Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы


Технология проектной деятельности в условиях
общеобразовательной школы.
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект, сточки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и значим для самих учащихся.
Учебный проект, с точки зрения учителя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:
- анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагания и планирования деятельности;
- самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
- презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов.
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиска необходимой информации, её систематизации и структуризации (вычленение и усвоения необходимого знания из информационного поля);
- применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
- выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
- проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧЕБНЫМ ПРОЕКТАМ.
Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (парная, индивидуальная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов.
УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ, ДЕЛЯТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ГРУПП.
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного искусства, видеофильмы, сочинения и т.п.
РОЛЕВОЙ (игровой) ПРОЕКТ. Участвуя в нём, проектанты берет на себя роли литературных героев, исторических деятелей или выдуманных персонажей. Результат проекта остается открытым до самого окончания. (Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен мирный договор?)Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города…
По предметно-содержательной области учебные проекты делятся на- монопроект, в рамках одной области знаний;
- межпредметный проект, на стыке различных областей.
По характеру координации проекта:
- непосредственный (жёсткий, гибкий);
- скрытый (неявный; характерно для телекоммуникационных проектов).
4. По характеру контактов: среди учеников одной школы, одного класса,
города, региона.
5. По количеству участников проекта: индивидуальный, парный,
групповой, коллективный, массовый.
По продолжительности: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, учебная четверть, учебный год).Организация проектной деятельности учащихся.
Этап 1. Погружение в проблему.
Деятельность учителя: формулирует проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи.
Деятельность учащихся: личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию, принятие, уточнение и конкретизация цели и задачи.

Этап 2. Организация деятельности.
Деятельность учителя: спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»). Распределить обязанности в группе. Обсудить возможные формы предъявления результата проекта.
Деятельность учащихся. Осуществляют планирование работы, образуют рабочие группы, распределяют обязанности, выбирают формы и способы представления информации.
Этап 3. Осуществление деятельности.
Учитель не участвует, но консультирует учащихся, ненавязчиво контролирует, ориентирует в поле необходимой информации.
Деятельность учащихся. Работают активно и самостоятельно по поиску, сбору и структурированию информации, консультируются с учителем, готовят презентацию результатов.
Этап 4. Презентация, самоанализ и самооценка
результатов.
Учитель принимает итоговый отчёт, обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает по критериям:
Глубина проникновения в проблему.
Привлечение знаний из других областей.
Доказательность, умение аргументировать свои заключения и выводы.
Активность каждого участника проекта.
Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
Эстетика оформления результатов.
Умение отвечать на вопросы (лаконичность и аргументированность)
Учащиеся демонстрируют:
- понимание проблемы, цели и задачи,
- умение планировать и осуществлять работу,
- найденный способ решения проблемы,
-осуществляют рефлексию деятельности и результатов.
Я в течение 3 лет работала по теме «Проектная деятельность учащихся как способ развития и совершенствования письменной связной речи».
По предметно-содержательной области - это были монопроекты.
В 5 классе творческий мини-проект (2 урока): «Сказка как вид литературного творчества». Результат проекта – написание своих сказок. Индивидуальный проект.
В 8 классе творческий проект длительный (1 месяц). Групповой проект. Результат – написание творческих работ разных жанров (описание природы, картины художника, сочинение-рассуждение, дневниковая запись, сценарий). Вид отчета – презентации.
В 9 классе творческий проект по литературе, парный, монопроект, краткосрочный (4 урока). Цель – совершенствование навыков анализа поэтического текста. Конечный продукт – презентации.
Не все работы были хорошими, только некоторые получили «5» или «4». В сельской школе нет параллельных классов, а проектной деятельностью учащиеся занимаются по многим предметам: математика, английский язык, история, география. Нельзя чрезмерно нагружать детей, поэтому у меня так мало учебных проектов.
В настоящее время учащиеся 6 класса работают над проектом «Моя семья в Великой Отечественной войне». Практико-ориентированный проект. Продолжительность работы – 1 месяц. Межпредметный проект, индивидуальный. Конечный результат – альманах «Верные сыны Отечества»».
Представляю вам некоторые работы моих учеников.