Статья на тему Пути формирования одаренной личности

Демидова Н.А., заместитель директора по научно-методической работе
учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 17» г.Смоленска
Пути формирования одаренной личности в процессе творческой деятельности на уроках литературы
В каждом человеке – солнце.
Только дайте ему светить.
Сократ
Развитие одаренности
Одаренный ребенок – гениальное творение природы, с огромным потенциалом творческого многообразного развития. Интеллектуальные ресурсы любого государства являются залогом его процветания. Поэтому одаренные дети рассматриваются как национальное достояние, и они вправе рассчитывать на особые социальные условия.
Человеку нашего времени необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Грига, и строгость математических формул. Чтобы учение не превращалась в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать ощущение новизны познаваемого, сделать учебу детей занятием творческим.
Сейчас мы находимся в стадии перехода к информационным технологиям. Для того чтобы комфортно чувствовать себя в новых условиях, наши выпускники должны обладать определенными качествами:
1)способностью к творчеству;
2)умением быстро реагировать на изменения;
3)инициативностью;
4)коммуникабельностью.
Наша задача заключается в том, чтобы научить школьника самому добывать знания, быть гибким к нынешним условиям жизни.
«Многознание уму не научает» – сказал древний философ. Изучать учебники – это еще не значит освоить литературу как предмет и овладеть соответствующим мышлением. И, по выражению Н.А. Умова, « всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность». Настоящее образование человек получает только тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы.«Познание начинается с удивления», - гласит народная мудрость.
Постоянная работа над развитием способностей учащихся, повышением интереса к литературе, раннее выявление одаренности школьников, вовлечение одаренных детей в активную творческую деятельность на элективных курсах, интеллектуальных играх, конкурсах, организация литературных гостиных, вечеров, научно-практических конференций, участие в литературных олимпиадах развивает универсальные способности личности каждого школьника и дает высокие результаты учебных достижений.
Совместное обучение – одна из форм дифференциации обучения одаренных детей
Дифференциацию обучения можно считать одним из основных путей решения проблемы согласования традиционной для большинства стран системы школьного обучения и проблемы обучения одаренных детей. Дифференциация рассматривается как способ нивелирования тенденции к усреднению, унификации личности. Среди форм дифференциации обучения одаренных детей выделяются следующие: раздельное обучение, совместно-раздельное обучение и совместное обучение .Стратегия совместного обучения предполагает обучение одаренных детей совместно с их сверстниками, не выделяя их в отдельный класс и не создавая для них особой, специальной школы. Ребенок и учитель не могут быть ограничены ни временем, ни жесткими программами, ни местом занятий. Но как бы ни строилось обучение в подобных школах, все они нуждаются в дополнительных внешкольных мероприятиях. Во многих странах мира одаренные дети из обычных школ периодически посещают специализированные школы для одаренных. Это делается для того, чтобы дети увидели себе равных, смогли проявить себя в новых условиях, и кроме того, чтобы их развитие корректировалось узкими, более квалифицированными в данной области специалистами.
Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение в XXI веке. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Работа с одаренными детьми строится на четырех базовых идеях: на осознании самоценности каждого школьника и учителя как уникальной, неповторимой, саморазвивающейся личности; на неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческих способностей; на приоритете внутренней свободы, необходимой для творческого саморазвития; на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление. творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
В своей работе с одаренными детьми преподаватели нашей школы наряду с реализуемыми в общеобразовательных школах компетентностным и деятельностным подходами руководствуются следующими приоритетными методологическими подходами:
антропологическим, который обеспечивает сохранность здоровья и формирование валеологической культуры личности;
личностно ориентированным, который предполагает создание условий для становления целостно-личностного опыта субъекта образовательного процесса, связанного с развитием его личностных функций, укреплением индивидуальности, становлением субъектности, культурной идентификацией; ориентации на способности учащихся и педагогов, создание условий для достижения максимально возможных результатов образования, развитие творческих способностей и одаренности;
аксологическим, который обеспечивает в воспитании одаренных детей оптимального сочетания социально и личностно значимых качеств, общечеловеческих и национальных ценностей;
полисубъектным: организация и управление жизнедеятельностью школы в соответствии с субъект-субъектной парадигмой и идеологией сотрудничества;
синергетическим: саморазвивающееся и саморазвивающее сотрудничество, сотворчество между всеми участниками педагогического процесса;
акмеологическим: возвышение личности учащегося и учителя, ориентация на их достижение и успех.
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера- проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные- в сочетании с методами самостоятельной. индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству).
Большие возможности содержатся в такой форме работы, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания. что исключает формализм.
Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей

Заголовок 1 Заголовок 215