Презентация к статье №Контроль учебных достижений учащихся по биологии




Контроль качества учебных достижений по биологии
Андреевских Ольга Анатольевна,
МКОУ «Троицкая СОШ №5»
Талицкого района Свердловской области [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Контроль за качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса. Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний, сформированности умений и навыков, выявлять нравственно-ценностные ориентации личности учащегося.
Контроль знаний предполагает единство всех его компонентов (проверки, оценки, учёта) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащихся, их качества, так и процесс исправления ошибок в области содержания речи, логики ответов, ведущий к коррекции результатов обучения.
Проверка знаний и умений одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. При этом учитель может анализировать результаты своей работы и найти способы устранения замеченных недостатков.
Система контроля биологических знаний выполняет основные функции: обучающую, контролирующую, диагностирующую, развивающую, воспитывающую. В современных условиях обучающее назначение контроля доминирует над всеми перечисленными. Значительную роль играют и технологические функции контроля как процесса: управляющая, повторительная, обобщающая, закрепляющая. В методике обучения биологии утвердились четыре вида контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля знаний учащихся по биологии.
Таблица 1.
Выделенный признак
Формы контроля знаний по биологии

По периодичности проведения
Эпизодический, периодический, систематический

По количественному составу учащихся
Индивидуальный (персональный), групповой, фронтальный, классно-обобщающий

По особенностям организации деятельности учащихся и руководства учителя
Письменный, устный, самоконтроль, взаимоконтроль, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная работа, практическая работа, экзамен, реферат

По технологии проведения, характеру изображения, использования ТСО
Графический, программированный, автоматический, дифференциальная работа по карточкам, тестирование, машинный, безмашинный

По интенсивности проверки
Зачёт, уплотнённый опрос, комбинированный

По уровню познавательной самостоятельности учащихся
Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа с учебным содержанием, самостоятельные практические исследования, эвристическая беседа.

Организация контроля знаний позволяет выстроить перечень связанных между собой содержательно-временных этапов мониторинга. Мониторинговая технология контроля качества знаний учащихся сочетает содержательную наполненность контрольных знаний с математической точностью оценки результатов испытаний.
Подготовительный этап включает:
определение цели контроля знаний;
отбор основных знаний, подлежащих контролю;
выбор форм учебной деятельности, организационных форм проведения контроля;
составление заданий, эталонов ответов в соответствии с учебной программой.
Контрольно-исполнительский этап предполагает решение следующих основных задач:
выдача заданий и разъяснение плана их выполнения, получение ответов учащихся;
управление контролем, слежение за самостоятельностью выполнения заданий;
организация самоконтроля, выполнение контрольного задания, сравнение собственного ответа с эталоном.
На заключительном этапе осуществляется:
сбор и обработка ответов учащихся;
выделение контрольного результата, выставление оценок;
анализ отклонений реальных результатов обучения от запланированных, выявление трудностей в усвоении знаний;
определение направления коррекции знаний;
представление результатов проверки;
анализ ошибок и упущений в системе планирования и содержания работы учителя по усвоению биологических знаний;
составление системы мероприятий по повышению качества и эффективности образовательного процесса;
накопление контрольных работ для базы данных обучаемых.
Особую значимость в контроле знаний учащихся имеет процесс оценивания знаний: как результат обучаемости (индивидуальной способности ученика к усвоению знаний) и обученности (степени воздействия учителя на усвоение знаний ученика). Уровень знаний ученика характеризует качество учебных достижений.
Необходимыми и достаточными для оценки знаний являются следующие критерии:


Правильность знаний – степень соответствия современному уровню биологической науки; обычно задаётся характером изложения материала в учебнике.
Полнота знаний – их объём, соответствующий требованиям программы и изложению в учебнике.
Осознанность знаний – понимание внутренних связей, умение анализировать и сравнивать, доказывать и обобщать.
Действенность знаний – умение применять знания в различных ситуациях.
Системность знаний – понимание их места в структуре научной теории.
Прочность знаний – устойчивость всех перечисленных качеств.
Для оценки этих критериев могут применяться различные методы. Традиционные задания незаменимы при контроле и оценке знания и понимания материала, применения его в сходных и новых условиях, умения анализировать и оценивать текст и т.п. Однако при проведении устных опросов достаточно сложно избежать целого ряда присущих этой форме учебной работы недостатков. На уроках биологии чаще всего эти недостатки таковы:
вопросы заранее не продуманы, нередко случайны. Вопрос обращён к знаниям, заложенным в память ученика, и не вызывает мысли, поэтому ответы носят часто описательный характер, порой является пересказом учебника;
в вопрос не включается ранее изученный материал, логически связанный с темой урока;
опрос превращается в индивидуальную беседу с отвечающим учеником, при этом остальные ученики предоставлены сами себе, отвлекаются, что приводит к нарушению дисциплины;
учитель задаёт одновременно несколько вопросов или быстро переходит от одного к другому – «забрасывает» ими ученика. Это нервирует отвечающего и не даёт ему собраться с мыслями. Не получив немедленного полного ответа, учитель начинает отвечать сам, пропуская при этом ошибки в прозвучавшей части ответа ученика. Итогом часто становится необъективная оценка.
Если планируемые вопросы не предполагают «вникания» ученика в сущность явления, а требует простого знания фактов, лучше использовать контроль с элементами программирования, т.е. тестовые задания. В настоящее время, в связи с переходом итоговой аттестации на ЕГЭ, этот вариант проверки знаний является актуальным. Необходимо выработать умение учащихся быстро и точно давать правильный ответ. К сожалению, огромное количество методических материалов, заполонивших полки книжных магазинов, не всегда составлены из корректных, а порой и правильных вопросов. В этой ситуации учителю приходится самостоятельно разрабатывать тестовые задания. Как учителю мне приходится составлять тесты и по отдельным темам уроков, и по разделам, естественно, учитывая требования образовательных стандартов. При подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ, использую варианты ФИПИ, но часто разрабатываю сама из предложенных тестов тематические тесты, в которых все вопросы посвящены одному разделу. Тест составляется аналогично вариантам ЕГЭ, т.е. есть задания части А, части В, части С. Например, при проведении элективных курсов по углублению биологии в 10 классе по разработанной программе провожу тесты после повторения раздела биологии: «Ботаника», «Зоология», «Общая биология» и т.д.
Другой подход к закреплению и углублению полученных знаний – проведение лабораторных и практических работ, занимающих в зависимости от содержания и объёма, или часть урока, или весь урок целиком. Лабораторные занятия могут проводиться фронтально (по непосредственным указаниям учителя) и по предварительному заданию. При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части; по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся выполняют одновременно. Такие занятия легче организовать, работа выполняется всеми учащимися одновременно. Если отдельные ученики выполняют задания медленнее других, то при небольших размерах отдельных заданий они успевают подтянуться. Оканчивается работа также одновременно. При таком подходе учащиеся легко усваивают материал, учитель без особого труда может контролировать выполнение работы и при необходимости оказать помощь. Однако недостатком такого рода занятий является неполная самостоятельность учащихся. Этот недостаток отсутствует в лабораторных занятиях по предварительному заданию, где учащимся предоставляются достаточно широкие возможности для самостоятельности и инициативы. Такие занятия организовываю в среднем и старшем звене, где ребята уже имеют опыт проведения лабораторных работ. Часто задаю домашние лабораторные работы, если они не требуют сложных манипуляций и помощи учителя.
Одной из важнейших задач работы учителя является формирование навыков самостоятельного приобретения знаний. Содержание школьного курса биологии отражено в учебниках, являющихся важнейшими источниками знаний и средством обучения. Систематическое использование учебника на уроке – эффективный способ формирования у школьников навыков самостоятельного добывания знаний.
Задача учителя – не давать знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи. Здесь очень уместно знаменитое выражение Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить».
Материал учебника или дополнительных источников информации можно использовать для выполнения творческих заданий. Создавая информационные листы по заданной теме, ученик закрепляет умения выбирать главное из текста, обобщать полученную информацию, представлять её в сжатой, концентрированной форме с творческим подходом. Такой вид деятельности очень любят учащиеся среднего звена, они исполняют роль журналистов, которые собирают нужный материал и




публикуют его в свободной форме. Это может быть мини- газета, буклет, мультимедийная презентация, устная презентация и т.д.
Для контроля учебных достижений учащихся проводятся контрольные работы. Работы могут проводиться для контроля усвоения знаний по отдельной теме, по разделу, по курсу. Контрольные работы предполагают письменные ответы на вопросы. Здесь проверяется не только знание фактического материала, но и умение логически и обоснованно формулировать свои мысли. К сожалению, при подготовке к ЕГЭ учителя стали злоупотреблять тестовыми формами заданий, где ребёнку не надо самостоятельно формулировать ответ, а просто делать выбор уже предложенного. На собственном опыте убедилась, что учащиеся теряют навык письменной речи. Писать сочинения, анализировать и размышлять, по их мнению, они должны только на уроке русского языка. Но мы – предметники, должны развивать эти умения, а не погружаться лишь в «натаскивание» по тестам. В заданиях ЕГЭ части С, необходимо давать развёрнутый ответ на вопрос, так что оставлять в стороне письменные ответы на устных уроках нельзя.
Действенным механизмом контроля является самооценка учащихся. При чётко сформулированных критериях учащиеся могут поставить себе оценку за проделанную работу, как правило, учащиеся стремятся к объективной оценке своей работы и их самооценка редко расходится с оценкой учителя. Иногда за один урок ученик может получить несколько оценок. Это включает устную работу на уроке, выполнение теста, работу в группе.
Система контроля биологических знаний строится на основе методических характеристик, включающих цели, функции, принципы, этапы, способы и средства взаимоконтроля и самоконтроля, особенности деятельности педагога и учащихся, методику его проведения.
Контроль учебных достижений учащихся осуществляется не только с целью выставления оценок учащимся, но, прежде всего, для анализа работы учителя, для определения ошибок и просчётов, а также для выявления эффективных форм и методов работы. Проводя мониторинговые исследования, мы определяем оптимальные варианты обучения.

Литература:
Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004.
Мониторинг качества образования: опыт изучения качества обученности учащихся. Управление образования администрации Ленинского района города Екатеринбурга. Кафедра возрастной педагогики и педагогических технологий Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург,2001 г.
Цекало Е.С. Статья «Творческий потенциал учебника биологии». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение 1.
Задания на воспроизведение знаний - проверяют уровень воспроизводить факты. Такие задания используют при обобщении нескольких тем.


Что из перечисленного ниже относится к организмам
А) шампиньон; Г) бабочка;
Б) часы; Д) вирус;
В) берёза; Е) пароход.
Свойствами организмов считают:
А) растворимость; В) электропроводность;
Б) рост; Г) дыхание.
Что из перечисленного ниже относится к неживой природе:
А) собака; Г) свет;
Б) сосна; Д) ворона;
В) вода; Е) климат.
Какие организмы живут в наземно-воздушной среде обитания?
А) лягушка; Г) лось;
Б) личинки жуков; Д) тюлень;
В) ласточка; Е) змея.
Какой газ поглощается при фотосинтезе?
А) кислород; В) азот;
Б) углекислый газ; Г) водяной пар.
Что образуется из цветка?
А) корень; В) стебель;
Б) лепесток; Г) плод.
Какие из перечисленных ниже растений относятся к культурным?
А) репчатый лук; Г) одуванчик;
Б) фиалка; Д) укроп;
В) мох; Е) роза.
Какие из перечисленных растений относятся к техническим?
А) сирень; Г) сахарная свёкла;
Б) морковь; Д) горох;
В) подсолнечник; Е) хлопчатник.
Возможность увидеть мир мельчайших организмов с помощью микроскопа появилась в:
А) 1600 г.; Б) 1700 г.; В) 1671 г.
Главные части микроскопа:
А) окуляр;
Б) объектив;
В) штатив.
Основная структурная единица организма:
А) корень; В) клетка;
Б) стебель; Г) орган.
Клетка снаружи покрыта:
А) цитоплазмой;
Б) оболочкой;
В) пластидами.
Зелёные пластиды называются:
А) лейкопласты;
Б) хлоропласты;
В) хромопласты.



Задания на интеграцию знаний – проверяют умения обобщать известные факты.


1.О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует
существование травянистых и древесных форм;
наличие их отпечатков и окаменелостей;
их способ размножения;
их современное многообразие.
2. Что свидетельствует о более высокой организации грибов по сравнению с бактериями?
способность вступать в симбиоз с растениями;
наличие в клетках цитоплазмы и оболочки;
наличие ядра и митохондрий в клетке;
питание готовыми органическими веществами.
3. Ткани и органы отсутствуют у растений отдела
папоротниковидных;
водорослей;
моховидных;
голосеменных.
4. Наличие в составе лишайников цианобактерий обеспечивает
поглощение атмосферной и почвенной влаги;
использование света для образования органических веществ;
сапротрофное питание;
защиту от механических повреждений.
5. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению со мхами?
в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических;
не нуждаются в воде при оплодотворении;
относятся к высшим споровым растениям;
имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.
6. Из зиготы кукушкина льна формируется:
споргангий с коробочкой и крышечкой;
листостебельное растение;
многоклеточный заросток;
длинная нить – протонема.
7. Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом.
Особенности строения и функций Виды тканей
А) состоят их плотно прилегающих друг к другу клеток; 1) покровная;
Б) имеют устьица, чечевички; 2) проводящая.
В) образованы клетками удлинённой формы,
сообщающихся между собой;
Г) обеспечивают защиту органов растения
от неблагоприятных условий среды;
Д) осуществляют газообмен и испарение воды;
Е) включают сосуды и ситовидные трубки.
А
Б
В
Г
Д
Е










8. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого он характерен
Признаки растений Отдел
А) листостебельные растения, не имеющие корней; 1) моховидные;
Б) имеют хорошо развитую проводящую систему; 2) папоротниковидные.
В) некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых запасается вода;


Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост
растения ограничен;
Д) половое поколение (гаметофит) преобладает
над бесполым (спорофитом);
Е) спорофит преобладает над гаметофитом.
А
Б
В
Г
Д
Е










9. Установите соответствие между признаком организмов и царством, для которого этот признак характерен.
Признак Царство
А) по способу питания в основном автотрофы; 1) растения;
Б) имеют вакуоли с клеточным соком; 2) животные
В) клеточная стенка отсутствует;
Г) в клетках имеются пластиды;
Д) большинство способно передвигаться;
Е) по способу питания преимущественно гетеротрофы.
А
Б
В
Г
Д
Е









10. Установите последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции
А) голосеменные; Г) покрытосеменные;
Б) водоросли; Д) папоротники.
В) псилофиты;







Задания на применения знаний – проверяют умения использовать фактические знания для решения проблемных задач.


1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

2. Докажите, что корневище растения – видоизменённый побег.

3. Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов?

4. Академик С.Г. Навашин в 1898 году открыл у цветковых растений явление, которое он назвал «двойное оплодотворение». В чём суть этого процесса и почему некоторые учёные не согласны с таким названием этого явления

5. Решите биологическую задачу:
Прочность на разрыв паутины выше, чем прочность не только шёлка, но и металлической проволоки с тем же диаметром. За 3-4 дня, наматывая нити на катушку, от паука-крестовика можно получить до 1 км паутины. Как вы думаете, с чем связаны трудности производства тканей из паутины в тех же масштабах, в каких налажено производство шёлковых тканей?

6.Поразмышляйте:
«Фу, паук!»- это выражение вы слышали не раз. У многих людей «сложные» отношения к этим представителям членистоногих. Можете ли вы возразить?




Приложение 2.

Контрольная работа по теме: генетика, 9 класс.

I вариант

1.Охарактеризуйте первый закон Г.Менделя.
2. Охарактеризуйте зависимость между понятиями ген, аллель, кроссинговер.
3. Всегда ли по фенотипу можно определить генотип? Ответ обоснуйте.
4. Какие типы взаимодействия генов вам известны? Дайте объяснение полимерии.
5. Объясните, почему болезни, наследуемые с X хромосомой, чаще проявляются в фенотипе у мужчин? Приведите пример.
6. Решите следующие задачи:
Гетерозиготную чёрную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Определите генотипы и фенотипы возможного потомства (чёрный цвет шерсти – доминантный признак).
Какие дети могли бы родиться от брака гемофилика с женщиной, страдающей дальтонизмом (а в остальном имеющей вполне благополучный генотип)? (гемофилия и дальтонизм – болезни, сцепленные с X хромосомой.


Контрольная работа по экологии

Действие факторов среды на организм


На любой организм одновременно воздействует комплекс экологических факторов. Почему фактор, который сильно отклоняется от оптимальной для вида величины, называют ограничивающим? Почему выход всего лишь одного из факторов за пределы выносливости организма может привести его к гибели?
На распространение организмов влияет ограничивающий фактор, а не те из них, которые имеют оптимальное значение. Объясните, почему. Какие факторы являются ограничивающими для жизни организмов в пустыне? в тундре? для корней в почве?
В умеренном поясе изменения в природе носят сезонный характер. Какие изменения происходят в жизни растений и животных лесного сообщества осенью, зимой и весной? В чём проявляется приспособительный характер сезонных изменений в жизни растений и животных?
Растения, а также ряд животных пребывают в состоянии покоя в неблагоприятное для жизнедеятельности время года. Как меняются процессы жизнедеятельности, рост организмов в состоянии зимнего покоя? Каково значение этих изменений? Какой экологический фактор играет роль сигнала о необходимости подготовки организмов к состоянию покоя?
Реакция организмов на изменение продолжительности дня называют фотопериодизмом. Какое значение для жизни организмов имеет эта реакция? Почему изменение продолжительности дня считают главным сигналом в наступлении в природе неблагоприятных условий для жизни организмов?




Приложение 3.

Оценочный лист по теме: Биосфера. Биомасса
Ученика (цы) 10 класса «___» _______________________________

Предварительный (входной) контроль.

Какие оболочки Земли тебе известны?
Что ты знаешь о биосфере?
Что такое биосистема? Можно ли биосферу назвать биосистемой? Почему?
(самооценка_____)

Текущий контроль.

Объясни высказывание В.И. Вернадского: «Биосфера – это планетарное явление космического характера, её важной особенностью, главной геологической силой является жизнь – «живое вещество», не просто населяющее биосферу, а преобразующее облик Земли».
Почему почва - биокосное вещество, а торф – биогенное?
Почему выше озонового слоя в атмосфере нет жизни? Глубже 3-3,5 км в литосфере?
Из всего живого на Земле самое сильное влияние на биосферу оказывает человек. В чём это проявляется?
Биомасса растений на Земле значительно превышает биомассу животных. Объясните эту закономерность с позиций правила экологической пирамиды.
Объясните закономерности распределения биомассы в биосфере:
А) биомасса увеличивается от полюсов к экватору;
Б) основная масса живых организмов сосредоточена в местах соприкосновения различных оболочек Земли.
7. Размножение обеспечивает давление жизни и плотность жизни. Крысы могли бы заселить всю Землю за 8 лет; бактерии холеры – за 1,25 суток; комнатная муха – за 1 год. Почему численность организмов ограничена? В чём проявляется сопротивление среды?
( самооценка_______)

Периодический контроль (поурочный).


Тестирование по теме урока.


Вариант
ответа
вопросы


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

А












Б












В














Самооценка за урок_____________
Оценка учителя_________________











Андреевских О.А. МКОУ «Троицкая СОШ №5»



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315