Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс» для основного общего образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кыштовская средняя образовательная школа №2
с. Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области
Адрес: 632270 НСО с. Кыштовка Кыштовский р-н ул. Волкова, 55 тел 8-383-71-21-240
e-mail: s2@kyshtovgrad.ruРассмотрено на заседании
методического объединения
учителей естественного цикла
Протокол №_____от_________
_________________________ Согласовано
Зам. директора по УВР
О.В.Жаворонок
____________________ Утверждена приказом
директора МКОУ КСОШ №2 О.В.КорниловичПриказ № _______ от_________
Рабочая программа
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс»
для основного общего образования
Составил: Фролов Евгений Михайлович, первой квалификационной категории
Срок реализации программы: 2016-20167 у.г.
2016/2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе нормативных документов:
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения : письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.Т.Смирнов 5-9 кл. М.Просвещение 2016г
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс. А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, под. ред. А.Т.Смирнов, М.Просвещение 2015 г.
В настоящее время решение вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует усиления подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, в том числе здорового образа жизни.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, включающей систему здорового образа жизни, является общественной задачей, поэтому все школьные предметы вносят свой вклад в этот процесс.
Однако ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», который не только интегрирует знания, получаемые учащимися при изучении других предметов, но и формирует специфические компетенции, качества, способствующие социальному развитию личности школьника, подготовке его к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде современного мира.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования личных и социально значимых качеств учащегося, направленных на повышение уровня защищенности жизненно важных интересов гражданина, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора на общественную безопасность.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе призвано обеспечить достижение целей:
-безопасное поведения учащегося в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;
· понимание каждым учащимся ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;
· антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения учащихся, в том числе нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
· профилактика асоциального поведения учащихся;
· формирование отрицательного отношения учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
· приобретение умения использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения чрезвычайных и опасных ситуаций;
· развитие способности анализировать окружающую обстановку, чтобы предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций;
· приобретение умения принимать решения о действиях, направленных на снижение риска и защиту от опасности в конкретной ситуации с учетом собственных возможностей.
Задачи изучения курса « ОБЖ» в основной школе:
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
-формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании урока.
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В нашей жизни всегда существовали, и будут возникать такие ситуации, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий. При этом опасность, её причина, последствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная и опасная ситуация.
Программа курса ОБЖ – 5-9 класс предназначена для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций в условиях города, их последствиями, а так же для приобретения знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях данных опасных ситуациях.
За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «ОБЖ». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
На изучение курса «ОБЖ» отводится по 1 часу в неделю в 8 классе, всего 35 часов в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность предмета заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы Обучающийся получит возможность для формирования
Внутренняя позиция школьника
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Познавательные универсальные действия
Ученик научится Ученик получит возможность научиться
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков Умение выбрать основание для сравнения объектов
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии
Умение выбрать основание для классификации объектов
проводит классификацию по заданным критериям осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии
Умение доказать свою точку зрения
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей
Умение определять последовательность событий
устанавливать последовательность событий
устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы
Умение определять последовательность действий
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.
- Регулятивные универсальные действия
Ученик научится Ученик получит возможность научиться
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи
Принимать и сохранять учебные цели и задачи в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Умение контролировать свои действия
осуществлять контроль при наличии эталона Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания
Умения планировать свои действия
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале
Умения оценивать свои действия
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
- Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится Ученик получит возможность научиться
Умение объяснить свой выбор
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы
Умение задавать вопросы
формулировать вопросы формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
Восьмиклассник получит возможность:
- систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;- прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;- характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;- проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
8 КЛАСС.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Содержание тем учебного курса:
Модуль1.Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность на водоемах.
Экология и безопасность.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций ситуаций.
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая помощь при неотложных состояниях.
Учебно- тематический план
№ Наименование раздела Количество часов
1 Основы комплексной безопасности 16
2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 7
3 Основы здорового образа жизни 8
4 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 4
Итог 35
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
8 класс
№ темы Тематическое планирование Характеристика видов деятельности учащихся
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)
1 Пожарная безопасность (3 ч)
1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
1.2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности
2 Безопасность на дорогах (3 ч)
2.1.Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
2.2.Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.
2.3.Велосипедист — водитель транспортногосредства
Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасно-
-о поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда
3 Безопасность на водоёмах (3 ч)
3.1.Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.
3.2.Безопасный отдых на водоёмах.
3.3.Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Характеризуют состояние водоёмов в различное
время года.
Объясняют правила безопасного поведения наводоёмах.
Сравнивают способы обеззараживания воды.
Объясняют правила безопасного поведения наводе.
.Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде
4. Экология и безопасность (2 ч)
4.1.Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
4.2.Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч)
5.1.Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
5.2.Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.
5.3.Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
5.4.Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
5.5.Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения.
Различают чрезвычайные ситуации техногенногохарактера в соответствии с их классификацией.Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своегопроживания.
Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)
6 Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций
(4 ч)
6.1.Обеспечение радиационной безопасности населения.
6.2.Обеспечение химической защиты населения.
6.3.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
6.4.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях.
Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера
7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)
7.1.Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
7.2.Эвакуация населения.
7.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях.
Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 ч)
8. Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч)
8.1.Здоровье как основная ценность человека.
8.2.Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
8.3.Репродуктивное здоровье — составляющаяздоровья человека и общества.
8.4.Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
8.5.Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
8.6.Вредные привычки и их влияние на здоровье.
8.7.Профилактика вредных привычек.
8.8.Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие.
Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества.
Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)
9. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
9.1.Первая помощь пострадавшим и её значение.
9.2.Первая помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами (практическое занятие).
9.3.Первая помощь при травмах (практическое занятие).
9.4.Первая помощь при утоплении (практическое занятие) Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.
Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении.
По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
2016 – 2017 уч. год
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
Класс № учебника в ФП учебников
2012-2013 уч.г. Предметная область Предмет Авторы учебника Издательство
8 класс 1.2.7.2.3.4
Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ А.Т. Смирнов,
Б.О. Хренников Просвещение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- государственную политику противодействия наркомании;
- основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- соблюдения норм здорового образа жизни.
Календарно- тематическое планирование
№ п/пРазделы и темы Сроки Кол-во часов
I Пожарная безопасность – 3 часа 1 Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия 1
2 Профилактика пожаров в и организация защиты населения 1
3 Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах 1
II Безопасность на дорогах – 3 часа 4 Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей 1
5 Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров 1
6 Велосипедист- водитель транспортного средства 1
III Безопасность на водоемах – 3 часа 7 Безопасное поведение на водоемах в различных условиях 1
8 Безопасный отдых на водоемах 1
9 Оказание помощи терпящим бедствие на воде 1
IV Экология и безопасность – 2 часа 10 Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека 1
11 Правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке 1
V Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия – 5 часов 12 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера 1
13 Аварии на радиационно опасных объектах и их последствия 1
14 Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия 1
15 Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах и их последствия 1
16 Аварии на Гидро Технических Сооружениях, их последствия и обеспечение защиты населения 1
VI Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) 17 Обеспечение радиационной безопасности населения 1
18 Обеспечение химической защиты населения 1
19 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. 1
20 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях 1
VII Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера - 3 часа 21 Оповещение радиационной безопасности населения 1
22 Эвакуация населения 1
23 Мероприятия по инженерной защите 1
Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч24 Здоровье как основная ценность человека 1
25 Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность 1
26 .Репродуктивное здоровье — составляющаяздоровья человека и общества. 1
27 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества 1
28 Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. 1
29 Вредные привычки и их влияние на здоровье. 1
30 Профилактика вредных привычек. 1
31 Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности 1
VIII Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) 32 Первая помощь пострадавшим и её значение 1
33 Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами 1
34
35 Первая помощь при травмах
Первая помощь при утоплении 1
1
ИТОГ 35