урок по литературе в 6 классе на тему Нравственные уроки повести М.Пришвина Кладовая солнца
Нравственные уроки повести М.Пришвина «Кладовая солнца»
Тип урока: комбинированный
Цель: определение нравственных уроков повести Пришвина через анализ произведения.
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть взаимоотношения детей, составить сравнительную характеристику героев;
Развивающие: развивать коммуникативные умения учащихся через выполнение заданий творческого характера;
Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся ответственности за свои поступки.
Основные этапы урока:
Оргмомент.
Мотивация. Постановка цели урока.
Введение в тему.
Реализация темы урока через анализ отдельных эпизодов повести.
Решение проблемы.
Физкультминутка.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Средства обучения: маршрутный лист, презентация
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяВремя
Оргмомент Приветствие, организация детей. Постановка учебной задачи -Ребята, послушайте отрывок из сказки-были «Кладовая солнца» , приготовьтесь ответить на вопрос: «Почему ели и сосне так трудно жилось вместе?»
-Можем ли мы назвать эту историю поучительной? Как её связать с нашей темой урока?
-Какими качествами нужно обладать, чтобы жить дружно?
-Какую задачу поставим перед собой на наш урок? Слушают отрывок заранее подготовленный учеником со слов: «Лет двести…» до «…острую мордочку».
Осмысляют значения названия темы урока.
Совместное исследование вопроса. -На какие эпизоды следует, по-вашему, обратить внимание, чтобы сформулировать эти уроки? Связывают понятие «Нравственный урок» с конкретными примерами из текста. Моделирование - У вас на партах лежат маршрутные листы, запишите темы тех эпизодов, с которыми будем работать на уроке. Составляют маршрутный лист урока. Конструирование нового способа действия -В каждом эпизоде вы будете отмечать причину и следствие поступков героев повести. Для этого работа будет проходить в парах, где вы сможете обсудить данные вопросы. Обсуждают эпизоды сказки-были, формируют причинно-следственные связи. Переход к этапу решения задач -От каждой группы один из вас зачитает результаты своих размышлений. Кто не согласен с такими утверждениями, вносите поправки и дополнения. Зачитывают результаты своей самостоятельной работы, обсуждают возможные варианты причин и последствий поступков Насти и Митраши. Применение общего способа действия для решения частных задач -Ребята, как нам сейчас объединить все эти эпизоды и ответить на вопрос урока: «Какие нравственные уроки извлекли Настя и Митраша из этих событий и мы вместе с ними?» Строят связное рассуждение, связывают причину и следствие поступков. Контроль на этапе окончания темы Домашнее задание:
Письменно ответьте на вопрос: «Какие поступки детей заставляют нас задуматься над своим поведением?»
Рефлексия:
-Интересна ли была вам тема урока?
-Помогут вам уроки Пришвина осознать правила поведения в классе, дома, в окружающей среде?
Перенос учебных действий на жизненную ситуацию. Маршрутный лист по теме «Нравственные уроки повести М.Пришвина «Кладовая солнца»
ФИ учащихся, работающих в группе Название эпизода произведения Причина, следствие поступков
Федотова Ира,
Щербаков Коля Ссора детей
Причина: упрямство Митраши, рассерженное состояние Насти.
Следствие: дети пошли поодиночке
Причина:
Следствие:
Причина:
Следствие: