Методическая разработка урока «Своеобразие художественного метода М.М. Пришвина: от слова к смыслу»
Белова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 имени
Е.И. Зеленко» города Курска
Методическая разработка
1. Предмет: литература2. Класс: 6 3. Тема урока: «Своеобразие художественного метода М.М. Пришвина: от слова к смыслу»
4. Цель урока: открыть для себя своеобразие художественного мира М.М. Пришвина; расширить представления о духовности, о взаимосвязи человека и природы; способствовать развитию интереса к различным видам искусства; осуществить аналитическое проникновение в художественный текст, сформировать навыки конструирования модели причинно-следственных связей между художественными приемами, авторским отношением и образами героев, строить связное устное и письменное высказывание. 5. Задачи урока:
- обучающие: способствовать углублению знаний об особенностях художественного слова Пришвина, расширить и обогатить словарный запас учащихся путем работы с семантикой, научить пользоваться нетрадиционными формами и методами анализа художественного слова; выявить своеобразие художественного мира М.М. Пришвина; научиться анализировать прочитанное, написание сочинения-эссе (изображение впечатлений, раздумий от прочитанного).
-развивающие: развивать умения понимать иносказательный подтекст художественного текста во взаимосвязи с идеей, позицией автора, совершенствовать навыки выразительного чтения, развитие художественно-эстетических особенностей;
-воспитательные: развивать в себе духовно-нравственные ориентиры; воспитывать в себе бережное отношение к природе и ее богатствам;
- личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; мотивация учебной деятельности.
- метапредметные: сформировать умения оценивать результаты своей деятельности, анализировать свою работу выявлять задачу и решать ее, определяя круг действий и операций, коммуникативность, умение работать с информацией.
6. Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают, что такое эссе, научатся формулировать свои мысли, передавать чувства, смогут передать свои впечатления от прочитанного, усовершенствуют навыки аналитического чтения в рамках «погружения в текст»7. Содержание урока: урок-исследование в группах и использованием рабочих листов с дифференцированными заданиями.
Этап урока Содержание и виды деятельности учащихся
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап 1.Актуализация знаний (литературный диктант по произведению «Кладовая солнца»)
2. Введение в тему урока.
Обращение к эпиграфу:
«Основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа…, взаимодействие человеческой души и мира природы».
(В.А. Солоухин).
3. У учителя в руках шкатулка, олицетворяющая художественный мир писателя Пришвина. В начале урока она пуста, но в конце урока она должна преподнести нам сюрприз, какой – зависит от нашей совместной работы.
2. Основной (информационно-аналитический) этап Работа в микрогруппах под музыкальное сопровождение комбинированных мелодий «Звуки природы». Участники групп получают рабочие листы с заданиями, по итогам выполненных заданий – совместное обсуждение с формулировкой выводов.
Гр.1:
Задача: - Из ряда понятий вы выбираете три, связанные с авторским замыслом и анализируете. Используя прием «цветослово», вы проанализируете ключевые понятия, отражающие, на ваш взгляд, идею автора.
Гр.2:
Задача: анализ фрагментов текста «вслед за автором» - необходимо заполнить рабочие листы, отвечая на предложенные вопросы и делая проблемный анализ по заданной схеме.
Гр.3:
Задача: сделать проблемный анализ фрагмента «Блудово болото» с использованием корнесловно-смыслового анализа.
3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап 1. Итог урока:
Учитель обращается к шкатулке. Здесь появились карточки со словами, из них нужно составить фразу (вызывается один учащийся и составляет фразу (Природа – храм, а человек в ней – созидатель – поворачиваем оборотной треугольник). Но это еще не все, в нашей волшебной шкатулке есть еще что-то: появился подарок – желтый цветок и бабочка. У древних египтян бабочка на оранжевом цветке – это символ гармонии и вдохновения. Таким образом, разгадав тайну художественного мира сказки-были «Кладовая солнца», мы получили еще и подарок, имеющий отношение к домашнему заданию.
2. Дифференцированное домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: «О чём меня заставила задуматься сказка-быль М.М. Пришвина?», «Какой предстает перед нами природа в произведении М. М. Пришвина».
Поэтическая интерпретация отдельных фрагментов (стихотворение по мотивам сказки-были») «Эта волшебная природа!»
3. Рефлексия:
Необходимо заполнить карточки «обратной связи»: в нужном месте поставь крест.
Проект урока литературы в 6 классе
Тема: «Единство человека и природы (подготовка к сочинению-размышлению по сказке-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина)
Цель урока: открыть для себя своеобразие художественного мира М.Пришвина; расширить представления о духовности, о взаимосвязи человека и природы; способствовать развитию интереса к различным видам искусства.
Задачи:
- обучающие: способствовать углублению знаний об особенностях художественного слова Пришвина, расширить и обогатить словарный запас учащихся путем работы с семантикой, научить пользоваться нетрадиционными формами и методами анализа художественного слова; выявить своеобразие художественного мира М. М. Пришвина; научиться анализировать прочитанное, написание сочинения-эссе (изображение впечатлений, раздумий от прочитанного).
-развивающие: развивать умения понимать иносказательный подтекст художественного текста во взаимосвязи с идеей, позицией автора, совершенствовать навыки выразительного чтения, развитие художественно-эстетических особенностей;
-воспитательные: развивать в себе духовно-нравственные ориентиры; воспитывать в себе бережное отношение к природе и ее богатствам;
- личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; мотивация учебной деятельности.
- метапредметные: сформировать умения оценивать результаты своей деятельности, анализировать свою работу выявлять задачу и решать ее, определяя круг действий и операций, коммуникативность, умение работать с информацией.
Тип урока: урок-исследование.
Метапредметная связь: русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование: медиапроектор, таблички с названиями групп, белый треугольник, под ним запись («Природа – храм, а человек в ней – созидатель»), шкатулка с двойным дном, карточки со словами, оранжевый цветок, бабочка, толковые слова, карточки «Рефлексивный светофор», картонный треугольник с надписью; музыкальное сопровождение комбинированных мелодий «Звуки природы».
Ресурсы: учебники по литературе (учебник - хрестоматия М.А. Снежневской, О.М. Хреновой, Э. Э. Кац для 6 класса под редакцией Г.И. Беленького (ч.2)); слайды презентации; памятки, рабочие листы.
Класс поделен на три группы.
На доске – белый треугольник. На оборотной стороне треугольника надпись, которая будет представлена учащимся в конце урока: ПРИРОДА - ХРАМ, А ЧЕЛОВЕК - СОЗИДАТЕЛЬ. ЭТО МИР ПРИРОДЫ, И ОН ПРЕКРАСЕН (М.М. Пришвин)
Ход урока
Эмоциональный настрой (слайд 1)
Актуализация знаний (литературный диктант – на слайде 2 вопросы) – отвечают 2 человека с места.
- Кто такой Антипыч? (Лесник)
- Как в произведении «Кладовая солнца» называли волка? (Серый помещик)
- По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу называли? (Палестинка)
- Топкое местечко в болоте, как прорубь на льду? (Елань)
- Название болота, возле которого жили дети? (Блудово)
- От чьего имени ведется повествование в сказке-были? (Разведчика болотных мест)
Введение в тему урока.
Учитель:
- Ребята, сегодня мы побудем исследователями, а предмет нашего исследования спрятан в высказывании В.А. Солоухина. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Обращение к эпиграфу (Слайд 3):
«Основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа…, взаимодействие человеческой души и мира природы». (В.А. Солоухин)
Учащиеся формулируют тему урока.
Учитель:
- На этом уроке мы с вами, ребята, попробуем войти в таинственный и загадочный мир М.М. Пришвина. Познавать мир художественного слова можно по-разному. И сегодня мы должны убедится в том, что в арсенале читателя для этого достаточно средств и приемов.
У меня в руках шкатулка – это художественный мир писателя Пришвина. Сейчас, как вы видите, она пуста, но в конце нашего урока она должна преподнести нам сюрприз, какой – зависит от нашей совместной работы. Итак, приступаем к нашему исследованию.
Работа в микрогруппах под музыкальное сопровождение комбинированных мелодий «Звуки природы». Участники групп получают рабочие листы с заданиями, по итогам выполненных заданий – совместное обсуждение с формулировкой выводов.
Учитель – первой группе:
- Из ряда понятий вы выбираете три, связанные с авторским замыслом и анализируете. Используя прием «цветослово», вы проанализируете ключевые понятия, отражающие, на ваш взгляд, идею автора.
Рабочий лист
1 группа
Задача: Выбрать из предложенных три слова, связанных с идеей произведения и проанализировать из цветосимволику по образцу слова «клюква») (Ответ: природа, любовь, красота):
природа-любовь-красота-творчество-пространство-экология-одиночество
Цветосимволика:
Красный 1 А И С Ъ
Оранжевый 2 Б Й Т Ы
Желтый 3 В К У Ь
Зеленый 4 Г Л Ф Э
Голубой 5 Д М Х Ю
Синий 6 Е Н Ц Я
Фиолетовый 7 Ё О Ч
Розовый 8 Ж П Ш
Золотой 9 З Р Щ
Справочная статья
Что несет данный цвет?
Синий цвет: В мифах–синий цвет–это божественное проявление, цвет загадочности и ценности. Синий цвет–потеря реальности, мечтание, фанатизм. В синий цвет одеты маги и волшебники. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом. Жук-скоробей синего цвета. Будда и Кришна–синего цвета. Синий цвет во флагах–свобода, объединение, принадлежность к большому целому.
Зеленый цвет очень разнообразен по оттенкам, поэтому и значение зеленого цвета не описать в двух словах. Он составлен из синего и желтого цветов, то есть Небес и Земли, поэтому этот цвет обладает почти мистическими свойствами. В христианстве значение зеленого цвета – это весна и растительность, и в связи с этим он является символом победы весны над зимой, другими словами, жизни над смертью. Зеленый цвет любят в Австралии, Мексике, Египте, Ирландии и др. В Китае, например, зеленый цвет означает роскошную жизнь и молодость, а в Индии — это мир и надежда. Он помогает нам объединиться с природой и стать ближе друг к другу. Зеленый цвет – это цвет травы и листьев. Значение зеленого цвета у многих народов мира – это юность, надежда, веселье, но иногда и недостаточное совершенство или незрелость. Зеленый цвет максимально материален и оказывает успокаивающе, а иногда даже и угнетающее действие, поэтому говорят «тоска зеленая» или «зеленый от злости». Значение зеленого цвета у большинства народов – это символ природы, самой жизни, естества, весны.
Желтый цвет: Значение желтого цвета в шедеврах эпохи Возрождения сходно с толкованием цвета в христианстве. В Бразилии желтый цвет воспринимают как знак отчаяния и болезни. В Китае желтый цвет олицетворяет великолепие и является символом империи. Для большинства русских людей значение желтого цвета ассоциируется с разлукой и изменой. Желтый цвет является цветом лёгким, теплым, он вызывает у человека положительные эмоции, ассоциируется у него с радостью и весельем.
Голубой цвет: В средневековье люди, ходившие в голубом, знали истину. Это цвет “спокойной эмоциональности”, расширяет пространство. Но! Замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия.
Образец анализа слова «клюква»:
Слово К Л ю к в а
Число 3 4 5 3 3 1
Цвет Жел. Зел. Гол. Жел. Жел. Крас.
Складываем числа 3+4+5+3+3+1=19=1+9=10=1+0=1 (красный) (используем таблицу «Цветосимволика»)
Красный цвет – это олицетворение силы, жизненных сил, энергии, здоровья. По времени красный цвет соответствует настоящему времени, символически полный сил мужественности, устремленный к огню, например, пламя святого духа Троицы. Вывод: клюква – это символ жизненной энергии, которую человек черпает из недр природы, «цветное» значение слова подтверждает роль этого словообраза в идейной ткани произведения.
В приведенные таблицы вписываем выбранные слова и исследуем их по предложенному выше образцу.
Складываем:______ (_____________)
Складываем: ______ (_____________)
Складываем: ______ (_____________)
Ответы:
п р и р о д а
Роз. Зол. Крас. Зол. Фиол. Гол. Крас.
8 9 1 9 7 5 1
л ю б о в ь
Зел. Гол. Оранж. Фиол. Жел. Жел.
4 5 2 7 3 3
к р а с о т а
Жел. Зол. Крас. Крас. Фиол. Оранж. Крас.
3 9 1 1 7 2 1
Складываем: 40=4+0=4 (зеленый) -природа
Складываем: 24=2+4=6 (синий) - любовь
Складываем: 24=2+4=6 (синий) - красота
Делаем вывод: как соотносятся значения цветовой символики, ключевые понятия и идея автора о том, что такое природа, что она может дать человеку (какие силы?)______________________________________________________.
Вставьте пропущенное слово.
«Добро, красота, _____________ венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно». (М.М. Пришвин)
Рабочий лист
2 группа:
Учитель:
- Задача: анализ фрагментов текста «вслед за автором» - необходимо заполнить рабочие листы, отвечая на предложенные вопросы и делая проблемный анализ по заданной схеме.
Вопросы Ответы учащихся
По эпизоду «Ель и Сосна»:
Какие средства выразительности использовал автор и зачем? Какая иллюстрация ближе указанному фрагменту и почему?
По фрагменту «Восход солнца. Тетерев Косач»:
Какими в произведении предстают человек и природа? (дописать недостающие элементы логической схемы «рыба»)
- Какой предстает природа, когда дети воссоединяются?
- Как реагировала природа на ссору детей?
- Найдите элементы описания природы, воссоздающие образ храма.
- Как преображаются дети, оказываясь на полянке у Лежачего камня?
Ответы записываются на стрелках:
Мир природы
природа – мир рядом с человеком
Мир человека
Вывод:
Рабочий лист
3 группа
Учитель:
-Задача: сделать проблемный анализ фрагмента «Блудово болото» с использованием корнесловно-смыслового анализа.
Вопросы-задания:
Вставить подходящие по смыслу слова:
Природа ______________, она помогает людям, ________________ . Нужно учиться __________________, знать и понимать природу, беречь и _________________________.
Ответ на проблемный вопрос: почему именно клюква упоминается в сказке-были?
Работа с со словом «блудово»: восстановите родственное гнездо данного слова.
Как соотносится слово «блудить» («блуждать») с сюжетом и идеей произведения Пришвина «Кладовая солнца»?
(Что было с детьми когда они поспорили? Что бывает с людьми, часто не замечающими подсказок и сигналов природы? Какие действия человека можно назвать ошибочными по отношению к природе, «запутывающими его»?)
Задание: в чем сходство понятий «кладовая» и «храм», как эти слова, на ваш взгляд, соотносятся с идеей М.М. Пришвина?
Справка: В словаре С.Ожегова у слова «кладовая» имеется три значения:
помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья;
место хранения корма, запасов на зиму у животных;
средоточие каких-либо скрытых богатств, ценностей.
Многозначным является и слово «храм»:
здание для богослужений, церковь;
место, внушающее благоговение и дарующее душевное обновление;
сфера высоких духовных ценностей.
Учащиеся:
- Лес в сказке-были «Кладовая солнца» – это храм, где происходит очищение от плохого и обновление. Схожими можно считать значение №3 первого слова и значение №2 второго слова. Общее у них – значение «место, содержащее нечто ценное для человеческой души. Это значение лежит в основе идеи Пришвина о неразрывной связи человека и природы, идеи восприятия природы как некого храма, где душа человека обретает новые силы, возрождается.
Учитель:
- Снова я обращаюсь к шкатулке. Здесь появились карточки со словами, из них нужно составить фразу (вызывается один учащийся и составляет фразу (Природа – храм, а человек в ней – созидатель – поворачиваем оборотной треугольник). Но это еще не все, в нашей волшебной шкатулке есть еще что-то: появился подарок – желтый цветок и бабочка. У древних египтян бабочка на оранжевом цветке – это символ гармонии и вдохновения. Таким образом, разгадав тайну художественного мира сказки-были «Кладовая солнца», мы получили еще и подарок, имеющий отношение к домашнему заданию.
Дифференцированное домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: «О чём меня заставила задуматься сказка-быль М.М. Пришвина?», «Какой предстает перед нами природа в произведении М. М. Пришвина».
Поэтическая интерпретация отдельных фрагментов (стихотворение по мотивам сказки-были») «Эта волшебная природа!»
А теперь заполните карточки «обратной связи»: в нужном месте поставь крест.