Рабочая программа учебного предмета « Литература » 9 класс
МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»
Щигровского района Курской области
Рабочая программа
учебного предмета
« Литература »
9 класс
учителя русского языка и литературы
Неманежиной Татьяны Николаевны
(высшая квалификационная категория)
Год составления - 2013-2014 учебный год
Срок реализации программы - 1год
Курская область, Щигровский район, дер. 1-я Семеновка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и учебной программы по литературе, допущенной МО РФ в 2008 г. (автор-составитель В. Я. Коровина.) Важнейшее значение в формировании духовно богатой, развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Место предмета «Литература» в базовом учебном плане.
Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения предмета «Литература» в средней школе, четко определяют его место в базисном учебном плане. В них подчеркивается, что приобщение школьников к богатствам русской и мировой литературы - это единый и непрерывный процесс, позволяющий устанавливать связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. На изучение предмета «Литература» в 9 классе отводится 102 часа ( 3 часа в неделю)
Цель изучения литературы в школе.
Содержание и структура программы определяется целью литературного образования: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, развитие способностей воспринимать и оценивать явления литературы и оценивать, формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции школьников.
Достижение этой цели предполагает:
чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства,
воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
Новизна данной рабочей учебной программы.
Особенностью данной программы является системная направленность: от освоения различных жанров фольклора к изучению творчества писателей; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова; подводится итог работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература
Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (жестокость и сострадание, великодушие и эгоизм, прекрасное в природе и человеческой жизни).
Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Поэтому предлагаются для изучения ранее не входившие в курс литературы 9 класса произведения писателей 20 века (А.И. Солженицына, Б. Пастернака), необходимые для расширения читательского кругозора учащихся, обогащения их представления о художественном наследии русской литературы.
В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные (связь с курсами истории, географии, русского языка) и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства (музыке, живописи).
Данная программа формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - живое поступательное движение.
Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках-диспутах, семинарах, уроках-концертах.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализ
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение(1ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений)
Древнерусская литература(2ч)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. Историческая основа «Слова о полку Игореве».
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Герои и события в произведении. Идейный центр поэмы.
Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Подготовка к домашнему сочинению.
Литература 18 века.(9ч)
Общая характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величистве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин.
Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего.
«Памятник». Традиции Горация Мысль о бессмертии поэта. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Денис Иванович Фонвизин.
Слово о писателе (обзор). Сатирическая направленность комедии.
Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Николай Михайлович Карамзин.
Слово о писателе (обзор). Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Главные герои произведения. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (расширение представлений)
Р/ речи Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»
Русская литература 19 века.(62ч)
Романтизм и реализм. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский.
Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, роковые предсказания и приметы, мотивы дороги и смерти. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений)
Александр Сергеевич Грибоедов.
Становление личности писателя. Особенности композиции драматического произведения «Горе от ума».
«К вам Александр Андреевич Чацкий…» Анализ 1 действия
«Век нынешний и век минувший…» Анализ 2 действия
«Безумный по всему…» Анализ 3 действия.
«Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…» Анализ 4 действия.
Меткий афористический язык комедии Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Подготовка к домашнему сочинению.
Контрольная работа по творчеству А. С. Грибоедова.
Александр Сергеевич Пушкин.
Жизнь и творчество (обзор).
Лицейская лирика. «19 октября»
Свободолюбивая лирика Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю»
Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина. «Я вас любил» , «На холмах Грузии»
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Р/ речи Анализ стихотворения А.С. Пушкина
В/ чтение А.С. Пушкин «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Романтический колорит поэмы.
Роман «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов.
Теория литературы: роман в стихах
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.. Татьяна и Ольга.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Картины родной природы в романе.
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
Теория литературы: реализм (развитие понятия)
Р/ речи Контрольное сочинение по роману А. Пушкина «Евгений Онегин»
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина
Михаил Юрьевич Лермонтов
Жизнь и творчество (обзор).
Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Молитва», «Парус»
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»
Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»
Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие.
Р/ речи Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Замысел, смысл названия и проблематика романа. Печорин как представитель «портрета поколения».
Анализ повести «Бэла»
Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч.
Анализ повести «Тамань»
2 Анализ повести «Княжна Мери»
Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени в оценке В.Г. Белинского»
Теория литературы. Понятие о романтизма (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы. Психологический роман.
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова
Николай Васильевич Гоголь
Жизнь и творчество (Обзор). Обобщение ранее изученного материала. «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции.
Теория литературы. Комическое и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм.
Анализ 1 главы. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.
Анализ 2 главы. Образ Манилова.
Анализ 3 главы. Образ Коробочки.
Анализ 4 главы. Образ Собакевича.
Анализ 5 главы. Образ Ноздрева.
Анализ 6 главы. Образ Плюшкина.
Р/ речи Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Литературный тип.
Образ города в поэме «Мертвые души»
«Мертвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора. Поэма в оценках Белинского
Р\ речи Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
В/ чтение Н.В. Гоголь «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Роль фантастики в художественном произведении.
Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя.
Александр Николаевич Островский
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Особенности сюжета.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия)
Федор Михайлович Достоевский.
Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Содержание и смысл сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия)
Антон Павлович Чехов
«Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века.
Р/речи Подготовка к сочинению-рассуждению на проблемный вопрос: «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений Островского, Достоевского, Чехова)
Беседа о стихах Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. Совершенствование представлений о жанрах лирических произведений.
Теория литературы. Жанры лирических произведений (развитие представлений)
Урок-зачет по произведениям русской литературы второй половины 19 века
Русская литература 20 века(8ч)
Многообразие жанров и направлений.
Иван Алексеевич Бунин.
Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Лиризм повествования.
Михаил Александрович Шолохов.
Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа.
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын
«Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ праведницы в рассказе.
Теория литературы. Притча (углубление понятия)
Контрольная работа. Комплексный анализ текста А.И.Солженицын «Лиственница»
Русская поэзия Серебряного века(12ч)
Александр Александрович Блок
Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин
2 Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Разбуди меня завтра рано»=…», «Отговорила роща золотая…»Тема любви в лирике поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта.
Марина Ивановна Цветаева.
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве».Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий.
Слово о поэте. «Я не ищу гармонию в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст» «Завещание». Философский характер лирики поэта.
Анна Андреевна Ахматова
Слово о поэте. «Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Александр Трифонович Твардовский.
Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм (углубление представлений)
Контрольная работа Анализ лирического произведения
Зарубежная литература(8ч)
Античная лирика.
Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…»,»Нет, не надейся признание заслужить…». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.
Гораций «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.
Данте Алигьери.
Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический. Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир.
Слово о поэте. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» Общечеловеческое значение героев Шекспира. Философский характер трагедии.
Иоганн Вольфганг Гете. Слово о поэте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» как философская трагедия.
Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Дата Количество часов Тип урока Тема урока Вводимые на уроке понятия Практическая часть
Примечание
1 Комбинированный урок Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся Литература как искусство слова (углубление представлений)
1 Урок ознакомления с новым материалом Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове...» Слово как жанр древнерусской литературы 1 Комбинированный урок Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова...». Подготовка к домашнему сочинению 1 Урок ознакомления с новым материалом Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма 1 Урок ознакомления с новым материалом М. В. Л о м о н о с о в. Слово о поэте и ученом. М. В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения 1 Урок ознакомления с новым материалом М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Еписа-веты Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова Ода как жанр лирической поэзии 1 Урок ознакомления с новым материалом Г. Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения 1 Комбинированный урок Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина 1 Урок ознакомления с новым материалом А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения 1 Урок ознакомления с новым материалом Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия и его содержательное наполнение 1 Урок ознакомления с новым материалом Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей Сентиментализм (расширение представлений)
1 Комбинированный урок «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы 1 РР Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений1 Урок ознакомления с новым материалом Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература 1 Урок ознакомления с новым материалом Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения 1
Урок ознакомления с новым материалом В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы Баллада (развитие представлений)
1 Урок ознакомления с новым материалом А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга 1 Урок ознакомления с новым материалом А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии 2 Урок ознакомления с новым материалом Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» 2 Урок ознакомления с новым материалом Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей 1 Практикум Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») 1 РР И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» 1 Урок ознакомления с новым материалом А. С. П у ш к и н: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина 1 Практикум Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» 1 Практикум Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта 1 Урок ознакомления с новым материалом Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения 1 Урок контроля Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина 1 Урок ознакомления с новым материалом А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко 1 Урок ознакомления с новым материалом Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа роман в стихах 1 Урок ознакомления с новым материалом Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути 1 Урок ознакомления с новым материалом Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга 1 Практикум Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем 1 Урок ознакомления с новым материалом Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа 1 Урок ознакомления с новым материалом Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа реализм (развитие понятия)
1 Урок ознакомления с новым материалом Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1 Урок ознакомления с новым материалом А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества Понятие о романтизма (закрепление понятия). 1 практикум М. Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно...» 1 практикум Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Есть речи — значенье...» 1 практикум Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий» 1 практикум Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии 1 Урок ознакомления с новым материалом М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе Психологизм художественной литературы. Психологический роман.
1 Урок ознакомления с новым материалом М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» 2 Урок ознакомления с новым материалом «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» 1 Урок ознакомления с новым материалом Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина 1 Урок ознакомления с новым материалом Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина 1 Урок ознакомления с новым материалом Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению 1 Урок контроля Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» 1 Урок ознакомления с новым материалом Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы 2 практикум Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода Понятие о герое и антигерое. Литературный тип.
1 Урок ознакомления с новым материалом Образ города в поэме «Мертвые души» 1 Урок ознакомления с новым материалом Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы 2 Урок ознакомления с новым материалом «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению 1 Урок ознакомления с новым материалом А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада . Комедия как жанр драматургии (развитие понятия)
1 Урок ознакомления с новым материалом Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии 2 Урок ознакомления с новым материалом Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира Повесть (развитие понятия)
1 Урок ознакомления с новым материалом Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести 1 Урок ознакомления с новым материалом Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя 1 Урок ознакомления с новым материалом А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора 1 Урок ознакомления с новым материалом А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа 1 РР Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)». (По выбору учащихся) 1 Урок ознакомления с новым материалом Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений 1 Урок ознакомления с новым материалом Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений 1 Урок ознакомления с новым материалом И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы 1 Урок ознакомления с новым материалом Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования 1 Урок ознакомления с новым материалом М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров1 Урок ознакомления с новым материалом Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести 1 Урок ознакомления с новым материалом М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя 1 Урок ознакомления с новым материалом Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее . Реализм в художественной литературе (углубление понятия).
1 Урок ознакомления с новым материалом А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе Притча (углубление понятия)
1 Урок ознакомления с новым материалом Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи Урок контроля Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века 1 Урок ознакомления с новым материалом Русская поэзия Серебряного века практикум А. А. Б л о к. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта 1 практикум С. А. Ес е н и н. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...», «Край ты мой заброшенный...» 1 практикум Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина 2 практикум В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта 1 практикум М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой 1 практикум «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта 1 практикум Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого 1 практикум А. А. А х м а т о в а. Слово о поэте. Трагические интонации.в любовной лирике 1 практикум Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики 1 практикум Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», 1 практикум «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всем мне хочется дойти...». Философская глубина лирики Пастернака 1 практикум А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм (углубление представлений)
1 практикум А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне 2 Урок-концерт Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX—XX веков 1 Урок контроля Урок-зачет по русской лирике XX века 1 Урок ознакомления с новым материалом Античная лирика. Катул л. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии 1 Урок ознакомления с новым материалом Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер 1 Урок ознакомления с новым материалом У. Ш е к с п и р. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» 1 Урок ознакомления с новым материалом Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы 1 Урок ознакомления с новым материалом И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, 1Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни 1 Урок ознакомления с новым материалом Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы 2 Урок ознакомления с новым материалом Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся, закончившие 9 класс, должны знать:
Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);
Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;
Содержание изученных произведений;
Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
должны уметь:
Воспроизводить содержание литературного произведения;
Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;
Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);
Давать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано этопроизведение;
Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;
Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;
Написать сочинение на заданную тему.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники
Учебные пособия Методические пособия
Программа
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – 8-е издание. – М.: Просвещение. 2011 Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Читаем, думаем, спорим…: 9 класс. –
М.: Просвещение, 2009.
Фонохрестоматия
к учебнику «Литература 9 класс». (Формат МР3).
М.: Аудио-школа, Просвещение, 2007.
Коровина В.Я.,
Збарский И.С. Литература: 9 класс: Методические советы. -М.: Просвещение. 2006, 2007, 2008. 2011
Беляева Н. М. Ерёмина О. А. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
Коровина В. Я. Литература: 9 кл.: Методические советы/В. Я. Коровина, И. С. Збарский; под ред. В. И. Коровина. – М.: М.: Просвещение, 2011.
Литература. 9 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной, автор-составитель С. Б. Шадрина, Волгоград, 2011г.
Программа общеобразовательных учреждений
5-11 классы (базовый уровень)
Под редакцией
В.Я.Коровиной
Допущено Министерством образования и науки РФ, 2008
Список литературы
Шадрина С.Б. Литература: 9 кл.:Поурочные планы - Волгоград.: Учитель, 2006.
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В. Литература в 9 классе. Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2002.
Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. – М.: Вака, 2003
Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование 9 класс. –М.: Экзамен, 2003.
Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. М.: Просвещение, 1999.
Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 9 классе. Книга для учителя. –М.: Аркти, 2003.
Лейфман И.М.. Карточки для дифференцированного контроля знаний. – М.: Материк Альфа, 2005.
Михайлова И. Литература Тесты к школьному курсу, 9 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Олейникова Н.С. Русские писатели-классики. Анализ произведений школьной программы. - Минск: Экоперспектива, 2004.
Демиденко Е. Л., Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы., - М.: Дрофа, 2003.
Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе, -М: Вербум-М, 2004.