План-конспект урока по математике Отрицательные целые числа (6 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Математика. 6 класс
Тема: Отрицательные целые числа
Цель: ввести понятие отрицательного числа, его расположения в ряде целых чисел и на координатной оси; иллюстрировать на ряде неотрицательных чисел вычитание
Оборудование: интерактивная доска, презентация
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Работа с презентацией. Найдите координаты точек.
Какие числа вам знакомы? Назовите примеры.
Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами познакомимся с новыми числами. Окружающий мир настолько сложен и разнообразен. Натуральных и дробных чисел бывает недостаточно, чтобы измерить некоторые величины, описать многие события. Давайте посмотрим на числа -5, +3.
Вы можете назвать эти числа?
В каких случаях мы часто ими пользуемся? (когда говорим о погоде).
Ребята, какое время года сейчас? Чем отличается погода летом и зимой? А как вы узнали, что на улице холодно? С помощью какого прибора? Давайте рассмотрим термометр. Что изображено на термометре? Как расположены числа?
Работа с презентацией
Работа в тетради
Запись положительных и отрицательных чисел под диктовку:
Самое низкое место поверхности суши – побережье Мертвого моря 402 м.
Самый высокий действующий вулкан – Килиманджаро 5895 м.
Самое древнее и самое глубокое озеро – Байкал 1620 м.
Самая низкая отметка на территории России – Прикаспийская низменность 28 м.
Изображение целых чисел на координатной оси
901705237500Работа с презентацией
Проведём прямую. Отметим на ней точку 0 (ноль) и примем эту точку за начало отсчёта.
Укажем стрелкой направление движения по прямой вправо от начала координат. В этом направлении от точки 0 будем откладывать положительные числа.
То есть положительными называют уже известные нам числа, кроме нуля. Иногда положительные числа записывают со знаком «+». Например, «+8».
Для краткости записи знак «+» перед положительным числом обычно опускают и вместо «+8» пишут просто 8.
Поэтому «+3» и «3» — это одно и тоже число, только по разному обозначенное.
Выберем какой-либо отрезок, длину которого примем за единицу и отложим его несколько раз вправо от точки 0. В конце первого отрезка записывается число 1, в конце второго — число 2 и т.д.
Отложив единичный отрезок влево от начала отсчёта получим отрицательные числа: −1; −2; и т.д.
Отрицательные числа используют для обозначения различных величин, таких как: температура (ниже нуля), расход — то есть отрицательный доход, глубина — отрицательная высота и другие.
Как видно из рисунка, отрицательные числа — это уже известные нам числа, только со знаком «минус»: −8; −5,25 и т.д.
Числовую ось обычно располагают горизонтально или вертикально. Если координатная прямая расположена вертикально, то направление вверх от начала отсчёта обычно считают положительным, а вниз от начала отсчёта — отрицательным. Стрелкой указывают положительное направление.
Прямая, на которой отмечено:
начало отсчёта (точка 0);
единичный отрезок;
стрелкой указано положительное направление;
называется координатной прямой или числовой осью.
Закрепление нового материала.
Зададим координатную прямую, примем за единичный отрезок 1 клетку. Отметим на этой прямой точки А (2), B (-3), C (7), D (-9), E (6), F (4), M (-5).
Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точки А и D так, чтобы
D была правее точки А и АD = 6 см. Отметьте точку O – начало отсчета, если А(1), а D (7).
А была левее точки D и расстояние между ними составляло 5 см. Отметьте точку O – начало отсчета, если А(-3), а D (2).
Работа с учебником
Итоги урока. Рефлексия.
Работа с презентацией
Домашнее задание