Русский язык. Оценка индивидуальных достижений учащихся за 1 полугодие
РУССКИЙ ЯЗЫК, 3 класс
(оценка индивидуальных достижений обучающихся)
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества обучающихся 3 класса
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.), с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Русский язык», Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» и отдельных метапредметных результатов обучении.
Кодификатор содержит планируемые результаты, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, проверяемых в рамках процедуры оценки состояния системы начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении.КОД Проверяемые умения
1. РАЗдел «Фонетика и графика»
1.1. Умение различать звуки и буквы.
1.2. Умение характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).
2. РАЗдел «Состав слова (морфемика)»
2.1. Умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.
2.2. Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
3. РАЗдел «Лексика»
3.1. Умение выявлять слова синонимы.
4. РАЗдел «Морфология»
4.1. Умение определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение.
4.2. Умение определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж.
4.3. Умение определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
5. РАЗдел «Синтаксис»
5.1. Умение различать предложение, словосочетание, слово.
5.2. находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.
5.3 Умение определять границы предложения.
6. РАЗдел «Орфография и пунктуация»
6.1. применять правила правописания (в объеме содержания курса)
7. РАЗдел «Развитие речи»
7.1. Умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.
7.2. Умение соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).
7.3. Умение самостоятельно озаглавливать текст.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы за I полугодие для обучающихся 3 класса начальной школы по русскому языку (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык».
Основной целью работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения русского языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами русского языка.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработаны на основе следующих документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.).
Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. (с. 22-26).
Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с. (с. 119-125).
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с. (с. 36-44).
Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ
На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология. Русский язык. Родной язык» для проведения процедур оценки качества начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).
В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».
Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов блока «Выпускник научится», работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение третьеклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности
В таблице 1 приведено примерное распределение заданий в работе по основным разделам программы. Демонстрационный вариант сконструирован таким образом, чтобы обеспечить проверку всех групп умений, выделенных в кодификаторе.
Таблица 1. Распределение заданий по основным разделам
Раздел курса Число заданий в демонстрационном варианте
Фонетика и графика 2
Состав слова 2
Морфология 3
Синтаксис 4
Орфография и пунктуация 2
Развитие речи 1
Лексика 1
Итого: 15
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Цель итоговой работы определила её структуру и уровень сложности заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.
Из 15 заданий проверочной работы 12 заданий относятся к базовому уровню сложности, 3 задания – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий продиктовано необходимостью включения в работу не менее 75% заданий базового уровня от общего числа заданий. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в плане работы.
В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, с выбором нескольких верных ответов из ряда предложенных, с кратким ответом, с развернутым ответом.
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. Задания с выбором нескольких правильных ответов из ряда предложенных оцениваются 1 или 0 баллов. Задания с кратким развернутым ответом оцениваются 2, 1 или 0 баллов. Разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания.
При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать несколько параметров. Один из параметров - соотношение балла, полученного учеником за выполнение работы, и максимального балла за работу, т.е. подсчет процента балла, набранного учеником за всю работу, от максимального балла (процент от максимального балла). Второй параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий базового уровня, и определение процента выполнения базовых заданий по отношению к максимальному баллу за задания базового уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником базового уровня предметной подготовки. Третий параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий повышенного уровня, и определение процента выполнения заданий повышенного уровня по отношению к максимальному баллу за задания повышенного уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником повышенного уровня предметной подготовки.
Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения третьеклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе. Считается, что учащийся достиг этого уровня, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня. В период введения новых стандартов по русскому языку можно принять за критерий достижения 60% заданий базового уровня. Если в демонстрационном варианте 15 заданий базового уровня, то 9 заданий составляют 60%. В этом случае, при получении учащимся не менее 9 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 14-15 баллов (максимальный балл за выполнение заданий базового уровня равен 15) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки.
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
План варианта КИМ
Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы.
План 1-2 вариантов работы
№ задания Блок содержания Объект оценивания Код проверяемых умений Тип задания Уровень сложности Максимальный балл за выполнение
1 Фонетика и графика Умение определять количество букв и звуков в слове. 1.1 ВО Б 1
2 Фонетика и графика Умение характеризовать звуки русского языка. 1.2 ВО Б 1
3 Состав слова Умение различать родственные слова и формы одного и того же слова. 2.1 ВО Б 1
4 Состав слова Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение находить слова, соответствующие предложенной схеме состава слова. 2.2 ВО Б 1
5 Лексика Умение выявлять слова синонимы. 3.1 ВО Б 1
6 Морфология Умение определять падеж имен существительных. 4.1 ВО Б 1
7 Морфология Знание правила Умение об изменении имен прилагательных по числам и родам. 4.2 ВО Б 1
8 Морфология Умение определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени) 4.3 ВО Б 1
9 Синтаксис Умение различать предложение, словосочетание, слово. 5.1 ВО Б 1
10 Синтаксис Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое. 5.2 ВО Б 1
11 Синтаксис Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое. 5.2 КО Б 1
12 Орфография и пунктуация Умение применять правило правописания корневых орфограмм. 6.1 РО П2
13 Орфография и пунктуация Умение применять правило правописания ь на конце имен существительных после шипящих. 6.1 ВО Б 1
14 Развитие речи Умение соблюдать правила устного общения. 7.2 КО П2
15 Синтаксис Умение делить текст на предложения. Умение самостоятельно озаглавливать текст. 5.1 КО
ВО П2
ИТОГО 18 баллов
Условные обозначения:
Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень.
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий демонстрационного варианта работы и работы в целом
В заданиях с выбором ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.
В следующей таблице к заданиям с выбором ответа приведены номера верных ответов, к заданиям с кратким ответом приведены верные ответы, к заданиям с записью решения или объяснения приведены примеры решений и объяснений, дано описание полных и частично верных ответов и указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ. К некоторым заданиям приведены примечания относительно влияния на правильность ответа возможных недочетов, которые допускают учащиеся.
За выполнение каждого из 12 заданий базового уровня сложности (№№ 1-12) выставляется: 1 балл – верный ответ, 0 баллов – неверный ответ или ответ отсутствует.
За выполнение каждого из 3 заданий повышенного уровня (№№ 13-15) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов.
1 вариант
№ задания Максимальный
балл Правильное решение или ответ
1 1 Ответ: в) ярмарка.
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
2 1 Ответ: а) в слове чайки все согласные мягкие.
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
3 1 Ответ: в) ветер, ветрище, ветерок, ветреный.
1 балл – дан верный ответ
0 баллов – неверный ответ
4 1 Ответ: б) полоска
1 балл – дан верный ответ
0 баллов – неверный ответ
5 1 Ответ: б) отважный
1 балл – дан верный ответ
0 баллов – неверный ответ
6 1 Ответ: б) к кроватке
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
7 1 Ответ: в) в форме ср. р, ед.ч.,В.п..
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
8 1 Ответ: а) стоял
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
9 1 Ответ: б) Под дубом лежали желуди.
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
10 1 Ответ: в) снег подернулся
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
11 1 Ответ: пахнет земляника
1 балл – подчеркнута верно грамматическая основа предложения.
0 баллов – неверный ответ
12 2 Ответ: гибкий, рыбка, редкий
устный, поздний, сердце
зимовье, пятно, полезный1 балл – дан верный ответ
0 баллов – дан неверный ответ
13 1 Ответ: г) молодежь
2 балла – дан верный ответ
0 балл – дан неверный ответ
14 2 Ответ: Реплика1 Здравствуйте, Добрый день,
Реплика 2 Будьте добры, пожалуйста
Реплика 3 Всего доброго, Досвидания , спасибо
2 балла – даны верные ответы (несколько слов)
1 балл- дано одно слово в реплике
0 баллов – дан неверный ответ
15 2 Ответ: Гроза. Б) 5
2 балла – даны оба верных ответа,
1 балл- дан один верный ответ.
0 баллов – даны неверные ответы
2 вариант
№ задания Максимальный
балл Правильное решение или ответ
1 1 Ответ: в) юбка
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
2 1 Ответ: а) в слове метель все согласные мягкие.
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
3 1 Ответ: в) груз, грузовая, грузчик, грузить
1 балл – дан верный ответ
0 баллов – неверный ответ
4 1 Ответ: в) морской
1 балл – дан верный ответ
0 баллов – неверный ответ
5 1 Ответ: в) скорый
1 балл – дан верный ответ
0 баллов – неверный ответ
6 1 Ответ: в) на траве
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
7 1 Ответ: г) в форме м. р, ед.ч.,Д.п..
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
8 1 Ответ: г) заморозил
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
9 1 Ответ: а) Наступила холодная зима.
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
10 1 Ответ: б) бурундук вытащил
1 балл – выбран верный ответ
0 баллов – неверный ответ
11 1 Ответ: засияло солнышко
1 балл – подчеркнута верно грамматическая основа предложения.
0 баллов – неверный ответ
12 2 Ответ: легкий, кружка, ловкий
грустный, звездный, честный, яростный
медок, бежать,
1 балл – дан верный ответ
0 баллов – дан неверный ответ
13 1 Ответ: б) печь
2 балла – дан верный ответ
0 баллов – дан неверный ответ
14 2 Ответ: Реплика1 Здравствуйте, Добрый день,
Реплика 2 Будьте добры, пожалуйста
Реплика 3 Всего доброго, Досвидания , спасибо
2 балла – даны верные ответы (несколько слов)
1 балл- дано одно слово в реплике
0 баллов – дан неверный ответ
15 2 Ответ: После дождя. Дождь кончился б) 5
2 балла – даны оба верных ответа,
1 балл- дан один верный ответ.
0 баллов – даны неверные ответы
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы для проведения работы не требуются.
Условия проведения тестирования (требования к специалистам)
Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.
Рекомендации по подготовке к работе
Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.
Итоговый тест по русскому языку 3 класс I полугодие
1 вариант
Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв:
а) абрикос б) соловьи в) ярмарка г) ванна
2. Выбери верное утверждение
а)В слове чайки все согласные мягкие.
б)В слове чайки три слога.
в)В слове чайки букв больше, чем звуков.
г)В слове чайки нет глухих согласных.
3. Обведи ряд, в который включены родственные слова и нет формы одного из слов.
а)город, городской, города, городок
б)снег, снежный, снежок, снежнаяв)ветер, ветрище, ветерок, ветреный
г)лист, листок, листопад, листком
4. Обведи слово, которое походит к схеме
а) покраска б) полоска в) погода г) повязка
5. Укажи близкое по смыслу прилагательное СМЕЛЫЙ а) честный б) отважный в) мудрый г) всемогущий
6. Обведи существительное, окончание которого указывает на форму
ед. ч., ж.р., Д.п..
а)от усталости
б)к кроватке
в) на сирени
г) в жизни
7.Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное слово.
В это солнечное утро лес был наполнен необыкновенной радостью.
а)в форме ср. р., ед. ч., Им. п.
б)в форме м. р., ед. ч., В. п.
в)в форме ср. р., ед. ч., В. п.
г)в форме м. р., ед. ч., И. п.
8.Найди глагол прошедшего времени.
а) стоял б) играет в) покажет г) смотришь
9. Прочитайте. Подчеркните только предложения. Поставьте знаки препинания в конце.
а) Дует холодный морской
б) Под дубом лежали желуди
в) У лесной тропинки
г) Детская площадка
10.Найдите верную грамматическую основу предложения
Ночью снег подёрнулся ледяной корой.
а) ночью подёрнулся
б) подёрнулся корой
в) снег подёрнулся
г) подёрнулся ледяной
11.Прочитай предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое.
Пахнет спелая душистая земляника.
12. * Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
гибкий, устный, поздний, рыбка, зимовье, сердце, пятно, редкий, полезный
13. Укажи слово с ь на конце слова.
а) шалаш…
б) плащ…
в) туч…
г) молодеж…
14. Прочитай запись телефонного разговора.
Федя позвонил своему другу Гене. К телефону подошёл папа Гены, Игорь Семёнович.
1) – А Генка дома?
– Добрый день, Федя! Нет, он ещё не вернулся из школы.
2) – А скажите ему, чтобы он мне позвонил!
– Договорились, Федя! Я ему передам. До свидания.
3) – Хорошо.
Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Феди.
Реплика 1
Реплика 2
Реплика 3
15*. Раздели текст на предложения. Укажи количество предложений. Озаглавь текст.
________________
Ветер крутится в верхушках деревьев хлещет проливной дождь мы пробуем укрыться под старой ольхой молния на мгновение озаряет все вокруг мы покидаем убежище и выходим из леса.
а) 4 б) 5 в) 6 г) 7
Итоговый тест по русскому языку 3 класс I полугодие
2 вариант
Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв:
а) ветерок б) рассвет в) юбка г) семья
2. Выбери верное утверждение
а)В слове метель все согласные мягкие.
б)В слове метель три слога.
в)В слове метель букв меньше, чем звуков.
г)В слове метель нет глухих согласных.
3. Обведи номер ряда, в который включены родственные слова и нет формы одного из слов.
а)гора, горный, горы, горка
б)сладость, сладкий, сладко, сладкая
в)груз, грузовая, грузчик, грузить
г)след, следки, следить, следам
4. Обведи слово, которое походит к схеме
а) огородник б) походка в) морской г) добрый
5. Укажи близкое по смыслу прилагательное БЫСТРЫЙ а) решительный б) умный в) скорый г) точный
6. Обведи существительное, окончание которого указывает на форму
ед. ч., ж.р., Пр.п..
а)в небе
б)о ночах
в) на траве
г) с пеной
7.Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное слово.
Солнечные лучи скользили по холодному снегу.
а)в форме ср. р., ед. ч., Им. п.
б)в форме м. р., ед. ч., В. п.
в)в форме ср. р., ед. ч., П. п.
г)в форме м. р., ед. ч., Д. п.
8.Найди глагол прошедшего времени.
а) стоишь б) мечтает в) покрасит г) заморозил
9. Прочитайте. Подчеркните только предложения. Поставьте знаки препинания.
а) Наступила холодная зима
б) Метели и вьюги больше по лесам и полям
в) Около дома стоят
г) Дети на санках с горы
10.Найдите верную грамматическую основу предложения
Бурундук вытащил орехи из норы.
а) вытащил орехи
б) бурундук вытащил
в) вытащил из норы
г) орехи из норы
11.Прочитай предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое.
В небе засияло яркое солнышко.
12. * Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
легкий, грустный, звездный, кружка, медок, честный, бежать, ловкий, яростный
13. Укажи слово с ь на конце слова.
а) грач…
б) печ…
в) луж…
г) гараж…
14.* Прочитай запись телефонного разговора.
Ваня позвонил своему другу Сереже. К телефону подошла мама Сережи, Марина Ивановна.
1) – А Серега дома?
– Добрый день, Ваня! Нет, он ещё не вернулся из школы.
2) – А скажите ему, чтобы он мне позвонил!
– Договорились, Ваня! Я ему передам. До свидания.
3) – Хорошо.
Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Вани.
Реплика 1
Реплика 2
Реплика 3
15*. Раздели текст на предложения. Укажи количество предложений. Озаглавь текст.
________________
Косой дождь становился все мельче тучи начали разделяться на волнистые облака через минуту заблестел робкий луч солнца осиновая роща роняет с ветвей капли дождя с веселой песней вьются жаворонки. а) 4 б) 5 в) 6 г) 7