Технологическая карта урока к презентации Реформы ПетраI
Тема: «Реформы Петра I»
ФИО: Макаров Александр Викторович
Место работы:МБОУ СОШ № 48 г.о.Самара
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 7
Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI - XVIII век., М., Просвещение, 2013 г.
Дидакти-ческая структура урока Деятель-ность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению результатов УДД Планируемые результаты
личностные предметные метапредметные
1 2 3 4 5 6 7 8
Мотивация учебной деятельности Мозговой штурм.
Определе-ние темы урока.
Работа в парах. Учитель просит прочесть отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» и
предлагает ответить на вопросы: к кому обращены стихи? Кого олицетворяет «гордый конь»? Как Вы понимаете смысл трех последних строк процитированного отрывка? А как бы Вы ответили на вопрос поэта: «Куда ты скачешь, гордый конь, // и где опустишь ты копыта?»Без чего невозможно движение общества вперед? А кто мог противиться реформам? Презентация (слайд 2.)
Вопросы учителя.
Регулятивные.
Познава-тельные.
Коммуника-тивныеСоциальные компетенции. Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
строить логические рассуждения;
формулировать и аргументировать свое мнение.
четко и доступно излагать свои мысли.
1 2 3 4 5 6 7 8
Как ПетрIмог преодолеть сопротивление бояр?
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Слайд 2. Первичное ознакомле-ние с материалом Работа со схемами.
Составле-ние плана урока.
Предположите, как может выглядеть план нашего урока? Сравнение схем органов власти и управления в XVII и первой половинеXVIII в.
Слайд 3, 4 Познава-тельные.
Умения анализировать информацию. Выявлять главное, сравнивать и обобщать исторические факты и понятия. умение организовать учебное сотрудничество.
Осмысление учебного материала. Работа со схемами.
Работа с материала-ми учебника. В начале правления Петра I еще сохранялся госу-дарственный аппарат времен Ивана Грозного и Алексея Михайловича.Давайте посмотрим, какие изменения произошли в системе органов власти и управления за время правления Петра I.
Как вы думаете, реформа органов управления проводилась одним махом (как это любил Петр) или постепенно? Почему вы так считаете?
Найдите в учебнике информацию о составе и функциях Сената. Сравнение схем органов власти и управления в XVII и первой половинеXVIII.
Вопросы учителя.
Слайд 5,6
Учебник стр.129 Познава-тельные.
Регулятивные Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Выявлять главное, сравнивать и обобщать исторические факты и понятия.
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий. Умение выбирать осно-вания и критерии для анализа и сравнения;
умение применять схемы для решения учебных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
1 2 3 4 5 6 7 8
Самопро-верка. Используя Ваши знания, попробуйте определить функции коллегий.
Как вы думаете, какие органы управления XVII сменил Синод?
Прочтите пункт учебника "Церковная реформа" и составьте в тетради его план.
Давайте проверим Ваш план и сравним его с моим.
Используя схему, представленную на слайде, охарактеризуйте административную реформу.
После длительной подготовки в 1722году была опубликована "Табель о рангах" - один из важнейших документов петровской эпохи.
Посмотрите внимательно на выписку из документа. Как Вы думаете, с какой целью он был принят? Какое значение мог иметь?
Давайте сверим Ваши выводы с выводами историков.
Слайд 7
Учебник стр.131-132
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Учебник стр.130
Коммуника-тивныеумение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
владение устной речью.
1 2 3 4 5 6 7 8
Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на властьимператора?
Прочтите, как определялась власть царя в предисловии к Воинскомууставу.
Что мы можем с Вами сказать о власти импера-тора?(он управляет государством " по своей воле и благолепию ").
В России оформился абсолютизм.
Какие изменения произошли в науке, культуре?
Что нового и интересного было введено Петром в бытовой сфере?
Ознакомьтесь с реконструкцией одного из них. Слайд 12.
Слайды 12,13,14
Слайд 15 Закрепление учебного материала Обобщение материала.
Запись вывода.
Выполнение тестового задания, взаимо-проверка.
Рассуждение и выводы по теме урока. Как вы думаете, в чьих интересах проводились государственные реформы ПетромI? Аргументируйте свою точку зрения.
Выполните задание (на листочках) и обменяйтесь для проверки друг с другом.
А теперь правильный ответ.
Какие из нововведений Петра I показались Вам наиболее значимыми? Объясните, почему.
Слайд 16.
Слайд 17
Слайд 18
Познава-тельные.
Коммуника-тивные.
Регулятивные
Регулятивные.
Познаватель-ные. Умения анализировать и оценивать информацию. Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий. Умение выбирать осно-вания и критерии для анализа и сравнения;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
владение устной речью;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
1 2 3 4 5 6 7 8
Задание на дом Слайд 19
§ 15, вопросы № 1,3,4,5.
Документы стр.134-135 и вопросы к ним.
Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий. Умениеосознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей.
Рефлексия Какой этап урока вам показался наиболее интересным и почему?
Решил ли кто-либо из Вас найти дома дополни-тельную информацию о реформах Петра I?
Оцените урок. Регулятивные
Коммуника-тивные.
Умение оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке.
Мотивация к познавательной деятельности. Владение устной речью.
Использованная литература:
Иллюстрации:
Электронное пособие «Уроки Отечественной истории до XIX в. 10 класс». М.: Кирилл и Мефодий, 1998 г.
http://art-assorty.ru/uploads/posts/2011-11/1320235824_petr-i-doprashivaet-carevicha-alekseya-petrovicha-v-petergofe.jpgСхемы:
«История СССР с древнейших времен до конца XVIII века» под редакцией академика Б.А. Рыбакова; М. «Высшая школа»,1983 г. (стр.243, 289)
Цитаты:http://www.adjudant.ru/regulations/1716-02.htm Толкование статьи 20 « Артикула воинского».
Пушкин А.С. Медный всадник // Сочинения: в 3 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1986.