Тренинг с родителями.Развитие эмоциональной сферы (из опыта работы)
Развитие эмоциональной сферы
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам. Необходимо научить детей в дошкольном возрасте распознавать эмоциональные проявления других людей и выражать свои эмоции с помощью жестов и поз (пантомимики).
Я предлагаю вам поучаствовать в небольшом тренинге. Эти задания рассчитаны на детей, они помогают ребенку не только разнообразить свои чувства и переживания, но и развивают интеллектуальную сферу, так как задействуют такие мыслительные операции, как выделение свойств, сравнение, анализ, синтез и т. д. Мне кажется, что вам будет интересно узнать как вы сможете описать те или иные эмоции.1. Ведущий дает инструкцию: "Каждый человек испытывает различные чувства, такие как страх, гнев, грусть, злость, радость, восторг, веселье, удовольствие, интерес, стыд, гордость, тревога, раздражение и множество других. Попробуйте разделить перечисленные мною эмоции на две группы". После совместного обсуждения родители дают ответ. Независимо от его правильности, ведущий задает вопрос "Почему?" и подводит их к разделению всех человеческих эмоций на положительные и отрицательные.2. "Чем различаются между собой отрицательные эмоции? А положительные?" Не только дети, но и взрослые обычно затрудняются ответить на эти вопросы. Ведущий предлагает следующую игру: "Я назову вам два отрицательных состояния, а потом буду называть разные свойства этих состояний. А вы попробуете отгадать, какое свойство к какому состоянию больше подходит". Состояния гнева и печали. Как вы думаете, что легче, а что тяжелее? Что мягче, а что жестче? Что быстрее, а что медленнее? Что острое, а что тупое? Что шершавое, а что гладкое? Что громкое, а что тихое? Что холодное, а что горячее? Что черное, а что белое?
Состояния радости и гордости. Что быстрее, а что медленнее? Что громкое, а что тихое? Что большое, а что маленькое? Что шершавое, а что гладкое? Что легче, а что тяжелее? Что соленое, а что сладкое? Что мягче, а что жестче?
Совершенно не обязательно, чтобы мнение всех участников группы по каждому пункту полностью совпадало.3. (Разбиться на 2 – 4 группы) каждой группе раздается по листку с каким-либо эмоциональным проявлением и предлагается из большого набора всевозможных предметов выбрать те, которые обладают такими же свойствами, как какое-то из переживаний, проанализированных в предыдущей игре (если нет подходящих предметов или игрушек, можно просто их называть). Представитель каждой группы описывает эмоцию, остальные группы, глядя на выбранные предметы, должны отгадать, какое состояние загадал водящий.Пример 1. "Раздражение". "Это чувство колючее как ежик, серое как мышь, шершавое как наждачная бумага, кисло-горькое как лимон, твердое как камень, угловатое как деталь от детского конструктора, трескучее как барабан"
Пример 2. "Обида тягучая как жвачка, мокрая как водоросли, липкая как мед, тупая как исписанный карандаш, черная как ночь".
4. При помощи поз, жестов, мимики попробовать передать различные эмоциональные состояния человека так, чтобы члены других групп догадались, что это за состояние.
Молодцы! Все отлично справились с предложенными заданиями! Вы знаете отрицательные и положительные эмоции, определяете их свойства, описываете с помощью различных предметов, а также прекрасно показали их при помощи поз, жестов и мимики.
Заканчивая разговор об эмоциональном развитии ребенка, еще раз хочется подчеркнуть, понимание своих эмоций и чувств, а также эмоциональных проявлений других людей является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Рефлексия выступления. Родителям предлагается отметить положительные и отрицательные стороны выступления на листках с изображением лица: улыбающееся – что понравилось, печальное – что не понравилось. Затем все встают в круг и под музыку передают листки друг другу, когда музыка останавливается, каждый по-очереди зачитывает те высказывания, которые оказались у него в руках.
Психолог благодарит присутствующих за сотрудничество!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Рябинка»
Материалы ко дню открытых дверей
на тему: «Развитие эмоциональной сферы»
Подготовила:
Педагог-психолог Анциферова О.Р.
г. Лангепас 2009г.
Приложение к материалам ко дню открытых дверей
Анализ проведенного мероприятия
11.03.2009г. в нашем детском саду прошел день открытых дверей, тема которого «Развиваем речь все вместе». В рамках этого дня, мною было проведено мероприятие с родителями на тему «Развитие эмоциональной сферы».
Основной целью было показать родителям важность эмоционального развития дошкольников, познакомить родителей с упражнениями направленными на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
При подготовке к данному мероприятию была проведена следующая предварительная работа:
подбор упражнений;
выполнение пособий для проведения выбранных упражнений.
В процессе открытого мероприятия мною был проведен мини-тренинг с родителями, направленный на развитие эмоций. Родителям было предложено разделить эмоции на две группы: отрицательные и положительные, определить их свойства, описать с помощью различных предметов, а также показать их при помощи поз, жестов и мимики.
В ходе мероприятия родители были активны: принимали участие в обсуждении предложенной темы, участвовали в тренинге. В конце мероприятия была проведена рефлексия, которая показала, что родителям понравилось выступление и предложенные задания. Однако было и два отрицательных отзыва:
тренинг оказался коротким;
не всем родителям было понятно, как применить полученные знания на практике.
На второй отрицательный отзыв были даны разъяснения на деловой игре «Вопросы - ответы».
На открытом мероприятии присутствовало 7 родителей.
Я считаю, что поставленная цель была достигнута: родителям была предоставлена информация о важности эмоционального развития детей, а также они познакомились с упражнениями направленными на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которые можно использовать для занятий с детьми дома.
Вывод:
В процессе мероприятия поставленная цель балы достигнута;
В дальнейшем к проводимым мероприятиям, необходимо подготавливать:
дополнительный материал (рекомендации) для родителей в виде памяток, брошюр;
выставочный материал для родителей по теме мероприятия
15