Исследовательская работа по теме Как влияет цвет на человека 4 класс


МКОУ «Приютненский лицей им. И Г. Карпенко»
Исследовательская работа на тему:
« Как цвет влияет на человека»
Выполнила: Бугаева Олеся
Ученица: 4 «А» класса
с. Приютное
2017
Содержание:
Введение 3 Основная часть 4 Цвет в нашей жизни 4 Происхождение и названия цветов 4 Цвет и человек 4 Исследование 5 Организация исследования 5 Обработка полученных данных 5 Заключение 8 Литература 8
Введение
Представьте,что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо- белым! Какая унылая получается картина!
Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на человека также, как и все остальное. У каждого человека есть свой любимый цвет. Но, несмотря на это, мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет. Цвет играет немаловажную роль в жизни человека. Большое счастье, что мы видим мир в цвете. Без этого жизнь была бы скучной и унылой.
Цвет – это единственное, что можно воспринимать только через зрение. Первой научной систематизацией цвета мы обязаны Леонардо да Винчи (1452-1519). Он выделил шесть простых основных цветов: белый, жёлтый, зеленый, синий, красный и черный.
Я не случайно начала работать над изучением данной проблемы. Оказывается, ещё в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека. Поэтому для своего проекта я выбрала тему «Влияние цвета на человека».
В связи с этим, мне стало интересно: как воспринимают цвет ребята нашей школы, педагоги, жители села и работники районной поликлиники
Актуальность: человека окружает многоцветие. Но каждый из нас в одежде, предметах, вещах отдаёт предпочтение определенному цвету. Почему?
Цель исследования: выяснить значение каждого цвета, найти связь между выбором цвета и характером человека.
Гипотеза исследования: выбор определённого любимого цвета влияет на характер и поведение людей.
Задачи:
Изучить имеющуюся по теме литературу.
Составить и провести опрос.
Проанализировать результаты опроса, сделать выводы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. Основная часть.
1. Цвет в нашей жизни.
В жизни человека цвет выполняет не только различительную функцию. Роль цвета важна в эстетическом, художественном восприятии мира. Цветовые предпочтения неразрывно связаны с особенностями культуры и сложившимися традициями. Некоторые специалисты на вопрос, что такое цвет, отвечают, что это – ощущение.
Между тем психологи обратили внимание на то, что всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно, в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры поверхности, настроения и культурного уровня человека. При этом и цвет может влиять на наше настроение и состояние. Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле. Цветовое предпочтение характеризует разные эмоциональные состояния.
2. Происхождение и названия цветов.
Любой предмет имеет свой цвет. Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели. В разное время дня в зависимости от освещения изменяются оттенки неба, воды и земли.
Весь мир во всей его красоте, форму предметов и материал, из которого они сделаны, пространство, и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета. Важно помнить, что цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти – иными словами, цвет оказывает на человека эмоциональное воздействие.
3. Цвет и человек.
Цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. То, какие именно, и в какой последовательности цвета человек выбирает, дает информацию о его физическом, эмоциональном и психическом состоянии. Эти сведения касаются нового периода нашей жизни. Для того чтобы осознать этот выбор, нужно знать язык цвета. Каждый цвет имеет свое значение.

II. Исследование
1.Организация и проведение исследования
Администрация нашей школы уделяет большое внимание цветовому оформлению учебных кабинетов, коридоров и столовой. Например, у нас стены в коридоре окрашены в бежевый цвет, что символизирует чистоту, покой и действует на детей умиротворенно, а также на стенах висят картины природы и цветы.
Цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. Установлено, например, что люди отдают предпочтение какому-то одному цвету (в основном не более чем 2-3). Так называемые холодные цвета (синий, зеленый) говорят о спокойствии, нежности, грусти, и теплые цвета желтый, оранжевый свидетельствуют о силе, властности, активности и радостном настроении.
Для определения цветовых предпочтений учащихся школы, а также учителей школы, жителей села, работников больницы я провела социологический опрос.
Респондентам был предложен вопросы: Какой цвет вам нравится?
Результат анкетирования среди учащихся 1 – 4 классов МКОУ «Приютненский лицей им. И. Г. Карпенко». Было опрошено 74 учащихся.

Анализ полученных результатов показал, что учащиеся с 1 по 3 класс
предпочитают красный цвет.Красный цвет означает могущество, волю к победе, желание жить полной жизнью, стремление к новым впечатлениям. Человек, который предпочитает красный цвет всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении. Любит быть первым, но не всегда может им быть. Он смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный, бесстрашный, уверенный, не боится следовать за своей мечтой и в то же время- чувствительный человек.
А учащиеся 4 классов выбрали желтый цвет. Это означает: желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Такие люди любят, чтобы ими восхищались, у них высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность.
Результат анкетирования среди учащихся с 5 по 8 класс МКОУ «Приютненский лицей им. И. Г. Карпенко». Было опрошено 56 учащихся.

Анализ полученных результатов показал, что учащиеся с 5 по 8 класс
предпочитают чёрный цвет.Черный цвет часто связывают с таинственностью. Считается, что в больших количествах черный цвет угнетает, резко снижает настроение и работоспособность. Однако черный может быть и очень динамичным, способствовать лучшему пониманию и спокойствию, придавать достоинство. Так как опрошенная группа относится к подростковой категории, то предпочтение чёрного цвета говорит о максимализме, неопределенности жизненного выбора, но со временем черный уступает цветному видению мира.
Результат анкетирования среди учащихся с 9 по 11 класс МКОУ «Приютненский лицей им. И. Г. Карпенко». Было опрошено 40 учащихся.

Из диаграммы видно, сто учащиеся 9 класса предпочитают синий цвет. Этот цвет говорит о желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Это цвет замкнутости. Человек выбирающий этот цвет как бы показывает, что я отстаиваю свои границы.
Результат анкетирования среди учителей МКОУ «Приютненский лицей им. И. Г. Карпенко». Было опрошено 15 педагогов.

Анализ показал, что наши педагоги предпочитают красный цвет. Красный цвет символизирует безудержное стремление к успеху, переживание, ощущение полноты жизни. Это — стимул ко всякой деятельности, активности во всевозможных сферах.Так же очень нравится нашим наставникам зелёный цвет. Это сама жизнь, природа, гармония – вот что непосредственно обозначает зеленый цвет. Кроме того, именно этот цвет принят во всем мире, как самый безопасный, недаром именно зеленый свет светофора разрешает движение.
Результаты анкетирования среди жителей села Приютное. Было опрошено 11 жителей.

Анализ показал, что жители нашего села предпочитают розовый цвет.Розовый — смесь белого и красного. В этом цвете «живет» нежность, мужественность, лёгкость, окрылённость, сила, устойчивость и любовь к себе. Розовый — это цвет жизни и вообще всего живого. Розовый цвет умеет успокаивать нервную систему и делать людей сдержаннее и намного спокойнее.Если вы любите розовый цвет — вы не терпите жестокости и насилия в любом их проявлении. Жители села Приютного люди добрые и заботливые, любящие, красивые, чувствительные и очень щедрые.
Результат анкетирования среди работников районной поликлиники. Было опрошено 10 медработников.

Работники районной поликлиники предпочитают чёрный цвет. В данном случае черный – это абсолютное отрицание, безоговорочное «нет».
Серьезный и таинственный, очень глубокий, задумчивый и погруженный в себя человек с проницательной душой. Работает, чтобы сразу же решить возникающие проблемные вопросы. У него душа искателя. Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают.
Заключение:
Цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. То, какие именно, и в какой последовательности цвета человек выбирает, дает информацию о его физическом и эмоциональном состоянии.
Данные исследования цветов помогают узнать характер людей, их настроение, понять их поведение в той или иной ситуации. Любимый цвет меняется с течением времени, в дальнейшем мы хотели бы повторить исследования и увидеть, что, как и почему поменяется в характере.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Цвет в нашей жизни. О. Кузнецова//ж-л «Здоровье детей» № 6 2010г.
2.Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. – Волгоград, 2009г.
3.Большая книга экспериментов для школьников/ Под. ред. А. Мейяни.- М.: РОСМЭН – ПРЕСС.