План открытого урока по развитию речи Золотой октябрь


План
открытого урока по развитию устной речи на тему
«Времена года: середина осени. Золотой октябрь»
4 класс
Учитель высшей категории:
Т.С.Шутенко 2011 – 2012 учебный год
Цели:
- уточнять и систематизировать представления обучающихся об основных признаках осени;- развивать навык согласования слов во фразе, умение моделировать предложение, отвечать на вопросы по картине;
- корригировать внимание, восприятие, мышление на основе упражнений в анализе и синтезе; устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её.
Оборудование:
- картины осени;
- планшет для развития логического мышления;
- загадки об осени, признаках осени;
- грамзапись: Чайковский. «Времена года. Октябрь. Осенняя песня»;
- разрезные картинки;
- календарь погоды.
Ход урока
Организационный момент
а) Упражнение на логическое мышление


?
б)Лексические упражнения
«Сядет тот, кто подберёт слово, противоположное по значению тому, которое я назову».
Словарь: жарко, ясно, птицы прилетают, цветы зацветают, редко идёт дождь, листья распускаются, дни стали длиннее, ночи короче, радостное настроение…Актуализация опорных знаний
а)Вводная беседа
Признаки какого времени года вы мне назвали?
Какие месяцы?
Какой сейчас месяц?
Это начало, середина или конец осени?
Какой месяц является серединой осени?
Как называют октябрь? Почему?
Выберите из данных картинок «осень».
б)Сообщение темы и целей урока. «Сегодня мы с вами постараемся определить, что же меняется в природе, погоде, людях от начала к середине осени. Вы мне поможете в этом?»
ФизминуткаВетер
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети выполняют различные движения)

4.Изучение нового материала
а)Работа с календарём погоды
Составление характеристики погоды на данный день. (Один обучающийся работает у доски, остальные следят за его работой и исправляют ошибки, если они появятся.)
Упражнения в отработке интонационной стороны речи:
- Спроси о небе, тучах, ветре:
Это осеннее небо? –Да! Осеннее.
Какое это небо? – Это осеннее небо.
Лексические упражнения:
а) - подберите слова противоположные по значению:
сухая осень -…(дождливая);
солнечная осень - …(пасмурная);
весёлая осень - …(грустная);
тёплая осень - …(холодная)
б) – подберите слово – признак к осени, о которой мы говорим: сухая, солнечная, тёплая, красивая; разноцветные деревья; …(«Золотая осень»)в) – найдите причину следующих событий:
отлёт птиц – похолодание, наступление лета, цветение трав, наступление осени;
сбрасывание листьев с деревьев – приход весны, дожди, лужи, наступление осени;
образование луж – жара, дожди, гололёд, прилёт птиц.
б) Самостоятельное описание обучающимися признаков золотой осени:
- Какое небо (воздух, солнце, трава, цветы, деревья)? – высокое, голубое, серое, с тучами. - Какой воздух (тёплый, холодный, сырой, сухой)?
- Как светит солнце (ярко, мало, светит, но не греет)?
- Какая трава (зелёная, пожелтевшая, сухая, сочная)?
- Какие цветы (яркие, увядшие)?
- Какие деревья (зелёные, голые, с разноцветными листьями)?
в)рассказ учителя «Золотая осень и наше настроение»
Золотая осень бывает в октябре. По небу медленно плывут тяжёлые серые тучи. Идут мелкие холодные дожди. Часто бывают туманы. Листья на деревьях меняют окраску: становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, коричневыми. Часто дуют ветры, которые срывают с деревьев разноцветные листья и бросают их на землю. Листопад. Трава пожелтела и засохла. Улетают на юг перелётные птицы. В садах и огородах собрали урожай – фрукты и овощи. Я люблю бродить по осеннему лесу. На душе радостно и грустно.
г)прослушивание грамзаписи: Чайковский. «Времена года. Октябрь. Осенняя песня»
д)демонстрация картин об осени, беседа по картинам
«Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…»
Какое время года на картине? Почему вы так думаете?
Как можно назвать эту осеннюю пору?
Что делают дети?
Для чего они собирают листья?
Как по другому можно назвать эту картину?
«Избежать нам нужно холодов и вьюг, соберёмся стаями – полетим на юг»
Кого вы видите на картине?
Назовите птиц, которых вы знаете?
Кто из птиц собирается на юг? Почему?
А кто не боится холодов и остаётся зимовать?
«Мы животных очень любим, их не будем обижать»
Кого нарисовал художник?
Как меняется жизнь лесных обитателей осенью?
Как иначе можно назвать эту картину?
5..Физминутка
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
6.Закрепление
Чтение обучающимися стихотворений об осени (А.С.Пушкин. «Уж небо осенью дышало», А.Твардовский. «Лес осенью», О.Высотская. «Осеннее утро»
Загадки :По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле преклоняет. (Ветер)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт –
Убаюкивает?
Его просят, его ждут,
А как придёт, прятаться начнут. (Дождь)
Из почек появляются,
Весной распускаются,
Осенью увядают
И все опадают. (Листья)
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень)
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Собери картинку, назови её.(Лист клёна, ветка ели, ветка сосны, ветка берёзы, ветка рябины, ветка дуба и т.д.)
7.Итог урока
О чём говорили на уроке?
Назовите признаки золотой осени.
Какое настроение бывает в эту пору?