и приключения (5 ч.)



64.
Покорение пространства и времени. Д.Дефо «Робинзон Крузо».
1 ч.


65.
Р.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена».
1 ч.


66.
М.Твен «Приключения Тома Сойера».
1 ч.


67.
А. Линдгрен «Приключения Кале Блюмквиста».
1 ч.


68.
В/у. Читайте летом. М. Цветаева «Книги в красном рееплете». Брэйн-Ринг.
1 ч.











Учебно-методическое и информационное обеспечение
по русской литературе для 6 класса.

Название
Для учителя
Для ученика

1.
Стандарт основного общего образования по литературе.
+


2.
Программа по литературе под ред. Т.Ф. Курдюмовой.
+


3.
Т.Ф. Курдюмова. Литература. 6 класс. В 2-х частях. М., «Дрофа», 2009
+
+

4.
Т.Ф. Курдюмова. 6 класс. Методические рекомендации для учителя. М., «Дрофа», 2002.
+


5.
Н.В.Егораева. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М., «Вако», 2007.
+


6.
Е.Ю. Липина. Тесты к учебнику – хрестоматии под ред. Т.Ф. Курдюмовой. 5-9 кл. М., «Дрофа», 2006.
+
+

7.
Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы.                                                                                
+


8.
Н.П. Архипова, Т.Б. Байдакова. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. М., «Глобус», 2009.
+


9.
«Литература в школе»
+


10.
Приложение к газете «Первое сентября» - «Литература».
+










Материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение.
Русская литература. 6 класс.
Техническое обеспечение кабинета:
Компьютер
Принтер
Проектор
Моноблок (Телевизор + DVD)
Словари и справочники:
Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до классики XIX века. Т.9. М., Аванта +, 2001
Энциклопедия для детей. Русская литература. XX век. Т. 9. М., Аванта +, 2001.
Энциклопедия для детей. Всемирная литература. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. Т. 15. М., Аванта +, 2000
Русский биографический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. М., «Экзмо», 2007.
Л.В. Чернец, В.Б. Семенов. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 2002.
Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. Краткий словарь литературоведческих терминов.
Электронные образовательные ресурсы:
Уроки литературы Кирилла и Мефодия.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 10 СД-RОМ.
Литература. 5-11 классы. ООО «Дрофа», «Физикон», 2004.









15