Рабочая программа внеурочной деятельности Мастерская добрых дел


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тяжинская средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрено на заседании Принято на методическом Утверждаю
методического объединения совете приказ №__ от протокол №_ от __ 2014г протокол № от 2014г Директор

«Мастерская добрых дел»
рабочая программа внеурочной деятельности
(социальное направление)
1 класс
Автор-составитель:
Чиканчи Оксана Николаевна,
учитель начальных классов
Тяжинский, 2014
«Мастерская добрых дел»
рабочая программа внеурочной деятельности
(социальное направление)
1 класс
Автор-составитель: Чиканчи Оксана Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 3»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел» разработана для развития у детей художественного вкуса и творческих способностей в 1 классе.
Программа направлена на приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Программа включает создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в различной технике.
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.
Пояснительная запискаПрограмма внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел» является программой социальной направленности.
Программа направлена на приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта волонтерской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мастерская добрых дел» являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373);
СанПиН, 2.4.2.2821-10 Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".
Предлагаемая программа является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Актуальность данной программы обусловлена следующими противоречиями:
С одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости.
С одной стороны, выпускник начальной школы должен обладать следующими личностными характеристиками: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. С другой стороны, классно-урочная форма организации учебной деятельности, в большей степени, создаёт условия только для формирования знаний по предмету. С одной стороны, в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. С другой стороны, внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта.
В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС в содержании внеурочной деятельности обучающихся значительное внимание уделяется проектной деятельности.
В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Новизна программы в том, что предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.
Программа объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль «Мастерская добрых дел».
В основу программы положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образовании в целом;
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в процессе внеурочной деятельности;
системная организация учебно-воспитательного процесса.
Данная программа ориентирована на достижение результатов определённого уровня: приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности.
В ходе реализации программы осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Цель программы: формирование у обучающихся способности и готовности к социально преобразующей деятельности.
Задачи:
приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
приобретение школьниками нового ценностно окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мастерская добрых дел» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 3».
Содержание программы «Мастерская добрых дел» связано со многими учебными предметами: математикой, литературным чтением, окружающим миром.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мастерская добрых дел» предназначена для обучающихся 1-х классов. Данная программа рассчитана на проведение 2 часов в неделю в 1 классе — 66 часов год. Продолжительность занятий – 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как учитель начальных классов, так и педагог дополнительного образования.
Срок реализации программы: 1 год
Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
исследовательская деятельность;
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).
Формы проведения занятий: экскурсии, презентации, ролевые игры, коллективные творческие дела, продуктивные игры.
Формы достижения воспитательных результатов
на занятиях интегрированного курса «Мастерская добрых дел»:
- Приобретение социальных знаний.
- Познавательные игры.
- Тематические экскурсии.
- Обучающие психологические тренинги.
- Мини-курсы.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется в результате выполнения обучающимися практической работы по изготовлению подарочных сувениров, оригамно-аппликационных панно, объемных моделей и конструкций
• Участие в выставках детского прикладного творчества
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел» ориентирована на достижение результатов первого уровня - получение младшими школьниками социальных знаний.
Личностными результатами освоения обучающимися содержания курса являются следующие умения:
•активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
•проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
•проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
•оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Предметные результаты:
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
- создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
-смогут применить полученные знания на уроках технологии и изобразительного искусства при создании композиций.
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по курсу «Мастерская добрых дел» являются следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
-организовывать свое рабочее место;
-удерживать организованное поведение во время урока;
-понимать учебную задачу;
-составлять элементарный план действий при работе под руководством учителя;
-осуществлять контроль выполненной работы по образцу под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
-высказывать предположение по поводу способа действия;
-оценивать свою работу по совместно выбранным критериям под руководством
учителя;
-уметь выражать свои мысли в устной форме;
-уметь задавать простые вопросы по учебному материалу;
-вступать в диалог под руководством учителя;
-уметь слушать и понимать речь других;
-оказывать взаимопомощь в сотрудничестве под руководством учителя.
Познавательные УУД:
-пользоваться моделями, схемами;
-сравнивать и группировать предметы и их образы;
-уметь строить рефлексивные высказывания с помощью учителя.

Учебно – тематический план
класс
Разделы
Всего часов
теория
практика
контроль
Вводный блок – 1 ч.
1
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 1 1 - -
Работа с природным материалом – 6 ч.
История возникновения флористики.
Аппликации из осенних листьев.
«Рябиновые бусы»
Поделка из шишек.
1
2
1
2
1
-
-
- -
2
1
1 -
-
-
1
Бумагопластика - 9 ч.
История возникновения аппликации.
Аппликации из бумаги 1
8 1
- -
7 -
1
Мастерская Деда Мороза - 12 ч.
Вырезание полосок из бумаги. Изготовление аппликаций.
Поздравительные открытки.
Новогодние игрушки.
6
2
4
-
1
-
5
1
3
1
-
1
Оригами - 8 ч.
История возникновения оригами.
Аппликации с элементами оригами. 1
7 1
- -
6 -
1
Конструирование. Аппликации – игрушки - 8 ч.
Аппликации - игрушки 8 - 7 1
Работа с различными материалами (22 ч)
Оформление поделок из бросового материала 22 - 20 2
Всего 66 5 53 8
Содержание программы
Вводный блок (1ч).
Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности.
Работа с природным материалом (6 ч).
История возникновения флористики.
Аппликация из осенних листьев «Осенние мотивы». Поделка из шишек «Крокодил Гена». «Рябиновые бусы».
Бумагопластика (9 ч)
История возникновения аппликации.
Аппликация «Осенний лес». Аппликация «Осенняя корзина». Аппликация «Ёж на поляне». Аппликация «Зайка». Аппликация «Мишка».
«Мастерская Деда Мороза» (12 ч).
Вырезание полосок из бумаги. Изготовление аппликаций:
«Зимний лес». «Ёлочная игрушка». Новогодняя снежинка. Новогодние игрушки: новогодняя гирлянда «Звёзды». «Подвеска из колец». «Карнавальные маски». Поздравительная открытка «С новым годом!»
Оригами (8 ч).
История возникновения оригами. Аппликация с элементами оригами «Тюльпаны». «Дружная семейка». «Черепаха». «Собачка».
Конструирование. Аппликации – игрушки (8 ч)
«Любопытный червячок». «Вылупившийся цыплёнок». «Полёт бабочки». «Бычок – пятнистый бочок».
Работа с различными материалами (22 ч)
Оформление поделок из бросового материала: «Цветы из фантиков». «Розы из салфеток». «Цветы из газет». Рамка для фотографий. Открытка к празднику. Карандашница. Игольница. Вазочки. Закладка. Картина из пуговиц.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п Сроки Содержание разделов и тем программы Вид занятий Вид контроля Организационная форма
Раздел 1. Вводный блок – 1 ч.
1 Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности.
Теория Беседа
Раздел 2. Работа с природным материалом – 6 ч.
2 История возникновения флористики Теория Беседа
3 Аппликация из осенних листьев «Осенние мотивы».
Практическая работа
Исследовательская работа
4 Аппликация из осенних листьев «Осенние мотивы». Практическая работа Коллективная работа
5 Поделка из шишек
«Крокодил Гена». Практическая работа Коллективная работа
6
«Рябиновые бусы» Практическая работа Коллективная работа
7 Итоговое занятие Контроль Выставка изделий
Раздел 3. Бумагопластика – 9 ч.
8 История возникновения аппликации. Теория Беседа
9 Аппликация «Осенний лес».
Практическая работа
Коллективная работа
10 Аппликация «Осенний лес».
Практическая работа Коллективная работа
11 Аппликация «Осенняя корзина».
Практическая работа
Коллективная работа
12 Аппликация «Осенняя корзина». Практическая работа Коллективная работа
13 Аппликация «Ёж на поляне». Практическая работа Коллективная работа
14
Аппликация «Зайка».
Практическая работа
Коллективная работа
15 Аппликация «Мишка» Практическая работа Коллективная работа
16
Итоговое занятие Контроль Альбом лучших работ
Раздел 4. «Мастерская Деда Мороза» - 12 ч.
17 Техника аппликации. Правила ТБ Теория
Беседа
18 Аппликация «Зимний лес».
Практическая работа Коллективная работа
19 Новогодняя снежинка. Практическая работа Коллективная работа
20 Поздравительная открытка «С новым годом!»
Практическая работа
Коллективная работа
21 Поздравительная открытка «С новым годом!» Практическая работа Коллективная работа
22 Итоговое занятие. Контроль Альбом лучших работ
23 Новогодняя гирлянда «Звёзды».
Практическая работа
Коллективная работа
24 Карнавальные маски Практическая работа Коллективная работа
25 «Подвеска
из колец» Практическая работа Коллективная работа
26 Ёлочная игрушка
Практическая работа Коллективная работа
227 Ёлочная игрушка
Практическая работа Коллективная работа
28 Итоговое занятие Контроль Выставка изделий
Раздел 5. Оригами – 8 ч.
29 История возникновения оригами Теория Беседа
30
Аппликация с элементами оригами «Тюльпаны».
Практическая работа
Коллективная работа
31 Аппликация с элементами оригами «Тюльпаны». Практическая работа Коллективная работа
32 «Дружная семейка»
Практическая работа
Коллективная работа
33 «Дружная семейка» Практическая работа Коллективная работа
34 «Черепаха» Практическая работа Коллективная работа
35
«Собачка».
Практическая работа Коллективная работа
36 Итоговое занятие Контроль Альбом лучших изделий
Раздел 6. Конструирование – 8 ч.
37 «Любопытный червячок». Практическая работа Коллективная работа
38 «Любопытный червячок». Практическая работа Коллективная работа
39 «Вылупившийся цыплёнок» Практическая работа Коллективная работа
40 «Вылупившийся цыплёнок» Практическая работа Коллективная работа
41 «Полёт бабочки» Практическая работа Коллективная работа
42 «Полёт бабочки» Практическая работа Коллективная работа
43 «Бычок – пятнистый бочок» Практическая работа Коллективная работа
44 Итоговое занятие Контроль Выставка лучших работ
Раздел 7. Работа с различными материалами – 22 ч
45 «Цветы из фантиков» Практическая работа Коллективная работа
46 «Цветы из фантиков» Практическая работа Коллективная работа
47 «Розы из салфеток» Практическая работа Коллективная работа
48 «Розы из салфеток» Практическая работа Коллективная работа
49 «Цветы из газет» Практическая работа Коллективная работа
50 «Цветы из газет» Практическая работа Коллективная работа
51 Рамка для фотографий Практическая работа Коллективная работа
52 Рамка для фотографий Практическая работа Коллективная работа
53 Картина из пуговиц Практическая работа Коллективная работа
54 Картина из пуговиц Практическая работа Коллективная работа
55 Открытка к празднику Практическая работа Коллективная работа
56 Открытка к празднику Практическая работа Коллективная работа
57 Итоговое занятие Контроль Выставка изделий
58 Карандашница Практическая работа Коллективная работа
59 КарандашницаПрактическая работа Коллективная работа
60 Игольница Практическая работа Коллективная работа
61 Игольница Практическая работа Коллективная работа
62 Вазочки Практическая работа Коллективная работа
63 Вазочки Практическая работа Коллективная работа
64 Закладка Практическая работа Коллективная работа
65 Закладка Практическая работа Коллективная работа
66 Итоговое занятие Контроль Выставка изделий
6.Учебно – методические средства обучения
Литература для учителя
1.Белякова, О.В. Поделки из природных материалов. [Текст] / О.В. Белякова. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 316 с.
2.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – 265 с.
3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Литература для обучающихся1. Румянцева, Е.А. Аппликация: Мастерите, малыши, на досуге для души. [Текст] / Е.А. Румянцева. - М.: Айрис – Пресс, 2001. – 154 с.
2.Уолтер, Х. Узоры из бумажных лент [Текст] / Х.Уолтер. - М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002. – 85 с.
3.Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги [Текст] / Д.Чиотти. - М.: Айрис – Пресс, 2001. – 54 с.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий внеурочной деятельностью необходимо иметь:
•цветную бумагу,
•картон белый и цветной,
•клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.