Консультация для родителей на тему: Сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей
Консультация для родителей.
Сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей.
Между мыслями, чувствами и поведением существует связь. Эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но их неверным восприятием. На занятиях и во время игры дети обучаются выражать эмоции, преодолевать барьеры в общении, развивать лучшее понимание себя и других. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», - можно услышать от ребенка. Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение задания. Работа со сказками дополняет положительное воздействие на детей. Эти направления успешно решают следующие задачи: 1) снижение тревожности и агрессивности у детей; 2) развитие способностей к саморегуляции и естественной коммуникации, выявление и поддержка творческих способностей, развитие внимания, памяти. На протяжении многих веков люди рассказывали друг другу, детям сказки. Их любили и любят в разном возрасте. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» - нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. События сказочной истории естественно и лаконично вытекают одно из другого. Дети усваивают причинно-следственные связи, существующие в этом мире. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, преодоление себя – все это закодировано в образа сказки. Ребенок, слушая или читая сказку, выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же сказку он может понять по-другому. Часто дети просят родителей или воспитателей прочитать одну и ту же сказку несколько раз. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует восприятию ребенка в данный момент и помогает понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Не отказывайтесь читать детям то, что они просят, пусть даже эта сказка вам надоела. Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего мира, у него возникает множество вопросов к взрослым. Многие вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных героев, ребенок во многом формирует для себя картину мира и в зависимости от этого будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом.
Признак настоящей сказки – хороший конец. Герой, который проходит все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе. Сказка – как живой организм: в ней все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. У него развивается способность децентрироваться, вставать на место другого. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность мира и свое единство с ним. Сказка многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным развивающим средством.