Социальный проектКаждой птице нужен дом!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Енисейская средняя общеобразовательная школа»
Школьный конкурс социальных проектов «Доброе сердце»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Участники проекта : ученики 2 класса МБОУ « Енисейская СОШ»,
члены кружка « Моя первая экология», родители.
Руководитель проекта: Щербакова Л.В.
Енисейское 2017 год
Аннотация
В настоящее время всё большее значение в работе с обучающимися приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды.
Проект направлен на формирование гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.
Решение этой проблемы планируется через вовлечение учащихся и родителей в совместную трудовую деятельность по изготовлению скворечников; пропаганды информации о пользе птиц – защитников садов и огородов.
Проект реализуется посредствам проведения совместных мероприятий, посвященных птицам; исследований, опросов. В процессе работы над проектом у детей развиваются творческие и технические способности. Особенно актуален данный проект в год экологии.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта ………………………………………………………4
Введение………………………………………………………………6
3.Содержание и направления деятельности по реализации проекта
Этапы исследовательской работы ………………………………8
3.2 Теоретическая часть проекта
а) исторические сведения о скворцах……………………………10
б) образ жизни скворцов Алтайского края………………………..11
б) анкетирование учащихся………………………………………...13
3.3 . Практическая часть проекта.
Изготовление скворечника………………………………………….15
4. Заключение . Ожидаемый результат…………………………………17
5. Список использованных источников информации…………………18
6.Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта Социальный проект« Каждой птице нужен дом»
Авторы и координаторы проекта Учащиеся 2 класса :
Назаров К., Курьянов Н., Мясоедова А., Таптыгин А., Бауман С., Сотникова Н., Карташова Е., Тарасов В.-члены кружка по внеурочной деятельности « Моя первая экология».
Щербакова Л.В.- руководитель кружка.
Исполнители проекта Родители и учащиеся 2 класса :
Назаров К., Курьянов Н., Мясоедова А., Таптыгин А., Бауман С., Сотникова Н., Карташова Е., Тарасов В.-члены кружка по внеурочной деятельности « Моя первая экология.
Цели и задачи Цель: формирование гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.
Задачи проекта:
Изучить образ жизни скворцов проживающих на территории нашего края.
Изготовить птичьи домики с помощью родителей.
Разместить скворечники на деревьях в школьном парке.
4.Подвести итоги реализации проекта .
Тип проекта Социальный, познавательный , творческий.
Форма работы Внеурочная деятельность.
Партнеры проекта 1)Партнеры нормативно-правового обеспечения :
Мякишев Е.Н. – директор школы;
Балахнина О.В.– заместитель директора по ВР;
2) Партнеры ресурсного обеспечения: родители учеников 2 класса.
Методы, использованные при работе над проектом
Методы оценки результативности проекта
-социологический опрос учащихся и с целью изучения общественного мнения;
-обработка данных;
-подбор и анализ информации по теме;
-обращение к родителям за поддержкой;
-практическая работа.
-Презентация продукта реализации проекта;
-отзывы участников проекта: родителей и учащихся;
-отзывы и благодарности других лиц.
Продукт проекта. Домики для скворцов.
Сроки реализации проекта. январь- апрель 2017 г.
Чтобы мир звенел от песен,
Мы скворечники повесим. Обеспечим птиц жильём, Каждой паре — новый дом!
2. Введение
Обоснование темы проекта , социальная значимость.
Объект исследования: перелётные птицы- скворцы.
Предмет изучения: оказание помощи перелётным птицам путём изготовления птичьих домиков.
Гипотеза исследования: если каждый из нас построит хоть один скворечник, то этим спасёт растения от вредных насекомых и будет способствовать увеличению численности птиц в школьном парке.
Многие строили скворечники. Но мало кто из нас знает, зачем они нужны на самом деле.
Прежде всего, каждый человек знает, что скворечник помогает птицам устроить гнездо, особенно это актуально весной, когда птицы возвращаются с теплых стран. Скворечник – принятое название конструкции для искусственного гнездовья преимущественно насекомоядных птиц. Кроме собственно скворцов, в перечень чаще всего селящихся в них пернатых можно включить поползней, мухоловок, синиц и прочих. Размещение скворечников в парках,возле дома, призвано привлечь в конкретные зоны птиц для регуляции численности насекомых, которые могут при неконтролируемом размножении навредить зеленым насаждениям. Построить птицам дом – очень благородный поступок, ведь именно из-за деятельности человека из привычного ареала обитания вытесняются многие виды пернатых. Изготовление и установка правильного скворечника это общественно полезное мероприятие, способствующее озеленению и поддержанию экологии района.
Обоснование актуальности проекта
Создавая социальный проект по защите окружающей среды, мы делаем еще один шаг к познанию того, что находится вокруг нас, а творческая работа позволяет понять, зачем нам нужна природа и, что только сообща мы можем сохранить ее для будущего. Каждый человек должен понять, какую он может оказать помощь в защите окружающей его природы, какие этапы экологического становления он должен пройти, чтобы не навредить, а только помогать в развитии этой красоты. Данный проект "Каждой птице нужен дом" - это приобретение знаний о природе, которая нас окружает в настоящее время, развитие практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе той территории, где мы проживаем. В процессе работы над проектом ребята учатся работать в одной команде, развивать творческие и технические способности.
3.Содержание и направления деятельности по реализации проекта.
3.1 Этапы исследовательской работы
№ Этапы Теоретические сведения
Практическая работа
1. Подготовительный. Выбор и обоснование темы проекта. *Постановка проблемы.
*Анкетирование « Зачем скворцу домик?» 2-4 класс
* Обдумывание плана работы. Знакомство родителей с планом проекта.
*Изучение информации по теме
«История появления скворечников. Образ жизни скворцов Алтая» Составление плана работы над проектом.
Составление вопросов для анкеты.
Анализ анкет и составление диаграмм.
( Приложение 1)
2. Основной.
Деятельность по реализации проекта. *Конкурс III Международный марафон « Мир вокруг нас. Птицы» ( Приложение2)
*Познавательно –игровая программа«Птицы наши друзья». 2-4 класс
*Беседа « Техника безопасности при работе с инструментами»
*Выпуск информационно-рекламного буклета « Каждой птице нужен дом» с практическими рекомендациями по изготовлению скворечника
.( Приложение 6)
*Экскурсия в школьный парк «Где повесить домик для скворца?» .( Приложение 5)
Школьный конкурс рисунков, аппликаций и творческих работ « Мы вас ждём, товарищ птица!»
Создание коллажа « Весна. Скворцы прилетели.»
Выбор чертежа. (Приложение3)Составление плана изготовления. Изготовление скворечников с родителями.
(Приложение4)Фотографирование процесса изготовления .
Выставка-реклама готовых скворечников «Каждому скворцу — по дворцу»
.( Приложение 5)
Заключительный. *Заседание проектной группы кружка « Моя первая экология»по итогам проделанной работы, анализ сильных и слабых сторон проекта.
*Подготовка презентации проекта « Каждой птице нужен дом». *Публикация материала в социальной сети на сайте InfoUrok.RU
* Подготовка и защита проекта на конференции социальных проектов.
Развешивание скворечников на территории школьного парка.
.( Приложение 5)
3.2 Теоретическая часть проекта
1)Историческая сведения о скворцах
Традиция строить искусственные дома для птиц уходит своими корнями глубоко в историю. В триптихе Герарда Давида, изданном в 1500 году, можно найти изображение, на котором запечатлено множество глиняных урн, из которых вылетает много разных птиц. Рядом с описанием скворца в трактате 1622 года, автор которого ДжиованииПьетро Олин, помещена гравюра, на переднем плане которой изображена птица, а на заднем – прикрепленный к дереву глиняный сосуд с отверстием, что очень напоминает современный скворечник. А в 1599 году в “Орнитологии” Альдрованди описано, что фламандцы строят “сосуды для скворцов”, но не ясно, можно ли считать именно голландские птичьи домики прототипами нынешних.
Наши предки всегда любили певчих птиц, вивших гнезда вблизи их поселений, этих божьих созданий они считали добрыми вестниками. Однако обычай строить для птиц жилища утвердился у нас всего около трехсот лет назад, в начале XVII столетия. Именно тогда появился в России всем нам известный «птичий домик» - скворечник. Своим происхождением скворечник обязан европейцам, именно в Западной Европе появились первые скворечники. В Российском государстве, как и многие другие нововведения, скворечники появились в эпоху правления Петра I Великого. Любовь императора к удивительным, незнакомым и необычным вещам хорошо известна. Увидев во время своего путешествия по Европе скворечники, он ввел эту традицию и у себя на родине.. Таковые дворовые скворцы приятным свистом увеселяют слух человеческий».
Профессор Г. П. Дементьев нашел в старинном трактате «О птицах Олины», напечатанном в Риме в 1622 году, изображения скворца и глиняного скворечника рядом. Фламандские скворечники были из обожженной глины, в форме кувшина, плоского с одной стороны. На этой плоской стенке имелось большое, чтобы рука проходила, отверстие. С другой стороны — леток. Скворечник вешали на строениях на гвоздь, плоской стороной к стене. Большое отверстие было, конечно, не для гвоздя. Скворечники, оказывается, развешивались совсем не для охраны скворцов, а наоборот, для использования в пищу птенцов, как только они подрастали.
Ну а собственно скворечник — деревянный птичий домик из досок — впервые появился тоже на Руси. В старину скворечники бывали настоящими произведениями искусства. На отрезке бревна с полостью в центре вырезали фигуры людей, раскрашивали их. Из досок сооружали подобие теремка с двускатной крышей, балконом, украшенным резьбой.Птицам это было не нужно, зато людям приятно.
2) Образ жизни скворцов Алтайского края
Скворец обыкновенный является небольшой птицей с длиной тела от 18 см до 21 см и с размахом крыльев, достигающим 39 см. Весит это создание не более 17 г. Внешний вид скворцов оставляет желать лучшего: тело у этой птицы массивное, а шеи практически не видно. Это делает их слегка неуклюжими. Скворцы обладают длинными, острыми и слегка изогнутыми вниз клювами. Эти птицы известны не только своими короткими шеями, но и маленькими крыльями.
Оперение на спинке, на груди и на задней части шеи у взрослых самок и самцов ничем не отличается: перья имеют черный цвет с металлическим блеском. Хвост у этих птиц тоже короткий (длиной до 6,8 см). Лапки имеют красновато-коричневый оттенок. Основное отличие самцов от самок проявляется в перьях, расположенных на их грудках: у самцов они удлиненные, а у самок – короткие и изящные. Кроме того, на основании клюва у самцов есть синеватое пятно, а у самок в этом месте имеются красные крапинки.
Обыкновенные и другие скворцы селятся везде, где можно найти пустоты. Эти птицы довольно легко и быстро привыкают к новым местам поселения и вполне обходятся без естественных дупел. Нередко орнитологи наблюдают, как скворцы обустраивают свои жилища в отверстиях стен, в трещинах скал. Но основным жилищем этих птиц являются скворечники, благодаря которым эти создания приобрели широкую популярность среди людей.
Гнезда строят и обустраивают исключительно самки. Самцы не любят принимать в этом участия. Лишь иногда самец может принести какую-нибудь травинку или веточку, чтобы сделать хоть и не большой, но вклад в строительство. Утром и вечером скворцы сидят на ветках, шелестят черными крылышками и распевают свои звонкие песенки. Их песня полна различных звуков, ведь скворцы – известные подражатели. Они ловко копируют голоса других птиц, кваканье лягушек и многие другие звуки.Скворцы оказывают посильную помощь человеку, оберегая сельское хозяйство от нападок со стороны насекомых-вредителей. Эти птицы сторожат поля, сады и огороды, являясь верными друзьями человека. Целыми днями эти создания бегают по полям и огородам заглядывают под листья и под траву, собирая корм для своего выводка. Питаются скворцы насекомыми, червями, паукообразными и гусеницами в гнездовой период и растительной пищей в позднее лето. Уже в августе многие скворцы начинают постепенно улетать в теплые края на зиму: они летят на юг Европы и в Северную Африку. Нередко обыкновенные скворцы зимуют в Центральной Европе.
На Алтай скворцы прилетают прилетают 28-29 марта. Прилетели скворцы- значит можно надеяться на тепло, ведь народная мудрость гласит: видишь скворца, значит весна у крыльца. Скворцы совершенно не боятся людей . .Поэтому люди без зазрения совести могут вешать скворечники прямо у себя во дворе. К тому же есть примета: запоет скворец возле дома – к добру
3) Анкетирование учащихся 2-4 классов ( 42 человека)
Для чего птицам нужен дом?
выводят птенцов
укрываются от врагов
тепло и уютно в нем
не знаю
Какую пользу приносят скворцы людям и природе?
защищают лес от насекомых
защищают лес, сады и огороды от насекомых
не знаю
3.Умеешь ли ты делать скворечник?
делал с родителями
не умею
хотел бы сделать
3.3 Практическая часть проекта.
Изготовление скворечника.
Для изготовления скворечника нам потребуется примерно 1м 20см обрезной доски из древесины хвойных пород, в частности сосны. Толщина доски может варьироваться от 18 мм до 25 мм. Оптимальная ширина доски 200 мм. Для боковых поверхностей лучше взять аналогичную доску с шириной в 150 мм и длиной 800 мм. Для крепления деталей можно взять саморезы длиной пять сантиметров в количестве 20 – 30 штук. Для обработки заготовок требуется ножовку, молоток, простой карандаш, угольник, сверло для обработки древесины с диаметром 4 и 5 мм. Саморезы вкручивать с помощью шуруповерта. Если этого инструмента нет под рукой, то можно работать крестовой отверткой.
Делаем скворечник: начинаем с выполнения схемы- чертежа, выполнения описания последовательности работ.
Изготовить скворечник по чертежу будущего изделия. Детали скворечника можно расчертить прямо на досках. Для этого подготовленные доски раскладываем на столярном столе, берем в руки угольник и простой карандаш. Размечаем размеры будущих деталей. Внимательно расчерчиваем доски для боковых поверхностей и передней, задней стенки.
В конечном результате должно получиться 7 заготовок из дерева с заданными параметрами:
1 доска- днище, размеры 140х101мм.
2 доски- боковые стенки 2 доски, с размером 140х170мм.
1 доска – передняя стенка, с размером 224х140мм.
2 доски – крыша, с размером 150х140мм
1 доска- задняя стенка, с размером 314х234мм
Некоторые делают входное отверстие прямоугольным, — это в принципе допустимо, но поскольку птицам по природе своей ближе круглое дупло, то они скорее поселятся в домике с круглым летком. Не стоит подгонять доски вплотную друг к другу, имеющиеся щели обеспечат необходимую вентиляцию.
Нельзя оставлять торчащие гвозди внутри скворечника и острые расщепленные края, чтобы птицы не поранились.
Крышу скворечника лучше сделать съемной, чтобы была возможность его очистить, однако закрепить ее на домике необходимо примотав проволокой или прикрутив шурупами, чтобы хищники не могли проникнуть внутрь.
Жердочку перед входным отверстием можно установить на свой вкус, птицам она не особенно нужна.
Если необструганные доски найти не удалось, перед сборкой скворечника на внутренней стороне сделать несколько насечек стамеской, потому как по гладкой поверхности птицам и особенно маленьким птенцам будет крайне сложно выбираться наружу.
Красить скворечник не рекомендуется, резкий запах и яркий цвет может отпугнуть птиц, но если очень хочется, то можно взять натуральную краску .
Птичий домик можно повесить на дерево, только не прибивать гвоздями, а привязать проволокой. Место выбрать надо безопасное — чтобы рядом не было толстых веток, карнизов, крыши и на высоте не менее 2 метров от земли, иначе кошки смогут добраться до птиц. Неплохо будет повесить скворечник с небольшим наклоном вперед, — тогда птицам будет легче из него выбираться, и не будет затекать дождь в леток. Передней частью скворечник лучше направить на восток или юго-восток, — тогда внутрь не будет светить жаркое полуденное солнце.. В домике могут поселиться не только скворцы, но и дятлы, стрижи, воробьи и многие другие птицы, — не прогоняйте их, а постройте лучше еще один скворечник. Не размещайте скворечники слишком близко друг от друга, — большинство птиц не терпят такого соседства.
4. Заключение. Ожидаемый результат
В результате проекта дети узнали много интересного о скворцах и других птицах;о том, как правильно изготовить скворечники. Вместе с родителями изготовлено 7 скворечников. Теперь за жизнью птиц можно наблюдать даже из школьного окна .
Эта работа принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют в полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим. Проект получился познавательным и интересным, а главное – полезным! Скворечники ждут гостей!
Перспектива развития проекта:
- овладение учащимися знаниями о скворцах, умением изготовлять скворечники, наблюдать за обустройством скворечников птицами;
- выступление перед учащимися и родителями;
- цикличность: использование скворечников в последующие годы.
Сильные и слабые стороны проекта:
Сильные стороны : учащиеся, принявшие участие в проекте, не останутся равнодушными к пернатым, которые ждут от них помощи.
2. Слабые стороны : не все члены кружка изготовили скворечники.
5. Список использованных источников информации:
1. «Город и природа» К. Н. Благосклонов К. В. Авилова
2. Журнал «Юный натуралист» №7. 2012г.
3.Журнал «Свиристель» № 10. 2014г.
4.Скворечник своими руками. woodmaterial.ru›allsad/04.php
5.Как сделать скворечник своими руками: udec.ru›interier/skvorchnik_svoimi_rukami.php
6.Скворечник своими руками. skvorechniki.ru
7.Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба»
8.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины : Пособие для учителя начальных классов. - М.: Просвещение, 1985.
9.Жук Л.И. Интересно всё на свете. Праздник в школе.- Минск ИООО. Красико – Принт ,2002.
Приложение 1 Результаты анкетирования
Приложение 2 Результаты конкурса -- III Международный марафон « Мир вокруг нас. Птицы»
Приложение 3. Технологическая карта «Изготовление скворечника»
№ п/п Последовательность выполнения работы Графическое изображение Материалы, инструменты и приспособления
1 Подготовить материалы к работе, соблюдая технику безопасности. 2 Выбрать заготовку
из доски шириной 20см – детали длиной 25-30см - 3 штуки (передняя и задняя стенки и верхняя часть крышки скворечника)
20 см
Передняя стенка
2 шт.
30 см
С помощью угольника и карандаша размеряем деталь скворечника.
Затем отпиливаем деталь, используя ножовку.
3 Выбрать заготовку
из доски шириной 15см - детали длиной 25-30см - 2 штуки (боковые стенки скворечника)
30 см
Боковая стенка
2 шт.
15 см
4 Выбрать заготовку
из доски шириной 15см - детали длиной 15-16см - 2 штуки (донышко скворечника и нижняя часть крышки).
15 см
дно
15 см 5 В передней стенке просверлить отверстие – леток диаметром 5 сми расположить на расстоянии 5см от верхнего края.
5 см
Передняя стенка
6 В передней и задней стенках скворечника просверлить отверстия диаметром 4 мм под саморезы по всему периметру стенки на расстоянии 1см от края. Достаточно 2-3 отверстия на сторону.
Дрель, фигурная отвертка
7 Выполнить сборку скворечника:
Прикрутить переднюю стенку к правой боковой стенке скворечника. Прикрутить переднюю стенку к правой боковой стенке скворечника. Полученные две части соединитьсаморезами друг с другом, обязательно примерив при этом донышко скворечника и нижнюю часть крышки.
Устанавить на свое место и закрепить донышко скворечника ко всем четырем стенкам.
Соединить нижнюю часть крышки скворечника с верхней частью. Центр нижней части должен быть смещен от центра верхней части на 5 см, чтобы получился козырёк.
Вставить крышку в корпус скворечника и закрепить ее с боковых сторон.
Так как скворечник нужно очищать от старых гнезд 1 раз в 2 года, крышку достаточно закрепить только на два самореза.
Приложение 4. Индивидуальная работа по плану.
Выбор чертежа, разметка по чертежу.
Распил заготовки.
Сбор скворечника
Приложение 5.
Коллаж « Весна. Скворцы прилетели»
Экскурсия в школьный парк «Где повесить домик для скворца?»
Выставка творческих работ « Мы вас ждём, товарищ птица!»
Реклама готовых скворечников «Каждому скворцу — по дворцу».
Размещаем скворечники в школьном парке.
Приложение 6 . Информационный буклет « Каждой птице нужен дом»
Приложение 7. Отзывы участников проекта и других лиц.
Благодарность
Весной школьный парк пополнился красивыми, уютными домиками для птиц – скворечниками. За это мы хотим выразить большую благодарность ребятам 2 класса- членам кружка по внеурочной деятельности « Моя первая экология» и их руководителю Щербаковой Л.В. Ведь благодаря их работе ученики нашей школы смогут следить за пернатыми жильцами, увидеть, как живут скворцы, чем питаются, как заботятся о своих птенцах. Это позволит обогатить наших детей знаниями об окружающем их мире, о жизни птиц весной; а также поможет формированию гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.
Большую благодарность хочется выразить Уланову Николаю Васильевичу, Филатову Валентину Юрьевичу , Поломошнову Виктору Ивановичу, Карташовой Елене Викторовне , Таптыгиной Наталье Ивановне , Голдобину Роману Герасимовичу- их детям и внукам за изготовленные скворечники. Спасибо!
Заместитель директора по
воспитательной работе: Балахнина О.В. / /
Отзыв семьи Курьяновых
(родители Курьянова Николая, ученика 2 класса)
Наш сын Николай является членом кружка « Моя первая экология». В этом году впервые он и другие его одноклассники участвовали в проекте
« Каждой птице нужен дом» Дети вместе с родителями, строили скворечники. Этим они проявили свое неравнодушие и заботу о пернатых. Коля вместе с дедом несколько дней мастерили скворечник. Создав свой скворечник, каждому было интересно посмотреть на скворечник своего одноклассника, поделиться своим мнением с ним.
1 апреля в день птиц наши дети ходили развешивать скворечники на деревья. Они были очень довольны и горды, что их домик принесет пользу птицам, что в их домике будут жить маленькие птенчики, которые вновь вернутся на следующий год в этот же домик.
Нам, родителям, приятно осознавать, что наши дети заботливы и внимательны к братьям нашим меньшим.
Создавая домики для птиц, мы даем возможность к дальнейшему появлению нового поколения птенцов, которые в свою очередь принесут пользу человечеству.
Курьянова О.Н. / /
Отзывы членов кружка « Моя первая экология»
*На кружке « Моя первая экология»мы работали над проектом « Каждой птице нужен дом». Мне понравилось узнавать о скворцах что-то новое и интересное.. Я узнала, что у скворцов сверкающие, с металлическим оттенком перья. Мы разместили скворечники на берёзках в парке около школы. Мне очень понравился этот проект.
Мясоедова Ангелина _______________________________________
*Мне понравилось выполнять рисунки, узнавать про скворцов. Я научился строить скворечник.
Курьянов Коля_______________________________________________
*Я еще раз понял, что надо помогать птицам. Еще мне понравилось делать скворечник и вывешивать его. Я узнал, что 1 апреля не только День смеха, но ещё и Международный день птиц.
Филатов Рома_______________________________________________
.
*Я научилась делать домик для птиц, рисовать скворечник и рядом скворца. Больше всего мне понравилось вывешивать скворечники около школы
.Карташова Лиза_______________________________________________
*Мы работали над проектом. Нас он многому научил. Я узнал многое о скворцах. Мне понравилось делать скворечник, вывешивать его.
Я буду рад, если в мой скворечник залетит скворец.
Тарасов Витя______________________________________________
Мне понравился этот проект, потому что мы помогли птицам с жильем. Наверное, скворцам понравятся наши скворечники, потому что мы делали их с любовью.
Таптыгин Саша _________________________________________
*Работая над проектом, я узнал, что скворцы могут издавать разные звуки. Я смог помочь птицам обзавестись жильем.
Мы повесили целых семь скворечников около школы.
Назаров Кирилл___________________________________________